Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 16:08, курсовая работа
Планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Планирование – это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.
Введение
Глава 1. Бизнес планирование на предприятии.
1.1. Глобальные и локальные цели планирования.
1.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
Глава 2. Разработка бизнес-плана.
2.1. Типы бизнес-планов.
2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана.
Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии.
Заключение.
Список литературы.
Содержание
Введение
Глава 1. Бизнес планирование на предприятии.
1.1. Глобальные и локальные цели планирования.
1.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
Глава 2. Разработка бизнес-плана.
2.1. Типы бизнес-планов.
2. 2. Этапы разработки производственного бизнес-плана.
Глава 3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Планирование – это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.
На уровне хозяйствующего субъекта осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и текущее технико-экономическое планирование, а также оперативно-производственное планирование как детализация разработок текущих планов предприятия в целом, его крупных цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.
В текущих технико-экономических планах (годовых, квартальных, месячных) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным планом. Текущие технико-экономические планы (производственные бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей, обеспеченности промышленно-производственным персоналом. В них также содержится расчеты затрат на производство, расчеты прибыли, рентабельности, расходы на реконструкцию производственно-технической базы предприятия.
План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
Таким образом, планирование – это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. Планировать свое предпринимательство необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам в предпринимательстве. Необходимо заранее составить план экономической деятельности предприятия. Важно экономически грамотно разработать план закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость, оборачиваемость оборотных средств, рентабельность производства. Непродуманная политика закупок ведет к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств. Неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к банкротству хозяйствующего субъекта.
Глава 1. Бизнес-планирование на предприятии
1. 1. Глобальные и локальные цели планирования
Моё предприятие определяет цели своей хозяйственно-производственной деятельности. Цели подразделяются на:
-глобальные
-локальные.
Глобальные – это общие цели предприятия, которые являются фундаментом, основой его деятельности, его глобальной стратегией. Глобальные цели – это долговременные цели.
В ряде учебных пособий ошибочно отмечалась целесообразность выработки единой стратегии. В определенной мере это оправдывалось условиями плановой экономики, когда гарантированы были цены, сбыт продукции, сроки поставки, поставщики и потребители. В условиях рынка условия работы предприятия «переменные», мало предсказуемые, и целесообразно придерживаться в хозяйственной деятельности рыночной экономики: многовариантность стратегий развития предприятия с учетом изменения внутренней и внешней среды.
Локальные цели – это совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей.
Сочетание глобальных и локальных целей является основой стратегического планирования.
В условиях плановой экономики действует стратегия концентрации производства. Эта стратегия полностью соответствует общественной собственности на средства производства, малые предприятия объединяются, рабочие места создаются на крупных и средних предприятиях.
В условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности, в условиях экономического кризиса в России действует в настоящее время другая стратегия – стратегия изменения производства.
В условиях сегодняшней экономической ситуации в стране имеют место:
1)Изменение денежных капиталов, т. е. распределение их между различными объектами вложений, с целью снижения риска возникновения потерь капитала или доходов от него;
2) Изменения горизонтальные – расширение ассортимента за счет новых товаров-аналогов для повышения интереса к товару;
3) Изменения
концентрическая – стратегия
выпуска новых товаров в
4) Изменения валютных резервов, т. е. распределение их между различными свободно конвертируемыми валютами;
5) Изменения
экспорта – распределение
6) Изменения рабочих мест, т. е. поощрение малых предприятий, где создаются рабочие места.
Еще в 1926 г. была открыта экономическая закономерность: удвоение объемов производства снижает затраты на 20%, а следовательно, имеет место рост эффективности производства.
Современные исследования показывают, что вновь создаваемые малые предприятия выживают в конкурентной борьбе в том случае, когда имеет место ежегодное увеличение производства и продаж в 2 раза. Казалось бы, главная стратегия предприятия – рост объема производства. Однако в практике работы сегодняшнего предприятия чаще имеет место сокращение производства, и надо искать другую стратегию.
Разработка любой стратегии должна учитывать взаимное влияние факторов внутренней и внешней среды.
1. 2. Внутренняя и внешняя среда предприятия
Экономисты выделяют узкий и расширенный варианты факторов внутренней среды, определяющих ту или иную стратегию предприятия, и от этого зависит уровень точности стратегии.
Первый фактор – персонал.
Эффективность работы предприятия во многом зависит от уровня квалификации кадров, стажа их работы по избранной специальности, возраста, профессиональной подготовки, а также от принятой системы материального стимулирования работников.
От предприятия требуется проведение сбалансированной кадровой политики, включающей в себя все элементы управления персоналом предприятия. Необходимо помнить рыночное положение: предприятие может иметь высокую технологию, качественные материальные ресурсы, значительные финансовые ресурсы, но если на предприятии управленческий персонал имеет низкую квалификацию, то предприятие все равно станет банкротом.
В системе многоуровнего управленческого маркетинга
разработана стратегия карьерной лестницы
административно-
Второй фактор – техника и технология.
Это комплексный фактор, включающий в себя оборудование, транспортные средства, инструмент, технологию. Данный фактор, а вернее, группа факторов, находятся в зависимости от уровня научно-технического процесса, направления специализации предприятия, потребностей рынка.
Третий фактор – материальные ресурсы.
