Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать и продиагностировать теоретические положения, нормативные документы и государственные законные акты и вывести определенные рекомендации, направленные на совершенствование тактики подготовки материалов об установлении административного надзора.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть термин «административный надзор»;
- проанализировать общие принципы правового регулирования осуществления административного надзора;
- дать характеристику задачам административного надзора;
- определить порядок обеспечения реализации административного надзора.

Файлы: 1 файл

Мой курсач ГМУ.docx

— 51.22 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Современная уголовная политика России все лучше ориентируется на требования международных стандартов, берет свой курс на активную перестройку уголовного законодательства в соответствии с передовыми достижениями и успехами развитых европейских стран. На государственном уровне и в средствах массовой информации глобально рассматриваются вопросы кардинального изменения в подходе к содержанию лиц совершивших преступление в условиях изоляции от общества, расширения спектра мер уголовно-правового характера, не связанных с наказанием, поиска допустимых средств сокращения тюремного населения. Самую серьезную озадаченность вызывает уровень рецидивной преступности, уровень которой в зависимости от регионального субъекта России колеблется от 30 до 45 %. При этом обобщенные данные излагают о том, что в 87% случаев она допускается в течение первых двух лет после освобождения - явное свидетельство наличия серьезных проблем профилактики. Непременно, не стоит сбрасывать со счетов и происходящее в последнее время качественное ухудшение характеристик личности осужденных к лишению свободы, 85% которых отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В отношении значительной доли не удается достичь целей наказания, и они продолжают сохранять достаточно высокий уровень общественной опасности после освобождения из тюрьмы.

Все сказанное выше характеризует актуальность  данной темы.

Объект - деятельность сотрудников уголовно – исполнительной системы по установлению административного надзора за лицами, освобождающихся из мест лишения свободы.

Предметом данной курсовой работы являются правовые нормы, регламентирующие порядок установления административного надзора.

Цель исследования – проанализировать и продиагностировать теоретические положения, нормативные документы и государственные законные  акты и вывести определенные рекомендации, направленные на совершенствование тактики подготовки материалов об установлении административного надзора.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

-   рассмотреть термин «административный надзор»;

- проанализировать общие принципы правового регулирования осуществления административного надзора;

- дать характеристику задачам  административного надзора;

- определить порядок обеспечения  реализации административного надзора.

Теоретико-методологической основой данной курсовой работы являются философские знания, определяющие основные требования к научным категориям; методология уголовно - исполнительного права. В полном объеме применялись методы правового, формально-логического, системно-структурного, статистического исследования и другие.

Правовая основа исследования: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, касающиеся установления административного надзора.

В нынешних условиях возникла колоссальная необходимость дальнейшей и многогранной разработки исследуемого материала  с учетом происшедшей корректировке в законодательстве, социально-экономических условиях, оперативной обстановке и новых задач, стоящих перед органами уголовно – исполнительной системы.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов с подразделами, заключения и списка используемой литературы.

1. Правовое регулирование административного надзора

 

1.1 Понятие административного надзора

 

Мерой социального контроля, исторически доказавшей свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности, является административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Этой  проблеме посвящено огромное число публикаций еще в советской юридической литературе, тем не менее вопрос о правовой природе данного института в отечественной науке до сих пор не является окончательно решенным. Современные статьи, научная литература по этой сложной и серьезной теме практически отсутствует. Мы склонны принимать позицию, согласно которой надзор за освобожденными составляет одну из форм реализации уголовно-правовых отношений. У подобной точки зрения есть все основания для признания ее обоснованной:

1. Административное принуждение  в виде надзора может быть применено при том обязательном условии, что оно является обязательным следствием предварительного осуждения и уголовного наказания. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закон) данный надзор может быть установлен в отношении четко определенных категорий освобожденных, т.е. предпосылками для его установления (формальным, юридическим основанием) являются строго определенные условия уголовно-правового и уголовно-исполнительного характера.[4]

2. Обязательным компонентом  для реализации административного надзора является течение срока судимости, так как только в пределах этого срока возможен этот надзор. Погашение или снятие судимости сразу же влечет за собой невозможность осуществления административного надзора и применения свойственных ему мер административного принуждения.

Поскольку наличие судимости у того или иного лица свидетельствует о том, что обвинительный приговор суда сохраняет в отношении его свою силу, постольку данное лицо находится в уголовно-правовых отношениях с государством, хотя оно и отбыло уже наказание. При этом вышесказанные уголовно-правовые отношения могут находиться в течение всего срока судимости или части этого срока либо в состоянии статики, когда права и обязанности сторон данных отношений не реализуются, либо в состоянии динамики, т.е. реализовываться, что и имеет место в процессе административного надзора. Анализируя и обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в административном надзоре проявляются уголовно-правовое значение института судимости, его фактическая принудительная сила.[3]

3. Предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 ФЗ) что и является задачами административного надзора. Учитывая эти их, большинство  ученых определяют административный надзор даже как меру пресечения правонарушений.  Возможно, что такой подход не обладает достаточными основаниями, поскольку надзор не предназначен для прекращения готовящихся преступлений или иных правонарушений. Данная мера принуждения прежде всего направлена на предупреждение возможных преступлений в будущем. Другими словами, криминологическим основанием применения административного надзора следует признать неблагоприятный прогноз индивидуального преступного поведения освобождающегося лица, но без конкретизации места, времени и способов совершения преступления. Это определяет профилактическую сущность данной меры как уголовно- правовой "меры безопасности".[1],[3]

Примечательно, что даже приостановление административного надзора не лишает органов внутренних дел обязанностей выполнения задач по контролю за освобожденными, поскольку Закон не исключает возможности повторного установления надзора в пределах срока судимости в случаях, когда лицо вновь стало вести антиобщественный образ жизни (нарушать правила общежития).

4. Четвертое основание .которое тесно переплетается с предыдущим - сама цель административного надзора, которой следует признать частную превенцию. Несмотря на различие в подходах, методах, взглядах конечная цель надзора одна - как можно надежнее защитить общество от преступных деяний и в первую очередь со стороны тех, кто уже в полной мере понес наказание за ранее совершенные преступные деяния и освободился из мест лишения свободы.

Задачи и реализация административного надзора апробированы исторически. Стоит не забывать , что до 90-х годов XX в. в России существовала четко продуманная система предупреждения совершения преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Наряду с надзором данная система включала и меры социальной реабилитации ранее судимых лиц. В предупреждении были задействованы различные государственные органы, службы, подразделения, начиная с учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, и заканчивая социальными службами, которые решали вопросы бытового и трудового устройства освобождаемых . Проблема предупреждения рецидива преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, рассматривалась на самом высоком государственном уровне. Немаловажная роль в этой работе отводилась трудовым коллективам, общественным формированиям, представителям общественности. В результате, по оценке различных ученых, рост рецидивной преступности в обществе был достаточно сдерживаемым правоохранительными органами, а его уровень среди лиц, состоящих под административным надзором, колебался в пределах 10%.[6]

В конце прошлого века отлаженная система предупреждения рецидивной преступности в обществе была полностью разрушена. Практически ликвидированы были все ее составляющие. До недавнего времени единственным правовым основанием осуществления контроля за освобожденными являлся Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», согласно которому лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, должны были становиться на профилактический учет. Разумеется, каких-либо правоограничений освобожденных, в том числе профилактического характера, данным Приказом не устанавливалось, поскольку эта сфера составляет исключительную прерогативу федерального законодательства. Вот почему сегодня такое значение приобрело принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ, который определил основания и условия индивидуальной работы с лицами, нуждающимися в усиленном профилактическом воздействии со стороны правоохранительных органов, а также степень их ответственности за уклонение от соблюдения ограничений, устанавливаемых в судебном порядке.[8],[3]

5. Административный надзор устанавливается  только судом на основании  заявления исправительного учреждения  или органа внутренних дел, им  же продлевается и досрочно  прекращается по основаниям, предусмотренным  в законе.

6. Надзор за лицами, освобожденными  из мест лишения свободы, в  той или иной законодательной  форме присутствует в праве  многих зарубежных стран, в том  числе и стран - участниц СНГ. В  этом смысле примечателен опыт  Республики Беларусь, действующий  УК которой в ст. 80 закрепляет  основания и юридическое содержание  так называемого «превентивного  надзора»мкак иной меры уголовной ответственности.

Таким образом, под административным надзором понимается, во-первых, система правовых и организационных мер, принимаемых государством в целях профилактики повторной преступности среди лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы. Во-вторых, это деятельность государства в лице органов внутренних дел, осуществляющих проверку соблюдения специальных административных правил лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В соответствии с определением понятия административного надзора деятельность органов внутренних дел связана с наблюдением за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленных судом, и выполнением ими обязанностей, предусмотренных Законом.[9]

 

1.2 Задачи административного надзора

 

Задачи административного надзора сформулированы с учетом концепции административного надзора, заложенной в Закон. Это связано с тем, что административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания.

Формулирование задач административного надзора является необходимым условием обоснованности применения к лицам, отбывшим наказание в местах лишения свободы, административных ограничений. Именно формулирование в задачах положения о применении административного надзора в целях защиты государственных и общественных интересов делает допустимым относительно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ установление временного ограничения прав и свобод и возложения обязанностей в отношении настоящих лиц.[10]

К числу задач относятся:

- предупреждение совершения поднадзорными  лицами преступлений;

- предупреждение совершения поднадзорными  лицами иных правонарушений;

- оказание на поднадзорных лиц  индивидуального профилактического  воздействия в целях защиты  государственных и общественных  интересов.

1.3 Основания установления административного  надзора

 

 

Обязательными условиями, допускающими установление административного надзора, являются совершеннолетие лица, освобождение его из мест лишения свободы и наличие неснятой или непогашенной судимости. Определение совершеннолетия осуществляется в соответствии с ч. 1 ст. 21 ГК РФ, согласно которой оно наступает по достижении восемнадцатилетнего возраста и свидетельствует о полной гражданской дееспособности лица, т.е. способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. По смыслу нормы, устанавливающей в качестве условия установления административного надзора совершеннолетие лица, указывает не недопустимость применения правил эмансипации.[11]

Обязательным условием является неснятая и непогашенная судимость. Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления, установленные уголовным законодательством правовые последствия. Имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности.[14],[7]

Отмеченные условия являются общими и недостаточны для основания установления административного надзора. Наличие их скорее свидетельствует о правовой предпосылке административного надзора.

Информация о работе Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы