Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:08, курсовая работа
В нынешних условиях экономических отношений невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательства имеются ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкротства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК…………………………………………………………...5
1.1 Содержание и роль бизнес-планирования в АПК………………...5
1.2 Методологические основы разработки бизнес-плана…………....8
1.3 Структура бизнес-плана и характеристика его разделов………..10
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АГРОФИРМА БАГРАТИОНОВСКАЯ»……………………………..……………………...…15
2.1 Общие сведения о предприятии…….……………………………....15
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприя-тия…….......................................................................................................…..16
2.3 Анализ финансового состояния предприятия…..………………....20
2.4 Анализ внутренней и внешней среды……………………………28
3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗ-ВОДСТВА КОРМОВОЙ СМЕСИ ДЛЯ СВИНОВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ОАО «АГРОФИРМА БАГРАТИОНОВСКАЯ»…………...37
3.1 Резюме…………………………………………………..………..…37
3.2 Анализ отрасли и видов продукции….………………………...…38
3.3 Маркетинговый план…………………………………………….....40
3.4 Производственный план…………….…………………………...…44
3.5 Финансовый план... …………………………………………………50
3.6 Анализ рисков……………………………………………….………54
3.7 Экономическая эффективность мероприятий бизнес-плана…….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...….60
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….62
3.6 Анализ рисков
В предпринимательской деятельности всегда существует опасность того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты.
Из всего перечня рисков особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам, классификация и влияние которых отражены в таблице 3.6.1.
Таблица 3.6.1 - Финансово-экономические риски
Виды рисков | Отрицательное влияние на прибыль |
Неустойчивость спроса | Падение спроса с ростом цен |
Появление альтернативного продукта | Снижение спроса |
Снижение цен конкурентов | Снижение цен |
Увеличение производства у конкурентов | Падение продаж или снижение цен |
Рост налогов | Уменьшение чистой прибыли |
Платежеспособность потребителей | Падение продаж |
Рост цен на сырье, материалы, перевозки | Снижение прибыли из-за роста цен |
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы | Снижение прибыли из-за роста цен |
Проанализировав таблицу 3.6.1, виды рисков можно сказать, что:
- неустойчивость спроса маловероятна, потому что кормовая продукция конкурентов пользуется большим спросом даже, несмотря на низкое ее качество, и мировые тенденции говорят о том, что этот рынок является бурно развивающимся и имеет большую емкость, и кроме этого в структуре прибыли предприятия имеется большой запас для снижения отпускных цен и тем самым восстановления прежних объемов продаж;
- появление альтернативного продукта имеет большую вероятность из-за отсутствия конкуренции в данном сегменте рынка, но предприятие после освоения производства кормовой смеси для свиней планирует производить целый ряд кормовых продуктов и, таким образом, диверсифицировать свою прибыль и спрос;
- снижение цен конкурентов и снижение цен на данный тип продукта также имеет большую вероятность но, как говорилось выше, стратегия предприятия направлена на создание продукта-лидера по качеству, что подразумевает определенный уровень цен, характеризующих это качество; диверсификация деятельности предприятия позволит решить проблему снижения цен;
- увеличение производства у конкурентов также имеет большую вероятность, мера противодействия – создание продукта с новыми потребительскими качествами;
- рост налогов маловероятен, но даже в случае этого события предприятие будет акцентировать внимание на налоговом планировании своей деятельности;
- платежеспособность покупателей в современной ситуации достаточно низкая, но, как отмечалось выше, предприятие имеет возможность снизить отпускные цены и увеличить объемы продаж;
- рост цен на сырье, материалы и перевозки имеет большую вероятность, так как большинство предприятий индексируют свои цены в соответствии с ростом курса доллара, но в настоящее время на рынке сырья, материалов и перевозок имеется большая конкуренция и всегда можно найти оптимальное решение этой проблемы;
- зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы имеет малую вероятность по причинам указанным выше.
