Бизнес-планирование в коммерческих организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта – изучить систему бизнес-планирования в коммерческом банке.
Объект работы - система реализации Бизнес-планирование в коммерческом банке.
Предмет исследования – бизнес-план ООО КБ «Платина».
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Бизнес-планирование в коммерческом банке;
2. Выявить основную проблему Бизнес-планирование в коммерческом банке в современных условиях;

Файлы: 1 файл

Курсовая по ФБМ 1.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

 

11. Сведения об обеспечении деятельности кредитной организации.

Материально-техническое обеспечение

Банк арендует помещение, договор аренды может быть продлен на длительный срок. Собственного автомобильного транспорта у Банка нет, в случае необходимости используется личный транспорт сотрудников. Доставка и охрана ценностей осуществляется специализированной охранной фирмой.

Банк обеспечен оргтехникой, компьютерным, офисным и банковским оборудованием. В Банке имеются программные средства защиты информации от несанкционированного доступа, программными комплексами для защиты информации, передаваемой по каналам связи. Банк оснащен автоматизированными банковскими системами, программными комплексами, доступом к информационным ресурсам, достаточным количеством телефонных номеров, телефаксами, модемной связью, вычислительной техникой.

У Банка достаточно материально-технических средств для работы отдела внешнеэкономической деятельности. Банк планирует стать пользователем международной сети передачи данных «Спринт». Для исполнения функций агента валютного контроля Банк будет использовать программные средства Автоматизированной таможенно-банковской системы валютного контроля.

Кадровая политика

Общая численность сотрудников Банка на момент составления бизнес-плана составляет 20 человек, являются квалифицированными специалистами. В Банке на постоянной основе проводится повышение квалификации персонала. В первом планируемом году предполагается увеличить численность до 36 человек за счет принятия в Банк штатных единиц:

1) валютный отдел – 3 человека;

2) сотрудник по внутреннему контролю;

3) филиал – 5 человек;

4) допофис– 5 человек;

5) 2 пункта обмена валют– 2 человека.

По истечении второго планируемого года штатная численность сотрудников Банка составит 46 человек, что будет соответствовать качеству и объему проводимых банковских операций.

 

Таблица 11. Результаты SWOT-анализа раздела 11 бизнес-плана

Внутренние

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Заинтересованность участников  в развитии Банка

1. Ограниченность собственных средств участников для увеличения инвестиций в капитале Банка

2. Партнерские отношения с участниками  Банка

Внешние

Возможности

Угрозы

1. Рост благосостояния граждан  РФ, способствующий инвестиционной  активности

1. Слабая инвестиционная активность предприятий малого и среднего бизнеса в связи с направленностью средств на собственное развитие

2. Незащищенность инвестиций (капитала) Банка от курсовых рисков, риска  инфляции

3. Неблагоприятные условия налогообложения  дивидендов участников и акционеров коммерческих предприятий в стране


 

В Банке существует объективная необходимость получения лицензий на право осуществления банковских операций со средствами в иностранной валюте. Получение данных лицензий позволит расширить деятельность Банка по следующим направлениям:

–расчетное и кассовое обслуживание юридических и физических лиц в иностранной валюте;

–купля-продажа иностранной наличной валюты;

–прием во вклады денежных средств физлиц в иностранной валюте;

–кредитование клиентов Банка в иностранной валюте;

–осуществление переводов в иностранной валюте по счетам физлиц, переводов гражданам без открытия счета;

–документарные операции, консультирование клиентов при работе с внешнеторговыми контрактами.

Тем самым Банк сможет достигнуть целей, поставленных собственниками.

Представленный бизнес – план имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Положительным является то, что учредители Банка заинтересованы в его долгосрочном существовании и развитии, Банк ориентируется на удовлетворение потребностей своих клиентов, позиционирует себя как универсальный банк, обслуживающий в основном юридических лиц. У Банка имеется ресурсная база для развития. При разработке бизнес-плана Банком учтены требования Указания №1176-У.

Однако, рассматривать данный бизнес-план, как инструмент стратегического планирования, в полной мере не позволяют следующие факторы:

1. Банк не имеет сформулированные  Миссию и Видение.

