Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:08, курсовая работа
В нынешних условиях экономических отношений невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательства имеются ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкротства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК…………………………………………………………...5
1.1 Содержание и роль бизнес-планирования в АПК………………...5
1.2 Методологические основы разработки бизнес-плана…………....8
1.3 Структура бизнес-плана и характеристика его разделов………..10
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АГРОФИРМА БАГРАТИОНОВСКАЯ»……………………………..……………………...…15
2.1 Общие сведения о предприятии…….……………………………....15
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприя-тия…….......................................................................................................…..16
2.3 Анализ финансового состояния предприятия…..………………....20
2.4 Анализ внутренней и внешней среды……………………………28
3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗ-ВОДСТВА КОРМОВОЙ СМЕСИ ДЛЯ СВИНОВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ОАО «АГРОФИРМА БАГРАТИОНОВСКАЯ»…………...37
3.1 Резюме…………………………………………………..………..…37
3.2 Анализ отрасли и видов продукции….………………………...…38
3.3 Маркетинговый план…………………………………………….....40
3.4 Производственный план…………….…………………………...…44
3.5 Финансовый план... …………………………………………………50
3.6 Анализ рисков……………………………………………….………54
3.7 Экономическая эффективность мероприятий бизнес-плана…….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...….60
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….62
7. Существенно улучшился в ОАО «Агрофирма Багратионовская» коэффициент соотношения дебиторской и общей кредиторской задолженности. Значение данного коэффициента увеличилось с 0,03 до 15,8 при рекомендуемом значении >1.
Причина состоит в том, что в течение года хозяйство отправило покупателям большие объемы продукции в долг, с которым до конца года дебиторы пока не рассчитались.
8. Предыдущий вывод о возможности предприятия своевременно рассчитываться по краткосрочным кредитам подкрепляется рассмотрением коэффициента соотношения дебиторской и кредиторской задолженности по коммерческим операциям. Он существенно уменьшился, показывая, что долги предприятия намного превышают долги перед ним со стороны покупателей.
Подытоживая, можно, таким образом, сделать общий вывод о том, что платежеспособность и ликвидность ОАО «Агрофирма Багратионовская» к концу 2011 г. в основном улучшились и находятся на высоком уровне, чаще всего превышающем рекомендуемые значения соответствующих коэффициентов, хотя отдельные коэффициенты свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях в финансовом состоянии предприятия.
Коэффициенты финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру используемого им капитала с позиций его платежеспособности и финансовой стабильности развития. Эти показатели больше всего должны интересовать кредиторов и инвесторов, так как соответствующие коэффициенты позволяют оценить степень их защищенности от неспособности хозяйствующего субъекта погашать долгосрочные обязательства.
Оценка способности предприятия погашать долгосрочные обязательства осуществляется с помощью системы из девяти (иногда большего количества) коэффициентов.
Указанные 9 коэффициентов рассчитаны на основе показателей бухгалтерского баланса (форма № 1) ОАО «Агрофирма Багратионовская» за 2011 г. - на его начало и конец. Это сделано для выявления тенденций изменения коэффициентов за год. Результаты расчетов приведены в таблице 2.3.3. Во второй графе таблицы, как и в предыдущем случае, показаны алгоритмы (порядок) расчета, в третьей - формулы расчета (арифметические действия с показателями соответствующих строк формы 1 баланса). В четвертой графе указаны значения коэффициентов, рекомендуемые в специальной литературе. В двух последних графах таблицы приведены значения рассчитанных коэффициентов на начало и конец 2011 г.
Таблица 2.3.3 - Показатели финансовой устойчивости
ОАО «Агрофирма Багратионовская» в 2011 г.
