Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом админ надзор в сфере общественного порядка.docx

— 94.58 Кб (Скачать)

Разрешительные полномочия присуши подразделениям, которые  осуществляют надзор за передвижением  иностранных граждан и лиц  без гражданства. Разрешение на их передвижение по территории РФ дает паспортно-визовая  служба органов внутренних дел, они  же осуществляют административный надзор за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил проживания в РФ.

Нехарактерными разрешительными  полномочиями являются, пожалуй, лишь для одного субъекта надзора в  системе полиции службы обеспечения  общественного порядка. Основанием тому- цели и задачи службы, характер ее деятельности в системе субъектов административного надзора.

Главной и основной частью компетенции данной службы являются полномочия собственно по надзору за состоянием общественного порядка. По существу надзорные полномочия в  сфере охраны общественного порядка  сводятся к обеспечению административного  надзора по двум направлениям:

)наблюдение за установленным  порядком в общественных местах;

)надзор за соблюдением  решений представительных органов  на местах и главами администрации  по вопросам охраны общественного  порядка.

Анализ основных документов, регламентирующих всю деятельность полиции по охране общественного  порядка, так как к охране общественного  порядка привлекаются и другие службы органов внутренних дел, включая  и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, а также слушатели и курсанты учебных заведений системы Министерства внутренних дел РФ.

В этой связи имеет смысл  уточнить некоторые закономерности влияния на надзор единой дислокации, как условия деятельности тех  субъектов надзора, которые представляют собой часть полиции: Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения и служба обеспечения общественного  порядка. Вызвано это тем, что  единая дислокация реально воздействует на деятельность именно этих субъектов, проявляя себя в организации исполнения ими собственно надзорных полномочий, в содержании их задач. Кроме того, указанные полномочия реализуются  в деятельности строевых подразделений  полиции, организационно принадлежащих  службе охраны общественного порядка  и Государственной инспекции  безопасности дорожного движения.

Введение в действие единой дислокации в рамках конкретных территорий влечет за собой совмещение задач  этих служб, разумеется, в известных  пределах. Точнее говоря, становится более  заметным взаимное «наложение» задач  на компетенцию субъектов названных  двух направлений надзора. В этих случаях возникает реальная обязанность  строевых подразделений дорожно-патрульной службы вести наблюдение не только за дорожным движением, но и за состоянием общественного порядка, что подтверждается наличием обязанности Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения участвовать в охране общественного  порядка и борьбе с преступностью. Совмещение указанных задач приводит к тому, что дорожно-патрульная служба, осуществляющая одно из важнейших направлений  административного надзора, выполняет  и функции охраны общественного  порядка, принимая на себя соответствующие  надзорные полномочия иной службы полиции. Подобным образом патрульно-постовая служба становится обязанной реагировать  на грубые нарушения правил дорожного  движения, в необходимых случаях  принимать меры к задержанию скрывшихся с мест дорожных происшествий водителей, а также к розыску угнанных автомототранспортных средств. Исследования практики деятельности указанных служб  дают возможность говорить о большем  влиянии единой дислокации на надзорную  деятельность дорожно-патрульной службы, нежели на деятельность патрульно-постовых сил полиции в условиях крупных  городов. Нивелирование этих различий имеет место в большей степени  на уровне районного звена полиции  в сельской местности.

Таковы некоторые черты  административного надзора в  условиях единой дислокации.

Полномочия по надзору  за дорожным движением направлены в  основном на обеспечение безопасного  и бесперебойного пространственного  перемещения людей, грузов, транспортных средств. Сотрудники Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения ведут наблюдение за дорожным движением, а в случае, если в его  процессе появляются отклонения от установленных  требований, принимают меры по восстановлению нормального движения транспорта и  пешеходов.

В этих целях они предупреждают  и устраняют различного рода помехи на дорогах, выявляют и пресекают  нарушения Правил дорожного движения и других нормативов, относящихся  к обеспечению безопасности дорожного  движения; оказывают в необходимых  случаях помощь водителям, пешеходам  и пассажирам, в том числе доврачебную  помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; оказывают содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и в охране имущества, оставшегося без присмотра. При этом хотелось бы отметить, что  обязанность Государственной инспекции  безопасности дорожного движения оказывать  помощь участникам дорожного движения не следует рассматривать в виде особых полномочий. По нашему мнению, это  организационные разновидности  функции надзора, пусть и направленные своим воздействием на результат  дорожного движения, но возникающие  при осуществлении собственно наблюдения за его процессом.

