Бизнес-планирование в коммерческих организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта – изучить систему бизнес-планирования в коммерческом банке.
Объект работы - система реализации Бизнес-планирование в коммерческом банке.
Предмет исследования – бизнес-план ООО КБ «Платина».
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Бизнес-планирование в коммерческом банке;
2. Выявить основную проблему Бизнес-планирование в коммерческом банке в современных условиях;

Файлы: 1 файл

Курсовая по ФБМ 1.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время широко используется понятие "банковское управление", к общим функциям которого относят планирование, организацию, регулирование, координацию, стимулирование, учет, анализ, контроль. Планирование, являясь одной из важнейших функций банковского управления, дает начало управленческому процессу, определяет его цель, перспективу, устанавливает определенную последовательность действий, выбор методов и средств деятельности, их необходимые пропорции. Успеха в реализации функции планирования не добиться без соответствующей мотивации, равно как и без мониторинга выполнения плана. Можно сказать, что другие функции управления находятся на службе у функции планирования. Формальное планирование может принести существенную пользу банкам, особенно в условиях усиливающейся банковской конкуренции и при стремлении банков повысить эффективность своих операций. Оно требует четкой постановки задач и установления приоритетов, обеспечивает единство обшей цели внутри организации и способствует строгой координации усилий по избранным направлениям.

Важность планирования признается сейчас многими банкирами мира. Недостатки планирования, обусловленные преобладавшим ранее централизованным авторитарным стилем управления в банках, не должны быть причиной отказа от составления банковских планов в России, поскольку необходимость банковского планирования диктуется особенностями отечественных финансовых рынков, в первую очередь конкуренцией в банковском деле. Несколько лет назад банковская конкуренция вышла на международный уровень, появились новые финансовые рынки, которые изменили характер финансирования. Банки стали диверсифицировать свою продукцию и услуги. Меры финансовой либерализации, проводимой сегодня в большинстве стран, в том числе в России, укрепляют названные тенденции, и банки вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.

Общепризнанным инструментом планирования становится бизнес-план. Бизнес-план представляет собой документ, который используется как средство управления и дает возможность установить текущие задачи на соответствующий период, выделить приоритеты и определить методы организационной работы.

Цель данного курсового проекта – изучить систему бизнес-планирования в коммерческом банке.

Объект работы  - система реализации Бизнес-планирование в коммерческом банке.

Предмет исследования – бизнес-план ООО КБ «Платина».

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические подходы  к Бизнес-планирование в коммерческом  банке;

2. Выявить основную проблему  Бизнес-планирование в коммерческом банке в современных условиях;

3. Показать пути решения выявленных  проблем и сделать расчет путей  их решения Бизнес-планирование  в коммерческом банке;

Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Роль бизнес - планирования в стратегическом планировании коммерческого банка

 

Современное управление Банком – это универсальный процесс, выполняющий несколько взаимосвязанных функций: планирование, контроль, регулирование, мотивация и координация, направленных на то, чтобы достичь целей в соответствии с утвержденной стратегией Банка.

Разработанная и утвержденная стратегия – это прерогатива акционеров и высшего управленческого руководства Банка, стратегия Банка определяется на длительную перспективу. На этом уровне определяются генеральные цели, т.е. общие или согласованные ценностные представления акционеров и высшего руководства, а также их конкретизацию в виде стратегических задач организации [2].

Утвержденная стратегия является исходной точкой для планирования, так как она призвана определить те рынки банковских услуг, круг клиентов, виды деятельности, которым отдают предпочтение учредители Банка.

Планирование – решает задачу конкретизации и реализации стратегических целей и задач в количественной оценке на различных уровнях детализации и временных отрезках деятельности Банка.

Целью стратегического планирования является определение, разработка, внедрение и развитие приоритетных правлений банковской деятельности и банковских продуктов, которые обеспечивали бы рост объема операций банка, его доходов и, как следствие, увеличение рыночной стоимости кредитной организации [12].

Разработка стратегии требует учета широкого спектра отраслевых структур, основ получения преимуществ перед конкурентами и высокий уровень неопределенности окружающей среды.

Выделяют следующие основные этапы стратегического планирования:

1.Формулировка Миссии и Видения  банка;

2. Стратегический анализ, состоящий  из: внешнего и внутреннего анализа: (определение качества внутренних процессов, внутренних возможностей). Используемые инструменты анализа: SWOT-анализ, оргдиагностика и др.

3. Определение стратегических целей (финансовых, рыночных, по внедрению  технологий, по развитию персонала);

4. Формулировка стратегических  альтернатив;

5. Критерии оценки и сравнения  стратегических альтернатив, ограничения  и допущения;

6. Выбор наиболее рациональной  стратегии, ее утверждение.

Бизнес-планирование связано с перспективной деятельностью банка. Бизнес-план должен охватывать все направления работ и все подразделения банка. При этом для отдельных проектов (открытие филиала банка, приобретение здания, внедрения сложных технических систем, банкоматов и пр.) разрабатываются отдельные бизнес-планы, часто в сокращенном виде, в которых рассчитывается экономическая эффективность планируемых проектов банка [9].

Бизнес-планирование призвано обосновать и определить конкретные пути решения стратегических задач, бизнес-план банка фактически должен быть документом, обоснующим выбор из нескольких стратегических альтернатив, содержащим финансовую модель банка в виде прогноза потоков денежных средств, увязывающих притоки и оттоки денег в банке.

Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.

Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

В завершении рассмотрения понятия «стратегия», ее целей и задач, этапов разработки можно выделить качественные критерии успешности стратегии банка:

– осуществимость, т.е. реализуемость стратегии с учетом имеющихся у банка ресурсов и заинтересованности всего персонала;

– последовательность и гармоничность, т.е. согласованность в организационных действиях, адаптация к внешним условиям;

– способность формировать и поддерживать конкурентные преимущества, которые обеспечат создание новой стоимости для банка.

 

1.2 Понятие бизнес-плана, его место в системе стратегического планирования кредитной организацией

 

Бизнес-план банка:

  1. это документ, убедительно демонстрирующий успешность
  2. бизнеса и его достаточную прибыльность, привлекательность для тех, кто потенциально может стать инвестором или партнером;
  3. это документ, обосновывающий выбор той или иной стратегической альтернативы;
  4. это документ, в котором изложено краткое, точное и ясное описание его целей, задач, проведен результаты изучения рынка и возможностей банка, сформированы и обоснованы направления развития, проанализированы клиенты, партнеры и конкуренты, оценено качество предлагаемых продуктов и услуг, оценены риски и предложены меры по их снижению, произведены расчеты денежных потоков, рассчитаны прогнозные отчетные финансовые документы, рассчитаны финансовые коэффициенты, определены и рассчитаны показатели эффективности бизнеса;

Это один из конечных продуктов того, что называется корпоративной культурой компании [3].

Приведенные выше определения бизнес-плана позволяют выделить два вида бизнес-планов: стратегический бизнес-план, необходимый для обоснования стратегического развития компании, и бизнес-план отдельного проекта, направленного на реализацию стратегии компании.

Главное назначение бизнес-плана как внутреннего документа – обоснование реализации выбранного направления развития, выбранной стратегии. Обоснование должно быть как качественным (например, SWOT-анализ является неотъемлемой частью бизнес-плана), так и количественным – путем проведения расчетов денежных потоков доходов и затрат компании и расчета эффективности рассматриваемого плана действий.

Содержание бизнес-плана зависит от целей его составления: он может предназначаться для инвесторов, кредиторов, потенциальных партнеров и для внутреннего использования руководством. Чем крупнее кредитная организация, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка бизнес-плана [9].

Бизнес-план банка в принципе не должен отличаться от бизнес-плана компании, как любого бизнеса.