Показатели | Расчет | Формула расчета | Рекомендуемые значения | Фактические значения | |
на начало года | на конец года | ||||
1. Коэффициент автономии | Собственный капитал : Активы | Стр.490 : Стр.700 | > 0,5 | 0,73 | 0,42 |
2. Коэффициент заемного капитала | Привлеченный заемный капитал : Активы | (Стр.590 + 690) : Стр.700 | < 0,5 | 0,27 | 0,58 |
3. Коэффициент финансовой независимости (мультипликатор собственного капитала) | Активы : (Собственный капитал -Нераспределенная прибыль прошлых лет) | Стр.300 : Стр.490 | Рост в динамике | 1,38 | 2,39 |
4. Коэффициент финансовой зависимости | Привлеченный капитал : Собственный капитал | (Стр. 590+690) : Стр. 490 | < 0,7 | 0,37 | 1,39 |
5. Коэффициент долгосрочной финансовой независимости | (Собственный капитал + долгосрочные кредиты) : Активы | (Стр.490 + 590) : 690 | Рост в динамике | 1,10 | 2,36 |
Продолжение таблицы 2.3.3
| |||||
6. Коэффициент структуры долгосрочных вложений | Долгосрочные пассивы : Внеоборотные активы | Стр.510 : Стр.190 | Без изменений | 0,11 | 1,13 |
7. Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций | Внеоборотные активы : (Собственный капитал + Долгосрочные пассивы) | Стр. 190 : (Стр.490 + 590) | Рост в динамике | 0,81 | 0,51 |
8. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | Собственные оборотные средства : Оборотные активы | (Стр.490 - 190) : Стр.290 | > 0,1 | 0,22 | -0,17 |
9. Коэффициент маневренности | Собственные оборотные средства : Собственный капитал | [(Стр.490 - 190) + 590)] : Стр.490 | 0,2-0,5 | 0,21 | 1,16 |
Из таблицы 2.3.3 вытекают следующие выводы. Ряд коэффициентов свидетельствует о значительной финансовой устойчивости обследованного хозяйства, ряд других коэффициентов, наоборот, характеризует её как ухудшающуюся.
Так, коэффициенты, помещенные в строках 1, 2, 4, 7, 8, свидетельствуют не только о непрочности финансового состояния предприятия и о её существенном ухудшении в течение года. Они характеризуют явно узкие возможности предприятия в полной мере и своевременно рассчитываться с кредиторами и инвесторами. Поэтому с учетом данных коэффициентов обследованное хозяйство остается непривлекательным заемщиком для кредитных организаций. Ситуацию спасает лишь то, что кредитором ОАО «Агрофирма Багратионовская» является его акционер, которому не хватает сырья. Он надеется развить его производство в больших объемах именно в «Агрофирме Багратионовская», предоставляя ему крупные кредиты даже при их необеспеченности.
Особенно об этом говорят коэффициенты, помещенные в строке 6. Они свидетельствуют о большом ухудшении финансовой устойчивости предприятия, о негативных тенденциях в его финансовой сфере. Это вызвано тем, что впервые за весь рассмотренный период предприятие прибегло к крупным долгосрочным кредитам, за счет которых и стало наращивать величину внеоборотных активов. Если взятые кредиты позволят предприятию увеличить объемы производства, выручки и прибыли, ситуация нормализуется. Если же этого не произойдет, то финансовая устойчивость предприятия может оказаться окончательно подорванной.
2.4 Анализ внутренней и внешней среды
Рассмотрим макроокружение предприятия.
Экономическая составляющая макроокружения
Анализируя экономическое положение региона нужно отметить, что инфляция остается основной нерешенной проблемой в России. На сегодняшний день инфляция в нашей стране является ключевым фактором сдерживания экономического роста. По прогнозам Министерства экономического развития и торговли России (МЭРТ), инфляция в России по итогам 2011 года составила 6,5-8%, 2012 года составит - 12.5%.
Среднемесячные денежные доходы на одного жителя в июле-декабре 2011 г. составили 24090.1 рубля, по сравнению с соответствующим периодом 2010 года выросли на 18.4%. Среднемесячная заработная плата в июле-декабре т. г. сложилась в размере 27245.7 рубля (в том числе в декабре - 28172.4 рубля), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась в 1,2 раза. Ее реальная величина выросла на 12.8%, в том числе в декабре - на 10%.