Осуществляя надзор за соблюдением  участниками движения Правил дорожного  движения, Государственная инспекция  безопасности дорожного движения обращает особое внимание на выявление и пресечение наиболее опасных нарушений, непосредственно  влияющих на безопасность дорожного  движения. Такими нарушениями, например, являются:

-управление транспортными  средствами в состоянии алкогольного  и наркотического опьянения;

-превышение установленной  скорости движения;

-нарушение правил обгона, проезда перекрестов, правил маневрирования  и рядности движения;

-не выполнение требований  сигналов светофора;

-нарушение правил пользования  осветительными приборами;

-не выполнение требований  о предоставлении беспрепятственного  проезда транспортных средств,  оборудованных специальными звуковыми  сигналами;

-нарушение правил перевозки  людей.

Значительное место в  деятельности Государственной инспекции  безопасности дорожного движения занимает надзор за соответствием содержания автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, оборудования улиц и дорог средствами регулирования дорожного движения, требованиям безопасности дорожного  движения, а также за выполнением  требований безопасности дорожного  движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах, а также  на железнодорожных переездах. В  случае обнаружения каких-либо отклонений от установленных норм Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения принимает соответствующие  меры к устранению выявленных недостатков. В этих целях она наделена специальными властными правами.

Таким образом, собственно надзорные  полномочия Государственной инспекция  безопасности дорожного движения можно  рассматривать и как основной способ влияния на обеспечение необходимых  условий для нормального процесса дорожного движения.

Такая оценка в принципе возможна в отношении и всех иных надзорных полномочий Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения (наблюдение за содержание железнодорожных  переездов, за выполнением требований по обеспечению безопасности дорожного  движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, за техническим состоянием находящихся  в эксплуатации автомототранспортных средств, троллейбусов и трамваев).

Наряду с надзорными полномочиями Государственная инспекция безопасности дорожного движения наделена и полномочиями контрольного характера (например, по осуществлению контроля за качеством  обслуживания и ремонта автомототранспортных средств на станциях технического обслуживания по вопросам, относящимся к обеспечению  безопасности дорожного движения).

Это свидетельствует о  практике совмещения контрольных и  надзорных полномочий в рамках компетенции  субъектов надзора и, прежде всего  государственных инспекций. Именно это и составляет одну из специфических  черт компетенции данных органов. Совмещение контрольных и надзорных полномочий позволяет им не только констатировать факты нарушений, но и давать обязательные указания об их устранении и о существовании  необходимых действий в целях  профилактики правонарушений; разрешать  или запрещать определенные действия, работы (что не свойственно контрольным  органам); применять к виновным меры административного воздействия, что  например, не свойственно общему надзору  прокуратуры и ведомственному контролю.

Однако следует отметить, что контрольная деятельность Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения в данном случае выступает  в довольно суженом виде, поскольку  она не охватывает всей деятельности станции технического обслуживания, а касается только строго определенных вопросов, относящихся к обеспечению  безопасности дорожного движения. Контрольная  деятельность Государственной инспекции  безопасности дорожного движения по своему характеру ближе к надзорной, поскольку и здесь качество обслуживания и ремонта автомобилей проверяется, прежде всего, с точки зрения соответствия установленным правилам и нормативам.

Реализуя рассмотренные  полномочия, Государственная инспекция  безопасности дорожного движения тем  самым охраняет условия нормального  дорожного движения применительно  к техническому состоянию транспортных средств индивидуальных владельцев. На это по существу направлена и  надзорная деятельность.

Кроме вышеназванных служб  полиции надзорными полномочиями в  большей или меньшей степени  в системе полиции обладают:

-участковые инспектора  полиции;

-подразделения охраны  объектов по договорам или  вневедомственная охрана при  отделах внутренних дел;

-дежурные части органов  внутренних дел.

Очень важная роль в охране общественного порядка и безопасности и борьбе с преступностью отводится  участковым инспекторам полиции, обладающим рядом надзорных полномочий. Они  осуществляют надзор за соблюдением  нормативных актов, регулирующих общественный порядок, принимают меры к охране чужого имущества, обеспечивают соблюдение правил паспортной системы и соблюдение правил разрешительной системы (проверка правил содержания оружия у граждан  и предприятий), осуществляют надзор за безопасностью движения транспорта. Из вышесказанного становится, очевидно, что все основные обязанности, определенные законодателем для полиции, непосредственно  выполняются на определенном участке  территории участковым инспектором  полиции. Кроме того, участковые инспектора полиции на определенной территории обслуживания осуществляют административный надзор по многим направлениям. Большой  круг надзорных полномочий определяет их первостепенную роль в практическом решении возложенных на полицию  задач вообще и в административном надзоре по охране общественного  порядка в частности.