3.7 Экономическая эффективность мероприятий бизнес-плана
В таблице 3.7.1. приведены прогнозируемые результаты финансово-экономической деятельности предприятия на 2012-2014 гг.
Таблица 3.7.1 - Финансово-экономические результаты деятельности ОАО «Агрофирма Багратионовская»
Коэффициент | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Коэффициенты ликвидности |
|
|
|
- коэффициент абсолютной ликвидности | 2,2 | 2,1 | 2,1 |
- коэффициент покрытия баланса | 9 | 7,9 | 6,9 |
Коэффициенты финансовой независимости и устойчивости |
|
|
|
- общий (коэффициент автономии) | 0,6 | 0,7 | 0,8 |
- коэффициент финансовой устойчивости | 0,4 | 0,6 | 2,8 |
Коэффициенты деловой активности |
|
|
|
Продолжительность оборачиваемости в днях: |
|
|
|
а) запасов | 153,4 | 80,6 | 62,3 |
б) дебиторской задолженности | 3,6 | 3,6 | 3,6 |
в) кредиторской задолженности | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
г) операционного цикла (а + б) | 157 | 84,2 | 63,6 |
д) финансового цикла (г - в) | 155,7 | 82,9 | 62,3 |
Фондоотдача основных средств, | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Коэффициенты прибыли |
|
|
|
- рентабельность продаж, % | 21,7 | 23,3 | 23,3 |
- рентабельность основной деятельности, % | 32,5 | 35 | 35 |
- рентабельность авансированного капитала, % | 112 | 125 | 134 |
Срок окупаемости проекта, лет | 1,7 | 1,8 | 1,9 |
Обоснование финансово-экономической целесообразности реализации планируемого производства можно дать на основе анализа представленных в таблице 3.7.1. показателей, по которым определяется ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость и стабильность предприятия, а главное – ожидаемый срок окупаемости проекта.
Данные таблицы показывают, что ОАО «Агрофирма Багратионовская» по состоянию на 2012 год будет иметь устойчивое финансовое состояние, т.к. все коэффициенты находятся в пределах нормативных. К 2014 году предприятие станет независимым от внешних кредиторов, т.к. планируется погашение долгосрочного кредита.
Показатели деловой активности также говорят об улучшении финансового состояния, т.к. имеется тенденция к сокращению оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, кроме того, прослеживается, что к 2014 году проект практически себя окупит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение бизнес-планирования для экономической деятельности предприятия в современных условиях трудно переоценить. Оно является основой стратегического планирования и необходимой базой для принятия грамотных управленческих решений.
В работе проведен анализ объемов и структуры выпуска продукции, прибыли, рентабельности производства, Анализ показал, что в течение рассматриваемого периода предприятие функционировало достаточно эффективно:
физический выпуск и реализация продукции в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились на 77,9% и 63,8% соответственно, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. – на 37,9% и 31,7% соответственно;
выручка от реализации в 2011 г. повысилась на 45,7%, в 2012 г. – на 1,2%;
– прибыль от реализации в 2011 г. увеличилась на 9168 млн. р., в 2012 г. – на 98 млн. р.;
затраты на рубль. реализованной продукции за рассматриваемый период снизились на 3,94%.
Таким образом, на предприятие может быть решено открыть производство кормовой й смеси «Традиционная» для прокорма свиней всех с\х пород.
Распределение чистой прибыли осуществлено исходя из отчислений в фонд накопления в размере 90% и фонд потребления – 10% чистой прибыли. Такое распределение обусловлено тем, что ОАО «Агрофирма Багратионовская» является предприятием, требующим развития своей материально-технической базы.
План доходов и расходов на 3 года в соответствии с прогнозом тенденций развития отрасли отражает, что в течение 2011 - 2013 гг. предприятие будет получать устойчивую прибыль, рентабельность продукции и продаж в динамике увеличивается, что является положительной тенденцией. Планирование выручки от реализации осуществляется с учетом времени поступления денежных средств на счет предприятия за отгруженную продукцию (3 дня).