Численность экономически активного населения к концу декабря 2011 г. в стране составила, по оценке, 74,3 млн. человек, или около 52% от общей численности населения страны. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях.
По информации Центра занятости населения, на 1 января 2011 года в районе зарегистрировано 3346 человек, ищущих работу. Год назад их было 4043. Среди ищущих работу на 1 января 2012 года статус безработного получили 3312 человек, год назад этот показатель составлял 3882 человека, что свидетельствует о положительной динамике на калининградском рынке труда. На 1 января 2012 года пособие по безработице назначено 3276 гражданам, а в аналогичный период прошлого года - 3834.
Социально-демографическая ситуация
Анализируя социально - демографическую ситуации необходимо отметить, что демографическая ситуация в стране продолжает вызывать тревогу. С 90-х годов страна вступила в полосу острого демографического кризиса, который характеризуется ростом естественной убыли населения (естественный прирост населения в 2000 г. отмечен только в 15 субъектах Федерации), низкой продолжительностью жизни (65 лет) и значительным разрывом длительности жизни мужчин (58,9 года) и женщин (72,4 года), высокими показателями общей (15,3%) смертности, сверхсмертности мужчин, особенно трудоспособного возраста.
За 10 лет население России сократилось на 1,7 млн. человек. Неутешительны прогнозы Госкомстата России: к 2016 г. в России будет насчитываться 134 млн. жителей, что на 11,6 млн. меньше, чем сейчас. Такая ситуация еще длительное время будет оказывать дестабилизирующее воздействие на экономику и социальную сферу.
Демографическая ситуация в области остается сложной и характеризуется низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, продолжающимся миграционным оттоком населения. По предварительной оценке, численность населения области на 1 января 2012 года составила 865.1 тыс. Сокращение численности населения обусловлено миграционным оттоком жителей и естественной убылью. В январе-ноябре 2011 года миграционная убыль составила 4.8 тыс. человек. Родилось 7793 человека, умерло 10679 человек. По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2011 г. составила 142,2 млн. человек и с начала года уменьшилась на 520,7 тыс. человек, или на 0,37% (на соответствующую дату предыдущего года - на 675,1 тыс. человек, или на 0,47%). Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в январе-ноябре 2011 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 133,6 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост на 18,3% компенсировал численные потери населения.
Одними из самых острых социальных проблем в России являются низкие доходы населения и бедность. Общий процент бедных граждан страны уменьшился, но произошло это за счет повышения уровня жизни в мегаполисах. За чертой бедности остаются 57% населения малых городов и 38% сельских жителей. На бедность влияет множество факторов: экономические, политические, социальные, демографические. В России бедность в основном является следствием низкого уровня доходов от занятости.
Технологическая и правовая составляющие макроокружения
Для фирмы большое значение имеет развитие технологий, особенно в области животноводства, а именно, в сфере выделки норковых шкурок, как основного вида продукции.
На сегодняшний день развитие технологий происходит быстрыми темпами, в особенности за рубежом. Россия значительно отстает от других стран, это происходит из-за недостаточного внимания государства в области научно-технического регулирования. Недостаточное инвестирование в НИОКР и нехватка собственных средств, значительно тормозят развитие технологий в России.
В последние два года страна медленно начала входить в область высокотехнологичного труда как в сфере производства, так и в сфере обслуживания и продаж услуг и товаров.
Теперь рассмотрим социально-политические факторы. Общество и сельскохозяйственное предприятие связаны между собой напрямую. Организация снабжает общество продуктами питания, предоставляет рабочие места. Общество же в свою очередь диктует, какую продукцию и какого качества производить. Со стороны государства организация тоже чувствует давление в виде издаваемых законов и заказов на изготовляемую продукцию. Местные власти способствуют получению предприятием субсидий, вносит свои коррективы в деятельность путем издания законов местного значения. Организация в ответ не должна оставаться равнодушной подобного рода вмешательствам. Чем активнее она будет реагировать на такие изменения, и участвовать в политической жизни страны, тем благотворнее это может сказаться на предприятии в дальнейшей его деятельности.