 Принятая и утвержденная  владельцами и топ-менеджерами  банка стратегическая альтернатива воплощается в жизнь через численное обоснование, что и является бизнес-планом. Фактически в бизнес-плане формулируется, фиксируется и обосновывается стратегия банка. Таким образом, бизнес-планирование – это способ интеграции стратегии и тактики банка.

 Разработать бизнес-план  банка, не имея стратегии, нельзя, сформулировать стратегические  альтернативы без написания бизнес-плана  можно [13].

Бизнес-план должен позволить уточнить полученный на первом этапе стратегический план и на этой основе разработать конкретный финансовый проект его реализации в рамках текущего этапа стратегического планирования (обычно, в рамках 1–2 лет). Бизнес-план представляет собой подробное изложение стратегии, тактики и бюджета банка. Он нацелен на обеспечение общего понимания задач организации, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. 

Бизнес-план содержит предполагаемую программу действий кредитной организации, включая параметры (показатели), ожидаемые результаты деятельности, и позволяет оценить:

  1. способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования, следовать нормам законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;
  2. способность кредитной организации к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации;
  3. адекватность системы управления кредитной организации принимаемым рискам. 

 

1.3 Порядок формирования бизнес-плана

 

Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющих целью изучение конкретного направления деятельности банка на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях. Бизнес-план базируется на общей концепции развития банка и является одним из составляющих документов, определяющих стратегию развития банка [3].

Особенность бизнес-плана как стратегического документа заключается в его сбалансированности по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей банка [4].

Основные принципы формирования бизнес-плана:

1. глубокий анализ исходной ситуации, достигнутых результатов, сильных  и любых сторон.

2. выявление внутренних резервов  повышения доходов или уменьшение  расходов.

3. четкое определение прав, обязанностей  и ответственности бизнес-центра  за результаты труда.

4. оптимальное сочетание выбранной  стратегии со стратегией развития  банка в целом.

5. использование в планировании  многовариантного подхода.

Основные разделы бизнес-плана:

1. характеристика бизнес центра

2. анализ достигнутых результатов.

3. цели и задачи.

4. обоснование стратегии развития.

5. план мероприятий.

6. прогнозный баланс.

7. смета доходов и расходов, то  есть бюджет.

8. выводы и предложения.

Задачи на планируемый период могут быть представлены следующим образом:

    • количественные показатели;
    • новые направления работы;
    • совершенствование организационной структуры и повышение эффективности управления персоналом;
    • рентабельность (для центров прибыли);
    • повышение доходов или уменьшение расходов (для центра услуг).

Начальные этапы бизнес - планирования по сути повторяют этапы составления стратегического плана. Завершающие этапы нацелены на разработку тактики и получение финансового плана, основу которого составляет плановый баланс и план доходов, расходов и формирования прибыли банка.

1. Ситуационный анализ. Такой анализ -- основа любого планового процесса -- базируется на регулярном мониторинге  внешней среды и внутреннего  состояния банка. (Содержание и  главные этапы ситуационного анализа подробно описаны в разделе стратегического планирования). Надо отметить необходимость единой информационной основы ситуационного анализа, проводимого в ходе стратегического планирования, бизнес - планирования, текущего планирования и планирования операций банка. Она создается и внедряется в практику работы банка за счет определенной управленческой технологии, обеспечивающей создание хранилища данных (DATA WARE HOUSING). В режиме, близком к режиму реального времени, сюда поступает информация об операциях банка и внешних характеристиках финансовых рынков. Причем форматы описания операций и рыночных показателей должны быть унифицированы. Это позволит написать стандартные процедуры их обработки и получать сопоставимые отчеты о динамике внешних и внутренних процессов и показатели, используемые для проведения ситуационного анализа в процессах планирования и текущего управления ресурсами.

Информация о работе Бизнес-планирование в коммерческих организациях