Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа
За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Разрешительные полномочия присуши подразделениям, которые осуществляют надзор за передвижением иностранных граждан и лиц без гражданства. Разрешение на их передвижение по территории РФ дает паспортно-визовая служба органов внутренних дел, они же осуществляют административный надзор за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил проживания в РФ.
Нехарактерными
Главной и основной частью
компетенции данной службы являются
полномочия собственно по надзору за
состоянием общественного порядка.
По существу надзорные полномочия в
сфере охраны общественного порядка
сводятся к обеспечению
)наблюдение за установленным
порядком в общественных
)надзор за соблюдением
решений представительных
Анализ основных документов, регламентирующих всю деятельность полиции по охране общественного порядка, так как к охране общественного порядка привлекаются и другие службы органов внутренних дел, включая и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, а также слушатели и курсанты учебных заведений системы Министерства внутренних дел РФ.
В этой связи имеет смысл уточнить некоторые закономерности влияния на надзор единой дислокации, как условия деятельности тех субъектов надзора, которые представляют собой часть полиции: Государственная инспекция безопасности дорожного движения и служба обеспечения общественного порядка. Вызвано это тем, что единая дислокация реально воздействует на деятельность именно этих субъектов, проявляя себя в организации исполнения ими собственно надзорных полномочий, в содержании их задач. Кроме того, указанные полномочия реализуются в деятельности строевых подразделений полиции, организационно принадлежащих службе охраны общественного порядка и Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Введение в действие единой
дислокации в рамках конкретных территорий
влечет за собой совмещение задач
этих служб, разумеется, в известных
пределах. Точнее говоря, становится более
заметным взаимное «наложение» задач
на компетенцию субъектов
Таковы некоторые черты административного надзора в условиях единой дислокации.
Полномочия по надзору за дорожным движением направлены в основном на обеспечение безопасного и бесперебойного пространственного перемещения людей, грузов, транспортных средств. Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения ведут наблюдение за дорожным движением, а в случае, если в его процессе появляются отклонения от установленных требований, принимают меры по восстановлению нормального движения транспорта и пешеходов.
В этих целях они предупреждают
и устраняют различного рода помехи
на дорогах, выявляют и пресекают
нарушения Правил дорожного движения
и других нормативов, относящихся
к обеспечению безопасности дорожного
движения; оказывают в необходимых
случаях помощь водителям, пешеходам
и пассажирам, в том числе доврачебную
помощь пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях; оказывают содействие
в транспортировке поврежденных
транспортных средств и в охране
имущества, оставшегося без присмотра.
При этом хотелось бы отметить, что
обязанность Государственной
Осуществляя надзор за соблюдением участниками движения Правил дорожного движения, Государственная инспекция безопасности дорожного движения обращает особое внимание на выявление и пресечение наиболее опасных нарушений, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения. Такими нарушениями, например, являются:
-управление транспортными
средствами в состоянии
-превышение установленной скорости движения;
-нарушение правил обгона,
проезда перекрестов, правил
-не выполнение требований сигналов светофора;
-нарушение правил пользования осветительными приборами;
-не выполнение требований
о предоставлении
-нарушение правил перевозки людей.
Значительное место в
деятельности Государственной инспекции
безопасности дорожного движения занимает
надзор за соответствием содержания
автомобильных дорог, улиц, дорожных
сооружений и железнодорожных переездов,
оборудования улиц и дорог средствами
регулирования дорожного
Таким образом, собственно надзорные
полномочия Государственной инспекция
безопасности дорожного движения можно
рассматривать и как основной
способ влияния на обеспечение необходимых
условий для нормального
Такая оценка в принципе возможна в отношении и всех иных надзорных полномочий Государственной инспекции безопасности дорожного движения (наблюдение за содержание железнодорожных переездов, за выполнением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, за техническим состоянием находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, троллейбусов и трамваев).