Участковые инспектора полиции  осуществляют контроль за соблюдением  гражданами и должностными лицами установленных  правил паспортной системы путем  проведения систематических проверок (например, при посещении жилищ  граждан или при посещении  отделов кадров предприятий, учреждений, организаций находящихся на территории их обслуживания), а также за иностранными гражданами и лицами без гражданства  путем проведения систематических  проверок, установленных для них  правил въезда, выезда, пребывания и  транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Участковые инспектора полиции работают в тесном взаимодействии с паспортно-визовой службой органов  внутренних дел.

Надзорные полномочия участковых инспекторов полиции в разрешительной системе реализуется в контроле за соблюдением гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений, организаций  установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов. Они также контролируют соблюдение законодательства о занятии  частной детективной и охранной деятельностью.

Участковые инспектора полиции  имеют право осматривать места  хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов. При выявлении нарушений  установленных правил они должны делать обязательные предписания гражданам  и должностным лицам об их устранении, изымать указанные предметы и  применять иные меры в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, работая во взаимодействии с подразделениями разрешительной системы, участковые инспектора полиции  предоставляют последней необходимую  информацию в отношении субъектов, желающих приобрести оружие, для принятия решения о выдаче или отказе, о  выдачи лицензии на право приобретения или продажи оружия. Участковые инспектора полиции, осуществляя контроль за частной  детективной и охранной деятельностью, вправе требовать от частных детективных  и охранных предприятий в рамках своей компетенции предоставления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных  функций.

Участковые инспектора полиции  участвуют в пределах своей компетенции  в осуществлении надзора за соблюдением  установленных правил, действующих  в сфере безопасности дорожного  движения на, своем административном участке, принимают необходимые  меры к пресечению нарушений этих правил.

Участковые инспектора полиции  имеют право останавливать транспортные средства и проверять документы  на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимой груз, произвести досмотр транспортных средств при  подозрении, что оно используется в противоправных целях.

Участковые, работающие в  городской местности, по значительному  кругу вопросов взаимодействуют  с работниками Государственной  инспекцией безопасности дорожного  движения (например, установка дорожных знаков в необходимых местах, на территории обслуживания, совместные рейды, проверки технического состояния  автотранспорта на транспортных предприятиях и другие).

К надзорным полномочиям  можно также отнести право  участкового инспектора полиции  проверять наличие и состояние  охранно-пожарной сигнализации и других специальных защитных средств на объектах, находящихся на территории обслуживания, при необходимости  проводить названные мероприятия  совместно с сотрудниками криминальной полиции, Государственной противопожарной  службы, подразделениями вневедомственной охраны.

В деятельности участковых инспекторов полиции присутствует, в определенной степени, и контрольно-надзорные  полномочия, которые заключаются  в контролировании участковыми  инспекторами полиции несения службы патрульно-постовыми нарядами на участке; информировании их об оперативной обстановке на территории обслуживания; обучении сотрудников полиции во время  несения службы формам и методам  этой работы.

В отношении надзорных  полномочий участковых инспекторов  полиции, хотелось бы еще отметить, что главными задачами, поставленными  перед ними - это обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, охрана общественного порядка и  обеспечение общественной безопасности, ответственность за состояние охраны общественного порядка на закрепленном за ним участке. Вместе с тем нельзя не согласиться с высказыванием Р.И. Денисова, который полагает, что вряд ли можно считать, безусловно, правильной практику сосредоточения буквального большинства правоохранительных функций в руках участковых инспекторов полиции, особенно в условиях сельской местности. Данные работники полиции стали таким универсальным звеном, на которое возлагаются специальные надзорные обязанности по всем линиям работ (сфера общественного порядка, паспортная и разрешительная системы, пожарная безопасность и дорожное движение). Вряд ли данная категория сотрудников может в совершенстве овладеть не только специальными знаниями по всем направлениям надзорной деятельности, но и соответствующими каждому направлению методами. За кажущейся массовостью правоохранительного воздействия здесь может иметь место некомпетентность исполнителей. Очевидно, что при сложившихся условиях удовлетворительно выглядит лишь постановка задач надзорного характера, но не их решение.

Информация о работе Административный надзор