2. Нарушена последовательность  определения целей и задач.

3. Стратегическая цель – рост  прибыли банка, таковой не является, так как это тактическая, краткосрочная цель.

4. Отсутствует задача оптимизировать  бизнес-процессы.

5. Из данных бизнес-плана трудно  выделить конкурентные преимущества  Банка, за исключением предлагаемой  тарифной политики.

6. По всем разделам бизнес-плана проведен SWOT-анализ, что неверно и свидетельствует о непонимании специалистами Банка роли и предназначения SWOT-анализа, как инструмента разработки стратегии.

7. В бизнес-плане слабо разработаны  способы привлечения на обслуживание в Банк физических лиц, например, не указана линейка банковских продуктов для физических лиц.

8. В бизнес-плане не дано обоснование, за счет чего Банк будет  компенсировать низкие тарифы  на расчетно-кассовое обслуживание.

9. Не раскрыто в разработке  и реализации, каких экономических программ совместно с партнерами Банк предполагает участвовать, на каких условиях, какую выгоду это принесет.

10. Отсутствуют разработанные планы  мероприятий на случай возникновения  непредвиденных обстоятельств, способных  подорвать финансовую стабильность банка, спровоцировать кризис и потерю платежеспособности, оказать существенно влияние на финансовые результаты деятельности.

Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод, что уровень стратегического планирования в ООО КБ «Платина» находится на низком уровне. В первую очередь это подтверждается отсутствием в процессе разработки бизнес-плана первоочередных этапов разработки стратегии: формулировки Миссии и Видения банка; определении стратегических целей (финансовых, рыночных, по внедрению технологий, по развитию персонала); формулировки стратегических альтернатив; моделировании деятельности банка и выбора стратегии. Этот факт свидетельствует о необходимости разработки Банком России методических документов в области стратегического планирования, способствующих его широкому развитию и внедрению.

 

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС - ПЛАПИРОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

 

Роль планирования в банке трудно переоценить. При этом следует иметь в виду, что само по себе стратегическое планирование не обеспечивает успех в деятельности. Даже при добросовестно разработанной стратегии банк может постигнуть неудача в результате просчетов в действиях по организации, мотивации и контролю. Планирование способствует строгой координации усилий, предпринимаемых банком, требует четкой постановки задач, обеспечивает единство общей цели внутри организации. Точное понимание целей помогает избрать наиболее эффективные направления действий. Формальное планирование значительно уменьшает риск принятия руководством неверного решения из-за недостоверности информации о сложившихся внутренних и внешних условиях. Оно служит базой для последующего контроля, а также содействует повышению готовности банка к внезапным изменениям рыночной ситуации. Тщательное изучение условий, в которых функционирует банк, осознание общих задач, стоящих перед ним порождают множество различных вариантов дальнейшего развития, на базе которого принимается один эффективный.

Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские банки, часто не позволяет им непосредственно использовать зарубежные методики при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация. Российское законодательство напрямую не закрепляет обязанности разработки бизнес-плана. Вместе с тем в Положении Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» №242-П от 16.12.2003 г. идет речь о программах развития банка, стратегиях и тактиках, текущих и перспективных направлениях деятельности кредитных организаций, что по своей экономической сути и является составными частями бизнес-плана. Также, Банком России принято Указание от 05.11.2009 №1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций», которое определяет требования к содержанию бизнес-плана кредитных организаций и порядку его представления в Банк России.

 По мере развития банковского  дела использование кредитными  организациями систем бизнес - планирования во все большей мере будет превращаться в один из основных факторов успеха.

 Основные недостатки и не  высокое качество бизнес-планов  позволяет говорить о том, что технология бизнес – планирования только изучается и проходит процесс становления. Кредитными организациями региона не наработан достаточный опыт подтверждающий эффективность принятия тех или иных решений в рамках процесса стратегического планирования и управления. Но все возрастающая конкуренция, грядущая борьба за средства населения, введение международных стандартов финансовой отчетности не оставляет региональным кредитным организациям большого запаса времени.