При планировании затрат на сторону следует учитывать также, как и при планировании денежных средств, время их уплаты предприятием (продолжительность нормальной кредиторской задолженности поставщикам, бюджету и др.) – 3 дня, поставщикам - 15 дней, бюджету и банку - 9 дней (оплата труда с начислениями).
С целью оценки финансово-экономических результатов проекта составляется прогнозный баланс активов и пассивов предприятия ОАО «Агрофирма Багратионовская» на 2011-2013 г.
ОАО «агрофирма Багратионовская» по состоянию на 2012 год будет иметь устойчивое финансовое состояние, т.к. все коэффициенты находятся в пределах нормативных. К 2014 году предприятие станет независимым от внешних кредиторов, т.к. планируется погашение долгосрочного кредита.
Показатели деловой активности также говорят об улучшении финансового состояния, т.к. имеется тенденция к сокращению оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, кроме того, прослеживается, что к 2014 году проект практически себя окупит.
Все финансовые расчеты дают основания сделать вывод, что реализация проекта по производству кормой смеси для свиноводсва экономически целесообразна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / под ред. П. П. Табурчака и др. — СПб.: Химиздат, 2009.
2. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Э.А. Афитов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 2011.
3. Баканов, М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2011.
4. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Буров, В. П., Ломакин, А. Л., Морошкин, В. А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика.: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009.
6. Волков, О. И., Скляренко, В. К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2008.
7. Грибов, В. Д., Грузинов, В. П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. - М.: Финансы и статистика, 2009.
8. Грузинов, В. П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учеб. пособие. - М.: Софит, 2009.
9. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. — М.: Дело и Сервис, 2009.
10. Идрисов, А. Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: PRO-INVEST Consulting, 2011.
11. Ильин, А. И. Планирование на предприятии: Учебник. - Мн.: Новое знание, 2009.
12. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - М.: ООО «ТК Вели», 2006.
13. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / под.ред. Л.С.Сосенко –Москва КНОРУС, 2007
14. Липсиц, И. В. Бизнес-план - основа успеха. - М.: Машиностроение, 2008.
15. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельность предприятия: учеб. пособие / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
16. Маркаръян, Э. А. Финансовый анализ: учеб. пособие / Э. А. Маркарян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010.
17. Палий, В.Ф. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий / В.Ф. Палий, Л.П. Суздальцева. – М.: Машиностроение. – 2009.
18. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2008.
19. Прыкин, Б. В. Экономический анализ предприятия: учебник / Б. В. Прыкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
20. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. 8-е изд. – Минск: Новое знание, 2008.
21. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М. – 2008.
22. Скляренко, В. К., Прудников, В. М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
23. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций/А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. — М.: ИНФРА-М, 2006.
24. Экономика: учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2009.
Бухгалтерский баланс ОАО «Агрофирма Багратионовская»
На 31 декабря 2009г.
Актив | Код показателя | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Основные средства | 120 | 4478 | 4478 |
Незавершенное строительство | 130 | 81 | 498 |
Итого по разделу I | 190 | 4559 | 4976 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы | 210 | 3811 | 4871 |
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности | 211 | 1255 | 914 |
затраты в незавершенном производстве | 213 | 525 | 947 |
готовая продукция и товары для перепродажи | 214 | 1981 | 2994 |
расходы будущих периодов | 216 | 50 | 16 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 220 | 11 | - |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после | 230 | 13 | 62 |
в том числе покупатели и заказчики | 231 | 13 | - |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной | 240 | 660 | 3335 |
в том числе покупатели и заказчики | 241 | 476 | 1415 |
Краткосрочные финансовые вложения | 250 |
|
|
Денежные средства | 260 | 23 | 391 |
Прочие оборотные активы | 270 |
| - |
Итого по разделу II | 290 | 4518 | 8659 |
БАЛАНС | 300 | 9077 | 13635 |