На предприятии очень быстро расширяется и изменяется состав материальных ресурсов за счет внедрения новых, прежде всего искусственных материалов, которые заменяют традиционные (металл, дерево). Изменяется состав материальных ресурсов, расширяется ассортимент за счет изменения технологии, а также в результате изменения уровня кооперирования поставок, когда материалы, сырье заменяются поставками полуфабрикатов и комплектующих изделий.
Четвертый фактор – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
Этот фактор имеет ограниченное применение, так как далеко не все предприятия проводят научные исследования. Фактор НИОКР очень важен для предприятия-лидера в отрасли. В этом случае стратегия предприятия предусматривает постоянное совершенствование конструкции выпускаемой продукции, а следовательно, выделение определенных финансовых ресурсов на развитие НИОКР.
Пятый фактор – менеджмент.
Налаживание эффективной деятельности предприятия на ближайшую и дальнюю перспективу – главное в менеджменте. Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает: использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; привлечение всех сотрудников предприятия к управлению им; осуществление управления на основе предвиденья изменений, гибких решений; проведение глубокого экономического анализа экономической ситуации в стране, на предприятии и на этой основе разумно рисковать.
Шестой фактор – маркетинг.
В современных условиях жизненный цикл продукции становится все короче. От предприятия требуется большая гибкость и динамичность, что достигается маркетингом. Маркетинг дает ответы на многие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности предприятия.
Следует учитывать, что некоторые факторы внутренней среды могут оказывать как прямое воздействие на конкретные результаты деятельности предприятия, так и косвенное влияние на другие факторы внутренней среды. Так, изменение спроса на отдельные товары ведет к необходимости разработки и освоению производства новых видов товаров, что влечет за собой изменение в структуре используемых материальных ресурсов, а также потребует дополнительного обучения кадров.
В стратегическом планировании хочу выделить макрофакторы и микрофакторы внешней среды. Такое разделение необходимо для более эффективного управления предприятием.
К макрофакторам внешней среды как факторам прямого воздействия относят:
- поставщиков материальных ресурсов;
- поставщиков техники и технологий;
- поставщиков кадров предприятия;
- поставщиков финансовых ресурсов;
- государственные органы управления (федеральные, местные);
- конкурентов;
- потребителей продукции;
- торговые предприятия.
Наиболее важным является фактор «поставщики материальных ресурсов». Значение его характеризуется тем, что на предприятии удельный вес материальных ресурсов в производственной себестоимости составляет 60-80 % и выше. Значимость влияния этого фактора на выбор стратегии предприятия определяется еще и тем, что после распада СССР многие российские предприятия лишились стратегических поставщиков.
«Поставщики техники и технологий» - это фактор для предприятия стратегический, так как постоянное техническое перевооружение производства – важнейшее условие повышения качества выпускаемой продукции, обновление ассортимента, что очень необходимо для удерживания, а тем более завоевания рынка товаров.
Фактор «поставщики кадров предприятия». Сформировать высококвалифицированный производственный коллектив можно по объявлению, предлагая выгодные условия, можно воспользоваться услугами службы занятости или специализированных компаний. Стратегия в этом направлении соответствует возможностям предприятия.
Фактор «поставщики финансовых ресурсов». При разработке стратегического плана следует учитывать, что существует различие в системе возврата инвестиционного кредита и кредита для пополнения оборотных средств предприятия. Поставщиками финансовых ресурсов являются следующие фонды: государственные фонды, фонды поддержки малого бизнеса, лизинговые компании, коммерческие банки, юридические и физические лица, страховые компании, пенсионные фонды и др. Выбор стратегического поставщика финансовых ресурсов особенно важен в условиях экономического кризиса, неустойчивости финансово-кредитной системы.
Факторы «государственные органы управления (федеральные и местные)». Федеральная и местная политика налогообложения предприятий или политика предоставления налоговых льгот непосредственно влияет на стратегию.
Фактор «конкуренты». Конкурентоспособность предприятия характеризуется рядом факторов. Это, в основном, все экономические условия процесса воспроизводства. Действия их, часто разнонаправленные, учесть очень сложно. Можно рассматривать в качестве ключевых факторов успеха на рынке:
- финансовое положение предприятия;
- наличие передовой технологии;
- наличие сбытовой сети и опытных кадров (сбытовиков);
- качество технического обслуживания;
- возможность кредитования своего развития;
- действенность рекламы и системы связей с общественностью.
При выборе стратегии имею максимум доступной информации о фирме конкурента по вышеперечисленным факторам успеха, конечно, не нарушая норм делового поведения, законов.
Значение фактора «потребители продукции» в том, что продукция-новинка, появляясь на рынке товаров, часто сталкивается с неподготовленным покупателем.
Товар перед началом серийного производства проходит пробную продажу на выбранных рынках. Этот этап обязателен в случае предназначения товара для индивидуального потребителя и желателен в случае товара производственного назначения. Цель пробной продажи – получение информации о коммерческом успехе товара, т. е. о возможности получения значительной прибыли.
Предприятия проводит по отношению к потребителям продукции три вида товарной политики:
- концентрический – это когда предлагаются новые товары, которые в технологическом и рыночных отношениях были бы похожи на уже имеющиеся товары и привлекали бы новых потребителей продукции;