Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:17, курсовая работа
При всем многообразии форм рыночного предпринимательства существуют ключевые положения, применяемые практически во всех областях коммерческой деятельности для разных предприятий и организаций, необходимых для того, чтобы своевременно подготовиться, устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.
Введение………………………………………………………………………….2
I. Теоритическая часть
Необходимость планирования и прогнозирования в условиях рынка.
1.1. Планирование: сущность, назначение……………………………………...4
1.2. Бизнес-планирование в системе внутрифирменного планирования……..7
1.3. Структура бизнес-плана и его информационное обеспечение…………..10
II. Практическая часть.
Внутрифирменное планирование.
2.1. Экономическая характеристика предприятия…………………………….13
2.2. Планирование прибыли…………………………………………………….17
III. Заключение………………………………………………………………….19
IV. Список использованной литературы………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Теоритическая часть
Необходимость планирования и прогнозирования
в условиях рынка.
1.1. Планирование: сущность, назначение……………………………………...4
1.2. Бизнес-планирование в
системе внутрифирменного
1.3. Структура бизнес-плана
и его информационное
II. Практическая часть.
Внутрифирменное планирование.
2.1. Экономическая характеристика предприятия…………………………….13
2.2. Планирование прибыли…………………………
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список использованной
литературы…………………………………….20
Введение.
В настоящее время в условиях перехода к рыночным отношениям на предприятиях и организациях бурно протекает процесс совершенствования форм и методов работы.
При всем многообразии форм рыночного предпринимательства существуют ключевые положения, применяемые практически во всех областях коммерческой деятельности для разных предприятий и организаций, необходимых для того, чтобы своевременно подготовиться, устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.
Наиболее полно отвечающей предъявленным требованиям и способной к решению широкого круга актуальных задач является комплексная экономическая модель функционирования и развития предприятия, именуемая бизнес-планом.
В целях увеличения объема прибыли, рентабельности своей работы предприятие должно постоянно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложение финансовых ресурсов в создание новых технологий, организацию новых производств, реконструкцию производственных платежей и оборудования для выпуска конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках, строительство филиалов и цехов, приближенным к источникам сырья и рынка сбыта. Каждый из этих проектов должен быть основан на бизнес-плане от идеи до расчета конкретной суммы прибыли, которая будет получена от его реализации.
Наиболее активно бизнес-план
используется при поиске инвесторов: новых
акционеров, кредиторов, спонсорских вложений
и т.д. Помогает бизнес-план крупным предпринимателям
и фирмам, которые собираются расширить
дело, купив пакет акций существующей
фирмы или организовав новую организационно-
Таким образом, бизнес-план представляет собой программу, которая описывает экономико-организационную сторону проекта, реализация которого должна принести прибыль предприятию-инвестору.
Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Составлению бизнес-плана предшествует определение целей собственного бизнеса в целом и бизнес-плана в отдельности. При этом определяются деловые, общие и личные цели, что является основой оценки успешного бизнеса как личного успеха предпринимателя.
Глава I.
1.1.Планирование: сущность, назначение.
Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов: всеобщих, законов товарного производства и законов рыночной экономики.
Сущность планирования подчеркивают Г. Эмерсон и Ф. Тейлор, определяя его как процесс, представляющий одновременно и предвиденный результат и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применять. Многие авторы подчеркивают, что планирование представляет собой не просто деятельность, а такой процесс, в рамках которого имеет место развитие.
Следовательно, можно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации, способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения необходимых для этого работ, контроль за их выполнением.
Таким образом, общим для большинства авторов является понимание планирования как:
Методология планирования включает определение сущности понятия планирования, принципов, форм, типов, способов, методики определения показателей, их обоснования, приоритеты и последовательность расчетов, обоснованность принятия решений. Временной аспект планирования связан с выбором планового горизонта, обеспечивающим непрерывность планирования.
Формулировка целей в процессе планирования связывается с созданием основ мотивации и пробуждением заинтересованности работников в их достижении. Между целями всегда существует жесткая зависимость.
Процесс планирования проходит ряд этапов. Так, Ю. Осипов выделяет три основных этапа планирования. Первый – анализ стратегических проблем. Второй – прогноз будущих условий деятельности и определение целей. На этом этапе необходимо взвесить возможности предприятия, определить сильные и слабые стороны предприятия в экономике, управлении, ресурсах, финансах, на рынках и в соответствии с этим откорректировать поставленные задачи. На третьем этапе определяются средства развития предприятия.
