Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:08, курсовая работа
В нынешних условиях экономических отношений невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии существующих форм предпринимательства имеются ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а, следовательно, уменьшить риск возможного банкротства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК…………………………………………………………...5
1.1 Содержание и роль бизнес-планирования в АПК………………...5
1.2 Методологические основы разработки бизнес-плана…………....8
1.3 Структура бизнес-плана и характеристика его разделов………..10
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АГРОФИРМА БАГРАТИОНОВСКАЯ»……………………………..……………………...…15
2.1 Общие сведения о предприятии…….……………………………....15
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприя-тия…….......................................................................................................…..16
2.3 Анализ финансового состояния предприятия…..………………....20
2.4 Анализ внутренней и внешней среды……………………………28
3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗ-ВОДСТВА КОРМОВОЙ СМЕСИ ДЛЯ СВИНОВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ОАО «АГРОФИРМА БАГРАТИОНОВСКАЯ»…………...37
3.1 Резюме…………………………………………………..………..…37
3.2 Анализ отрасли и видов продукции….………………………...…38
3.3 Маркетинговый план…………………………………………….....40
3.4 Производственный план…………….…………………………...…44
3.5 Финансовый план... …………………………………………………50
3.6 Анализ рисков……………………………………………….………54
3.7 Экономическая эффективность мероприятий бизнес-плана…….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...….60
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….62
Основными конкурентами-производителями комбикормов (не основного вида деятельности и продукции исследуемой фирмы) ОАО «Агрофирма Багратионовская» являются следующие предприятия (таблица 2.4.1).
Таблица 2.4.1 – Предприятия, занимающиеся производством комбикормов для свиноводства из мясокостной муки.
Предприятие | Реализуемая продукция | Сложившиеся цены на продукцию, тыс.руб./ц (тыс.руб./ тыс. шт) | |
наименование | количество, ц, тыс. шт. | ||
Гусевский комбикормовый завод | Комбирорма | 53479 | 2,1 |
Корм. Смеси | 930 | 5,8 | |
Мясок. мука | 8819 | 0,84 | |
Премикс | - | - | |
ООО «Михайлово», комбикормовый завод | Комбикорма | 26423 | 3,2 |
Корм. Смеси | 687 | 6,1 | |
Мясок. Мука | 6654 | 0,95 | |
Премикс | - | - | |
ОАО «АгроНова» | Комбикорма | - | - |
Корм. Смеси | 1640 | 6,12 | |
Мясок. Мука | - | - | |
Премикс | 200 | 15,6 |
Гусевский комбикормовый завод расположен в Калининградской области. Его основным видом деятельности является производство и реализация зерна, молока, мяса и комбикорма.
ООО «Михайлово» комбикормовый завод расположен в Калининградской области в 253 км. от г. Калининграда, также основным видом деятельности является производство и реализация зерна, молока, мяса и как побочное производство комбикорма.
ОАО «АгроНова» расположена в поселке недалеко от Калининграда. Основной вид деятельности производство и реализация продукции животноводства, а также в небольшом количестве кормовых смесей и премикса.
ОАО «Агрофирма Багратионовская» функционирует на рынке, который характеризуется как рынок умеренного роста, на этом рынке наблюдается тенденция усиления борьбы между конкурентами за долю рынка и как следствие привлечение внешних источников финансирования для внедрения новых ресурсосберегающих технологий.
Предприятие ОАО «Агрофирма Багратионовская» занимает среднюю конкурентную позицию на анализируемом рынке, его доля составляет 11 % от всего рынка, в качестве стратегии в этом направлении анализируемое предприятие использует снижение себестоимости продукции, а также поиск незанятой ниши со слабой конкуренцией, сохранения существующей доли рынка и рентабельности. Также проводятся маркетинговые исследования на возможность продажи продукции на новых рынках в соседних областях.