Наряду с надзорными полномочиями
Государственная инспекция
Это свидетельствует о
практике совмещения контрольных и
надзорных полномочий в рамках компетенции
субъектов надзора и, прежде всего
государственных инспекций. Именно
это и составляет одну из специфических
черт компетенции данных органов. Совмещение
контрольных и надзорных
Однако следует отметить,
что контрольная деятельность Государственной
инспекции безопасности дорожного
движения в данном случае выступает
в довольно суженом виде, поскольку
она не охватывает всей деятельности
станции технического обслуживания,
а касается только строго определенных
вопросов, относящихся к обеспечению
безопасности дорожного движения. Контрольная
деятельность Государственной инспекции
безопасности дорожного движения по
своему характеру ближе к надзорной,
поскольку и здесь качество обслуживания
и ремонта автомобилей
Реализуя рассмотренные полномочия, Государственная инспекция безопасности дорожного движения тем самым охраняет условия нормального дорожного движения применительно к техническому состоянию транспортных средств индивидуальных владельцев. На это по существу направлена и надзорная деятельность.
Кроме вышеназванных служб полиции надзорными полномочиями в большей или меньшей степени в системе полиции обладают:
-участковые инспектора полиции;
-подразделения охраны объектов по договорам или вневедомственная охрана при отделах внутренних дел;
-дежурные части органов внутренних дел.
Очень важная роль в охране
общественного порядка и
Участковые инспектора полиции
осуществляют контроль за соблюдением
гражданами и должностными лицами установленных
правил паспортной системы путем
проведения систематических проверок
(например, при посещении жилищ
граждан или при посещении
отделов кадров предприятий, учреждений,
организаций находящихся на территории
их обслуживания), а также за иностранными
гражданами и лицами без гражданства
путем проведения систематических
проверок, установленных для них
правил въезда, выезда, пребывания и
транзитного проезда через
Надзорные полномочия участковых
инспекторов полиции в
Участковые инспектора полиции
имеют право осматривать места
хранения и использования огнестрельного
оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых
материалов. При выявлении нарушений
установленных правил они должны
делать обязательные предписания гражданам
и должностным лицам об их устранении,
изымать указанные предметы и
применять иные меры в соответствии
с действующим
Кроме того, работая во взаимодействии
с подразделениями
Участковые инспектора полиции участвуют в пределах своей компетенции в осуществлении надзора за соблюдением установленных правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения на, своем административном участке, принимают необходимые меры к пресечению нарушений этих правил.
Участковые инспектора полиции
имеют право останавливать
Участковые, работающие в городской местности, по значительному кругу вопросов взаимодействуют с работниками Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (например, установка дорожных знаков в необходимых местах, на территории обслуживания, совместные рейды, проверки технического состояния автотранспорта на транспортных предприятиях и другие).
К надзорным полномочиям
можно также отнести право
участкового инспектора полиции
проверять наличие и состояние
охранно-пожарной сигнализации и других
специальных защитных средств на
объектах, находящихся на территории
обслуживания, при необходимости
проводить названные
В деятельности участковых
инспекторов полиции
В отношении надзорных полномочий участковых инспекторов полиции, хотелось бы еще отметить, что главными задачами, поставленными перед ними - это обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, ответственность за состояние охраны общественного порядка на закрепленном за ним участке. Вместе с тем нельзя не согласиться с высказыванием Р.И. Денисова, который полагает, что вряд ли можно считать, безусловно, правильной практику сосредоточения буквального большинства правоохранительных функций в руках участковых инспекторов полиции, особенно в условиях сельской местности. Данные работники полиции стали таким универсальным звеном, на которое возлагаются специальные надзорные обязанности по всем линиям работ (сфера общественного порядка, паспортная и разрешительная системы, пожарная безопасность и дорожное движение). Вряд ли данная категория сотрудников может в совершенстве овладеть не только специальными знаниями по всем направлениям надзорной деятельности, но и соответствующими каждому направлению методами. За кажущейся массовостью правоохранительного воздействия здесь может иметь место некомпетентность исполнителей. Очевидно, что при сложившихся условиях удовлетворительно выглядит лишь постановка задач надзорного характера, но не их решение.