 В этом направлении необходимо  проведение работы с руководством региональных кредитных организаций на уровне декларирования подходов Банка России по оценке эффективности деятельности кредитной организации. В рекомендательном плане при осуществлении надзорной работы, будь то деловые встречи с руководителями банка или участие в годовых собраниях акционеров необходимо акцентировать внимание собственников и руководителей на необходимость уделять особое внимание вопросам стратегического управления и планирования в кредитной организации.

Все чаще проблема отсутствия у банков стратегических планов звучит на различных совещаниях, конференциях, в средствах массовой информации.

Банк России путем совершенствования нормативной базы активно стимулирует банки внедрять принципы корпоративного управления, стратегическое и бизнес-планирование.

В развитие данной политики Банк России разработан и введен в действие ряд нормативных документов: Указание Банка России от 30.04.2008 №2005-У «Об оценке экономического положения банков», Положение Банка России от 7.09.2007 №130-П «О кураторах кредитных организаций», Методическое руководство для кураторов кредитной организации. Новшеством данных документов является обязательный анализ бизнес - перспектив деятельности кредитной организации при оценке ее текущего экономического состояния. Безусловно, нельзя обязать тем или иным нормативным актом все кредитные организации к определенной дате составить стратегию собственного развития. Так как практика административного навязывания разработки стратегии и бизнес-планов не предполагает осознание собственниками банковского бизнеса значения упомянутых документов. Кроме того, формализовать процесс стратегического планирования в кредитных организациях единым нормативным документом невозможно ввиду имеющихся у каждого банка особенностей. Но настраивать кредитные организации к планированию своей деятельности на долгосрочную перспективу необходимо.

В этой связи, необходимо доработать Указание Банка России от 05.11.2009 №1176-У, регламентирующее процесс бизнес - планирования кредитных организаций. В новом документе к обязательным разделам бизнес-плана следует отнести Миссию и Видение, уточнить методику разработки бизнес-плана, применения SWOT-анализа. Также необходимо разработать методические указания по анализу представляемых в Банк России и его территориальные учреждения бизнес-планов банков.

Перспективным направлением является внедрение новых методов стратегического планирования, например, построение финансовой модели банка. Реализовать это представляется возможным с помощью специализированных компаний, заказав им разработку программу построения финансовых потоков и финансовой модели банка.

Разработка и внедрение стратегического управления и планирования является новым и сложным процессом, собственникам и руководству банков необходимо понять и осознать его механизм и значение для долгосрочного развития кредитных организаций в условиях нарастающей конкуренции в банковской сфере.

В силу того что, оценка эффективности стратегических целей – это задача собственников бизнеса, задачей куратора, в данном случае, является оценка перспектив деятельности кредитной организации, оценка способности банка вести свой бизнес в будущем, качество управления и принимаемых решений, оценка рисков, принимаемых банком и их возможных последствий для банка. План стратегического развития банка – это документ, который позволит оценить приоритетные цели и задачи банка, пути их достижения; документ который даст уверенность в том, что стратегия развития банка ориентирована на его устойчивое функционирование в будущем. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бизнес-планирование – это разработка бизнес-плана Банка, процесс, определяющий и обоснующий локальные и общие перспективы развития Банка, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Бизнес-планирование призвано обосновать и определить конкретные пути решения стратегических задач, бизнес-план Банка должен быть фактически документом, обоснующим выбор из нескольких стратегических альтернатив, содержащим финансовую модель Банка в виде прогноза потоков денежных средств, увязывающих притоки и оттоки денег в Банке.

Бизнес – план представляет собой документ, который используется как средство управления и позволяет установить текущие задачи на соответствующий период, установить приоритеты и определить методы организации работы.

Бизнес – планирование позволяет банку оптимизировать прибыль и увеличить ценность для держателей акций. Необходимостью стратегии, которая обеспечит банку возможность поддерживать или увеличить свою долю на рынке с целью обеспечения долгосрочной рентабельности. Стратегическое планирование позволяет банку создать свое собственное будущее и сконцентрироваться на своих специальных областях и обслуживаемых рынках. Бизнес – планирование также обеспечивает адекватность капитала, чтобы выполнить международные требования о взвешенности по риску капитала, что обеспечит поддержание уверенности клиента в кредитоспособности банка.

Информация о работе Бизнес-планирование в коммерческих организациях