Еще следует упомянуть о финансовых и экономических факторах. Они имеют огромное значение в определении бизнес – позиции ОАО «Агрофирма Багратионовская». Например, у анализируемого нами предприятия с экономической точки зрения есть хорошие возможности занять лидирующие позиции на рынке. Организация достаточно хорошо зарекомендовала себя в качестве производителя.
Чтобы войти на рынок, необходимо преодолеть также и некоторые финансовые барьеры, потому что для этого нужно обладать определенным количеством капитала для покрытия затрат на производство. Иначе данный вид деятельности станет просто личным хозяйством небольшого размера для удовлетворения собственных потребностей (личное подсобное хозяйство). Анализируемое нами предприятие данные барьеры уже перешагнуло и спокойно конкурирует на рынке. Но, следует сказать, что имеющиеся в организации мощности загружены не полностью. И это не очень хорошо сказывается на деятельности предприятия.
Также следует отметить, что ОАО «Агрофирма Багратионовская» находится в данный момент в стадии зрелости как по основному виду продукции (норковые шкурки) так и по побочному производству (мясокостная мука, животные жиры). Нужно как можно дольше оставаться на этом уровне жизненного цикла. Для достижения этой задачи, возможно, взять в лизинг новое, более совершенное оборудование, разработать новую технологическую линию. Благо навыков и умений у наших работников хватает (свыше 60 % всего персонала имеет высшее образование).
Исходя из сильных и слабых сторон предприятия, а также наиболее вероятных угроз и возможностей составим матрицу CWOT (таблица 2.4.2).
Таблица 2.4.2. - CWOT-анализ ОАО «Агрофирма Багратионовская»
Внешние факторы
Внутренние факторы | Возможности Высокое по сравнению с другими хозяйствами качество продукции обеспечивает предпочтение покупателей, даёт возможность заключать долгосрочные договора. Наличие устойчивых связей с перерабатывающим предприятием.
| Угрозы Соотношение себестоимости и средней цены. Нет внешних источников инвестиций. Насыщенность рынка аналогичной продукцией. Доступность рынка для конкуренции. |
Сильные стороны Высокое качество. Широкие возможности для расширения производства. Наличие собственной сети сбыта
| Поле «СИВ» Расширить сеть сбыта. Улучшить качество снабжения товарами своей торговой сети. Расширить ассортимент. Поддержание качества продукции на должном уровне. | Поле «СИУ» Внедрить технологию, которая позволит производить более качественную продукцию по более низкой цене. Проводить бенчмаркинг. Применять ресурса- и энерго- сберегающие технологии. |
Слабые стороны Убыточность. Низкий уровень технологий. Нет возможности продавать продукцию оптовым покупателям с условием предоплаты, что отрицательно сказывается на фин. положении. | Поле «СЛВ» Возможность объединения с перерабатывающим предприятием. Повысить уровень технологий. Заключение договоров с перерабатывающими предприятиями. Долгосрочные договора с предприятиями социальной сферы. | Поле «СЛУ» Необходимо постоянно следить за соотношением себестоимости и средней цены. Предпринять соответсвующие меры в случае, если производство будет убыточным Продвижение товара (реклама, пропаганда). |
Реализация кормовой продукции (исследуется для бизнес-плинирования) производится в основном в г.Калининграде и в городах, населенных пунктах области.
3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗ- ВОДСТВА КОРМОВОЙ СМЕСИ ДЛЯ СВИНОВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «АГРОФИРМА БАГРАТИОНОВСКАЯ»
3.1 Резюме
Предприятие ОАО «Агрофирма Багратионовская» как производитель мясокостной муки(основы кормовой смеси для свиноводства) в настоящее время занимает достойную позицию на кормовом рынке Калининградской области. С целью расширения собственного бизнеса и в результате исследований руководство предприятия приняло решение о производстве и продаже не просто мясокостной муки, а полноценной витаминизированной кормовой смеси для свиней.