Другие авторы считают, что в условиях достаточно высокого уровня монополизма и слабой конкуренции, становления рыночной экономики плановые решения принимаются в следующем порядке. Идея, закладываемая в планы, пока еще во многих случаях задается высшими органами отраслевого и административного управления. Затем следуют формулировка целей, выработка стратегий или нахождение путей достижения целей, выбор соответствующих средств.
Планирование почти всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Другими словами, обеспечить эту надежность невозможно без точного бухгалтерского учета и обширной статистической базы. Поскольку предприятие всегда является всего лишь небольшой частью общего рынка и экономики страны, для точного планирования необходимо получить как можно больше объективной информации. Планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие, хотя на мелких предприятиях некоторые факторы оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных.
Поскольку предприятие не только не располагает всей необходимой информацией для составления планов, но часто вообще находится в неведении, каких данных не хватает, качество планирования в большей мере зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников. Отсюда следует, что систему планирования необходимо формализовать с таким расчетом, чтобы при разработке планов использовались, по крайней мере, все имеющиеся показатели. К тому же все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывать с меняющимися условиями.
Обратим внимание на то, что планирование охватывает все важнейшие участки деятельности предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей. Это практикуется на всех предприятиях.
После завершения разработки планов по отдельным видам деятельности выявляются несоответствия – завышенные или заниженные показатели, которые необходимо устранить. Поскольку планы взаимозависимы, возникает необходимость внесения соответствующей корректировки.
1.2.Бизнес –
планирование в системе
Вопросы методологии планирования в условиях рынка обсуждаются в отечественной экономической науке с момента перехода России к рынку. Теоретические обобщения показывают, что в современных условиях планирование содержит две основные компоненты – прогнозирование для выработки решений и принятие решений. При этом, если прогнозирование реализуется специальными алгоритмами: методами, методиками, регуляторами и процедурами на вариантной основе, то принятие решений – это волевой процесс.
Однако внутрифирменное планирование в современных условиях в силу специфики российской действительности столкнулось с серьезными трудностями из-за имеющегося разрыва в иерархии управления, поскольку широкое распространение получила точка зрения, что в условиях экономической нестабильности планирование не имеет смысла. Тогда как обосновать различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития? Это невозможно без планирования своевременных решений (принцип управления путем ранжирования стратегических задач).
Практика показывает, что отсутствие сбалансированного и постоянно обновляемого бизнес-плана, воплощающего в реалии намечаемые цели, свидетельствует о недостатках в системе управления фирмой и негативно влияет на возможности привлечения финансовых ресурсов. Напротив, реальное, достоверное планирование обеспечивает определенную надежность финансирования фирмы, что очень важно для ее успешного функционирования в стремительно меняющихся условиях внешней среды.
Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес – плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.
Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности, оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).
Бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.
В определенном смысле, бизнес-план, как форма планирования, позволяет повышать эффективность предпринимательской деятельности даже при отсутствии необходимого и достаточного профессионального опыта. Основной целью планирования можно считать формирование и развитие у предпринимателя стратегического мышления. В формализованном виде «стратегическое мышление синтезирует интуицию и творческие способности предпринимателя в видении будущего».
Обычно целью разработки бизнес-плана является необходимость долговременного или краткосрочного планирования, которое осуществляется на базе изучения потребностей рынка и принятия решений по его дальнейшему освоению, собственному развитию фирмы. Но обойтись без него невозможно вовсе, если фирма принимает решение об открытии нового дела, при освоении производства нового продукта либо полном перепрофилировании деятельности, когда особенно велика потребность в инвестициях, и при выходе на внешний рынок.
В связи с этим важное значение имеет структура бизнес-плана, которая должна логически связать все элементы внутрифирменного планирования, охватить все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, охарактеризовать состояние и перспективы развития компании, дать наглядное представление о финансовых результатах ее деятельности на ближайшее будущее и на более отдаленную перспективу.
Бизнес-план должен быть нацелен на максимизацию выполнения намеченных задач, то есть, важна не только их постановка, но и последующая реализация, без чего составление бизнес-планов, в сущности, теряет смысл. Необходимо не только планировать, но и выполнять запланированное - бизнес-план должен быть руководящим документом, обеспечивающим эффективность деятельности.
Практика российских компаний убедительно свидетельствует о необходимости бизнес-планирования как инструмента, способствующего повышению эффективности предпринимательства, его стабилизации.
Бизнес-план можно с полной уверенностью рассматривать в качестве формы планирования, определяющего содержание целей и задач, время и пути их достижения. Его значение обусловлено и возможностью использования бизнес-плана в качестве средства привлечения необходимых ресурсов.
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения.
Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно – исследовательская и проектная работа. В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на: