Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда и расходов по социальной защите работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – осветить теоретические и практические вопросы сущности фонда оплаты труда и выплат социального характера, учета расчетов с персоналом по оплате труда и расходов по социальной защите работников в ОАО «Астраханское стекловолокно», рассмотреть имеющиеся проблемы по учету оплаты туда, разработать предложения по совершенствованию учета труда и его оплаты.

Файлы: 1 файл

курсовая зар плата.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

 

3

Введение

Для осуществления  производственно-хозяйственной деятельности предприятию необходимы не только затраты  овеществленного труда (основных средств, товарно-материальных ценностей и  т. д.), но и затраты живого труда. Без них невозможен процесс производства.

Выражением  затрат живого труда в бухгалтерском  учете является его оплата. В связи  с этим важное место в бухгалтерском  учете занимает учет оплаты труда, фонда  заработной платы.

При переходе к  рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда. Складываются новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда. Переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений. Теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.

На первом месте  по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования  рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому  значение данной проблемы трудно переоценить.

Учет труда  и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством  и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального  характера.

Новые системы  организации труда и заработной платы должны обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Необходимо учитывать так же, что формирование и величина прибыли зависят от выбранной системы оплаты труда.

Основными задачами учета труда и заработной платы  являются:

- учет личного состава работников предприятия;

- заполнение  форм первичной учетной документации;

- учет использования  рабочего времени;

- своевременное  и правильное начисление оплаты  труда по всем основаниям;

- формирование  оплаты труда;

- определение  и учет форм и систем оплаты труда;

- контроль количества  и качества труда;

4

- контроль использования  рабочего времени;

- контроль использования  фонда заработной платы и выплат  социального характера;

- своевременная  выплата заработной платы;

- учет удержаний  из заработной платы и перечисление их по назначению;

- начисление  и перечисление в бюджет налога  на доходы физических лиц;

- начисление  и осуществление выплат за  счет Фонда социального страхования;

- исчисление  средней заработной платы;

- оформление  выплаты заработной платы;

- расчет и  учет начислений на заработную  плату;

- работа с  банком по операциям, связанным  оплатой труда;

- учет обязательного  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний;

- составление  и представление отчетности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- расчет и  учет отпускных;

- составление  и представление статистической  отчетности;

- проведение  работы по автоматизации учета  оплаты труда и т. д.

Актуальность выбранной темы исследования объясняется зависимостью величины заработной платы от уровня жизни населения любой страны. Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.

Цель  данной работы – осветить теоретические и практические вопросы сущности фонда оплаты труда и выплат социального характера, учета расчетов с персоналом по оплате труда и расходов по социальной защите работников в ОАО «Астраханское стекловолокно», рассмотреть имеющиеся проблемы по учету оплаты туда, разработать предложения по совершенствованию учета труда и его оплаты.

Задача  данной работы – охарактеризовать организацию бухгалтерского учета в ОАО «Астраханское стекловолокно», порядок отражения бухгалтерских операций по расчетам с персоналом по оплате труда, социальным выплатам, провести анализ учета труда и его оплаты, выявить пути наиболее эффективного использования фонда заработной платы.

Глава 1 бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда и расходов по социальной защите работников

    • 1.1. Нормативно-законодательная  база регулирования операций по оплате труда

    Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.5 Трудового Кодекса РФ):

    • Трудовым Кодексом;
    • Иными федеральными законами;
    • Указами Президента Российской Федерации;
    • Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
    • Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
    • Актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

    Нормы трудового  права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому  Кодексу.

    Указы Президента Российской Федерации, Постановления  Правительства, Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому Кодексу и иным федеральным законам.

    В соответствии со ст. 8 Трудового Кодекса РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

    Коллективным  договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных  нормативных актов, содержащих нормы  трудового права, по согласованию с  представительным органом работников.

    Основными нормативными документами, регулирующими фонд оплаты труда и расчеты с персоналом по оплате труда, являются:

    6

    - Трудовой кодекс  Российской Федерации. Федеральный  закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ.

    - Налоговый  кодекс Российской Федерации.  Часть 2. Федеральные законы от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ, 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, 6 августа 2001 г. №110-ФЗ.

    - Федеральный  закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской  Федерации".

    - Федеральный  закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации".

    - Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

    - Федеральный  закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ "Об  обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний".

    - Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

    - Постановление  Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. №213 "Об особенностях порядка  исчисления средней заработной  платы".

    - Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Министерства финансов РФ от

    29 июля 1998 г.  №34н «О коллективных договорах  и соглашениях». Закон Российской  Федерации от 21.12.95 г. №207-ФЗ

    - Инструкция  о составе фонда заработной  платы и выплат социального  характера. Утверждена постановлением государственного комитета РФ по статистике от 24.11.2000 г. №116

    - Методические  рекомендации по порядку исчисления  и уплаты единого социального  налога (взноса). Утверждены приказом  Министерства РФ по налогам  и сборам от 29.12.2000 г. №БГ-3-07/465

    К локальным  нормативным актам можно отнести  коллективный договор, соглашение, приказы  и распоряжения, создаваемые на каждом предприятии самостоятельно.

  • 1.2. Международные стандарты бухгалтерского учета оплаты труда

  • В условиях перехода России к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Эти изменения требуют серьезного изучения и использования множества фундаментальных

    7

    положений, принятых в странах с развитой экономикой, таких как США.

    Система учета  заработной платы нуждается в  строгом контроле и эффективной  обработке данных, а также в  регулярном информировании соответствующих  финансовых органов.

    Существуют  три вида обязательств, связанных  с учетом заработной платы:

    1) Задолженность  по выплате заработной платы.

    2) Задолженность  по налогам, взимаемым с заработной  платы.

    3) Задолженность  по прочим удержаниям из заработной  платы.

    Задолженность по выплате заработной платы. Предприниматель является ответственным за выплату заработной платы рабочим и служащим.

    Заработная  плата рабочих рассчитывается исходя из почасовой ставки или сдельной выработки. Для служащих устанавливается  месячные или годовые оклады. Как правило, к этой категории относят управленческий аппарат. Помимо определения минимального уровня заработной платы Федеральный Закон «О справедливых условиях труда» упорядочивает выплаты за сверхурочные работы. Владелец промышленного, торгового или транспортного предприятия, деятельность которого выходит за пределы одного штата, согласно федеральному законодательству оплачивает каждый час сверхурочных работ. При этом отработанные часы, свыше сорока часов в неделю и восьми часов в день, считаются сверхурочными. Сверхурочные работы должны оплачиваться по крайней мере в полуторном размере регулярной ставки. Работы в выходные и праздничные дни могут быть также оплачены как сверхурочные в соответствии со специальными соглашениями по оплате труда. В выплатах за сверхурочное время, отработанное по коллективному договору (по соглашению с профсоюзами) или по другим контрактам о работе по найму, установленный минимум может быть превышен.

    Задолженность по налогам, взимаемым с заработной платы рабочих и служащих. Как правило, конечная сумма, выплачиваемая рабочим и служащим, меньше начисленной им заработной платы вследствие того, что предприниматель по существующему законодательству обязан удержать определенную часть заработка своих работников (налоги) в пользу государственных органов. Сюда относятся налоги, взимаемые по Федеральному Закону о налогообложении, в фонд социального страхования, федеральный подоходный налог и подоходный налог, установленный правительством штата. Определенные удержания производят также в интересах самих рабочих и служащих и нередко по их просьбе. К этой группе принадлежат удержания в пенсионный фонд, страховые взносы органам здравоохранения, профсоюзные взносы и благотворительные

    8

    налоги. Вне  зависимости от того, с какой целью производятся удержания из заработной платы рабочих и служащих, владелец предприятия обязан перечислить эти суммы в пользу соответствующих государственных органов, фондов или организаций.

    Программа социального  обеспечения в США финансируется  за счет удержания налогов с рабочих, служащих, предпринимателей и лиц, занятых мелким бизнесом, т. е. работающих не по найму. Эта программа обеспечивает интересы около 90% работающего населения США.

    Рассмотрим  некоторые из налогов более подробно:

    Федеральный Закон о налогообложении в фонд социального страхования (FICA) устанавливает налог, взимаемый для финансирования социальной программы. Этим налогом облагаются как рабочие и служащие, так и предприниматели. В соответствии с действующим в США законодательством заработная плата рабочих и служащих облагается данным налогом лишь до определенного уровня, т. е. сумма, превышающая его, налогообложению не подлежит. Предприниматель несет ответственность за сбор и перевод этого налога в соответствующие государственные органы. Конгресс США, увеличивая пособия по Программе социального обеспечения в условиях инфляции, ежегодно корректирует ставку налога.

    Задолженность по прочим удержаниям из заработной платы. Из заработной платы каждого работника производятся и другие удержания, например взносы для выплаты пособий по старости. По просьбе работника могут также удерживать страховой взнос или переводить определенную часть заработной платы на его счет в банке.

    На каждого  рабочего или служащего предприятия  открывается лицевой счет, на котором фиксируют все начисления и вычеты из его заработной платы. Предприниматель несет ответственность за правильность расчета суммы удержаний из заработной платы рабочих и служащих и за своевременный перевод их соответствующим организациям.

    Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда и расходов по социальной защите работников