Стратегической целью ОАО «Агрофирма Багратиооновская» является создание в Калининградской области современного производства по переработке остатков основного производства (тушек норки) в продукты кормового типа и данный бизнес-план является только начальной частью этой программы. Продукция ориентирована на локальный рынок.
В связи с этим было принято решение сделать упор на создание производства высококачественной кормовой смеси, которой держатели свиноводческих производств и ферм будут отдавать свое предпочтение. Для реализации этого проекта необходимо финансирование в объеме 750000 руб. сроком на 3 года для закупки основных средств – установки по производству кормовых смесей (витаминизация и минерализация мясокостной муки и создание гомогенезированой сухой смеси) VS-200 (ProCormea, Германия), (подсолнечный жмых и премикс №1 покупать нет необходимости, т.к. данные виды продукции закупаются на производстве для прикорма норок).
В настоящее время ОАО «Агрофирма Багратионовская» производит фасованную мясокостную муку и уже располагает производственными площадями, оборудованием и инженерными коммуникациями. VS-200 будет установлена на побочном кормовом производстве ОАО «Агрофирма Багратионовская» и будет соединена технологическим циклом с уже имеющимся автоматом расфасовки мясокостной муки для производства фасованной в полиэтиленовые пакеты полноценной кормовой смеси для свиней.
Вес пакета 10 кг, оптовая отпускная цена – 50,64 руб.
Объем выпуска в первый год работы – 43000 пакетов.
Предприятие нацелено на создание торговой марки на рынке кормовых продуктов, который в свою очередь поможет в реализации дальнейших планов предприятия на этом рынке.
3.2 Анализ отрасли и видов продукции
Предприятие предполагает выпуск фасованной в полиэтиленовые пакеты полноценной кормовой смеси для свиней, вес пакета 10 кг. Предполагаемое название продукта – Кормовая смесь «Традиционная» для прокорма свиней всех с\х пород. В данный момент продукт находится в стадии разработки рабочего проекта и предполагается к серийному производству.
При организации нормированного кормления свиней в условиях группового содержания большое значение имеют качественные полнорационные комбикорма, а именно их присутствие на кормовом рынке. Свиньи – многоплодные и интенсивно растущие животные. Это определяет высокую напряженность физиологических процессов в их организме. Они хорошо используют комбикорма, в состав которых входят животные составляющие (мясокостная мука). Однако из-за недостаточного уровня синтеза микробного белка и витаминов группы В в желудочно-кишечном тракте кормовым смесям для свиней по сравнению со жвачными предъявляют более высокие требования к содержанию аминокислот (аминокислотному составу рационов и обеспеченности их витаминами группы В).
Кормовые смеси и комбикорма обеспечивают свиней энергией с строгом соответствии с потребностью и физиологическими возможностями потребления сухого вещества.
Концентрация энергии в сухом веществе кормов находится в прямой зависимости от основы корма и состава и количества добавляемых пептидов.
Только полнорационные комбикорма удовлетворяют потребность свиней в аминокислотах.
В комбикормах протеиновое питание свиней нормируют по содержанию сырого и переваримого протеина, лизина, метионина+цистина.
Для полного удовлетворения потребности свиней в протеине и аминокислотах в комбикорма на равнее с мясокостной мукой вводят подсолнечный и льняной жмых. Премиксы для свиного комбикорма наполнены витаминами и минеральными солями соответствующими каждой физиологической группе животных, чтобы получить полный экономический эффект от каждого килограмма комбикорма.
Кормовая смесь «Традиционная» для прокорма свиней всех с\х пород будет производиться по патентованной технологии и на установке компании ProCormea, Германия. Для изготовления этой смеси будет использоваться мясокостная мука, производящаяся на производственных площадях фирмы с добавление подсолнечного жмыха и премикса «№1». Уникальный процесс «безвоздушного холодного размола» создает продукт с мягкой плотной однородной консистенцией, приятным вкусом и сильным запахом.