Дальше нужно определить привлекательность рынка. Чтобы определить привлекательность рынка необходимо выделить группы факторов влияющих на степень привлекательности.
Первая группа факторов – рыночные. Емкость рынка составляет около 450 000 человек. Большая часть этих людей могут позволить себе приобретение изделий фирмы.
Общий темп роста составляет примерно 2% в год. Рост объемов реализации зависит от увеличивающегося спроса на данную продукцию, из-за более расширяющегося ассортимента продукции. Рассматриваемый нами рынок достаточно неоднороден, представлен различными видами продукции.
Чувствительность к цене на основной вид продукции на рынке средняя, потому меховые изделия, вследствие климатических условий, менталитета, тендеций мира моды будут покупать в любом случае при доступной цене. Однако некоторое влияние могут оказывать внешние факторы такие, как государство, военно-политическая обстановка в стране, демографический состав населения и т.д. Чувствительность к цене на производство мясокостной муки, как основной составляющей комбикормов, низкая, т.к. достаточно развитое в регионе скотоводство предполагает постоянный высокий спрос на данную продукцию с малой зависимостью от цены.
В качестве характеристик сервиса следует отметить, что анализируемое предприятие предлагает транспортировку, так как имеет в своем распоряжении значительный парк транспорта, продукции в пределах Калининградской области и соседних областей.
Предложенный для анализа рынок подвержен сезонным колебаниям. Например, осенью, когда спрос очень большой, остро идет конкурентная борьба за покупателя. А вот весной и летом, когда спрос начинают иссякать, реализовать продукцию бывает порой сложно, сохраняется надежда только на налаженные устойчивые связи с предприятиями, с которыми подписаны контракты о поставке. Но лишь немногие предприятия имеют достаточно сил и средств сохранить продукцию круглогодично в товарном виде (нужны хорошие склады и порой бывает выгоднее продать всю продукцию сразу).
Что касаемо мясокостной муки, то тоже необходимо время. Хотя спрос на данный вид продукции всегда остается на высоком уровне, когда приходит время реализации необходимо найти тех потребителей, которые наиболее заинтересованы в приобретении данного специфического товара. Здесь возникает потребность в наиболее грамотном подходе к анализу рынка сбыта, и выявлению потенциальных потребителей.
Войти в рынок комбикормов бывает очень сложно в силу сложившихся устойчивых связей «поставщик-покупатель». Иногда на то, чтобы занять свое место на рассматриваемом рынке, уходит несколько лет. И все равно власть над рынком сохраняется за старыми производителями, если только вновь пришедшие поставщики не предложат что-то совсем новое и необычное.
Теперь стоит поговорить о конкуренции на рынке производимой нами продукции, а именно мясокостной муки. Без анализа этого аспекта нельзя говорить о полном анализе рассматриваемого рынка. Следует учесть, что все животноводческие с\х предприятия в большей или меньшй степени отличаются постоянством в выборе поставщиков корма для скота. Таким образом, вход на этот рынок значительно затруднен. Чтобы это сделать, необходимо преодолеть серьезные препятствия в виде сильных конкурентов. А выход прост, потому что освободившееся место сразу же будет занято другими производителями.
Со временем под влиянием конкуренции доля рынка как каждого конкурента, так и нашего предприятия может меняться. Важно, чтобы специалисты организации следили за изменениями на рынке, предвидели складывающуюся ситуацию и вносили свои коррективы в производство продукции. Такими коррективами могут выступать: внесение изменений в процесс производства, проведение различных рекламных компаний, акций и презентаций выпускаемой продукции. Здесь также можно отметить новые замещающие технологии, использование которых может в корне изменить положение предприятия.