Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать и продиагностировать теоретические положения, нормативные документы и государственные законные акты и вывести определенные рекомендации, направленные на совершенствование тактики подготовки материалов об установлении административного надзора.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть термин «административный надзор»;
- проанализировать общие принципы правового регулирования осуществления административного надзора;
- дать характеристику задачам административного надзора;
- определить порядок обеспечения реализации административного надзора.

Файлы: 1 файл

Мой курсач ГМУ.docx

— 51.22 Кб (Скачать)

Возможность установления административного надзора также связывается с категориями преступлений, совершенных лицом, наличием рецидива, объектом преступления (специальных условий), т.е. наличие общих и обязательных условий делает возможным установление административного надзора.

В зависимости от наличия специальных условий устанавливает две категории поднадзорных лиц.

К первой группе относятся лица, отвечающие общим условиям, а также имеющие непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

- тяжкого или особо тяжкого  преступления;

- преступления при рецидиве  преступлений;

- умышленного преступления в  отношении несовершеннолетнего.

Порядок определения категории преступления основывается на его характере и степени общественной опасности и определяется ст. 15 УК РФ. Согласно ч. 4 и 5 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы, особо тяжкими преступлениями - свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание.[18]

Под рецидивом преступления понимается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Определение рецидива преступления, его виды, порядок признания и правовые последствия устанавливаются ст. 18 УК РФ. Признание совершения преступления умышленно определяется на основании ст. 25 УК РФ.[12]

Административный надзор в отношении отмеченных лиц устанавливается в случае, если данное лицо:

в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Под злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания понимаются:

- употребление спиртных напитков  либо наркотических средств или  психотропных веществ;

- мелкое хулиганство;

- угроза, неповиновение представителям  администрации исправительного  учреждения или их оскорбление  при отсутствии признаков преступления;

-   изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;

- уклонение от исполнения принудительных  мер медицинского характера или  от обязательного лечения, назначенного  судом или решением медицинской  комиссии;

- организация забастовок или  иных групповых неповиновений, а  равно активное участие в них;

- мужеложство, лесбиянство;

- организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных  в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них;

- отказ от работы или прекращение  работы без уважительных причин.

Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Осужденный, совершивший указанные нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного п. "в", "г", "д" и "е" ч. 1 ст. 115 и п. "б" ст. 136 УИК РФ.

Признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания производится постановлением начальника исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.

Совершение в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, означает совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1, 6.2, 6.8 - 16.16 и гл. 19 и 20 КоАП РФ.[15]

Ко второй группе лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, относятся также лица, подпадающие под требования общих условий и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности предусмотрены гл. 18 УК РФ. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних предусмотрены в ст. 134 и 135, а также в качестве квалифицирующих признаков преступлений в п. "а" ч. 3, п. "б" ч. 4 ст. 131, п. "а" ч. 3, п. "б" ч. 4 ст. 132.[12],[19]

Совершение преступления при опасном рецидиве признается при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы либо если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 18 УК РФ рецидив преступлений признается особо опасным при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы или при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.

Учитывая социальную опасность настоящих преступлений, административный надзор в отношении данной категории лиц устанавливается независимо от их поведения в местах лишения свободы или совершения ими правонарушений после освобождения.

 

2. Анализ государственных законодательных актов о административном надзоре за лицами освобожденными из мест лишения свободы

2.1 Анализ ФЗ об административном  надзоре

 

 

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.          Административный надзор среди других является наиболее объемным и разнообразным.[10] При соблюдении определенных федеральными законами условий он допускает возможность вторжения в права физических и юридических лиц. В целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами полномочий, предоставленных ФЗ от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре), руководствуясь ст. 17 Закона о прокуратуре, Генеральный прокурор РФ издал Приказ от 20 апреля 2013 г. N 176 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Этим Приказом на органы прокуратуры возложены новые дополнительные полномочия по обеспечению надлежащего надзора за исполнением указанного Федерального закона. В Приказе изложены требования по обеспечению соблюдения законодательства об административном надзоре администрациями исправительных учреждений. При проведении проверок в исправительных учреждениях необходимо обращать внимание на соблюдение администрацией требований закона при направлении в суд заявлений об установлении административного надзора, сроков направления копий решений суда в орган внутренних дел в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, по месту жительства или месту пребывания, вручение ему предписания о выезде, предупреждение этого лица об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

Изложены требования прокурорам городов и районов по обеспечению соблюдения законодательства об административном надзоре органами внутренних дел и уголовно-исполнительными инспекциями. Особое внимание в Приказе обращено на недопустимость применения органами внутренних дел ограничений, не установленных судом, а также злоупотреблений при пользовании правами, предоставленными при осуществлении административного надзора. Предписывается проверять соблюдение порядка рассмотрения органами внутренних дел жалоб и заявлений поднадзорных лиц и их представителей в связи с осуществлением в отношении их административного надзора. В Приказе также уделено внимание участию прокурора в рассмотрении судами первой инстанции дел об административном надзоре. Предписано своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных представлений.

С 1 июля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которому судом может быть установлен административный надзор в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, осужденных за совершение тяжкого преступления или особо тяжкого преступления либо осужденных два и более раза к лишению свободы за совершение умышленного преступления, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует о нежелании встать на путь исправления, а также если судимое лицо после освобождения из мест лишения свободы систематически совершает антиобщественные действия.[3],[20],[17]

Административный надзор устанавливается лицам за умышленные преступления против несовершеннолетних, за тяжкие и особо тяжкие преступления, либо за рецидивистами. Ограничения вводят, если данные лица:

• методично нарушали установленный порядок отбывания наказания;

• в течение одного года после освобождения: два раза и больше нарушали общественный порядок.

Административный надзор вводится за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних лиц, а также при опасном или особо опасном рецидиве .

Независимо от иных оснований, административный надзор вводится в отношении лица, которое в совершоннолетнем возрасте совершило половое преступление против лица младше 14 лет (страдает педофилией). За ним должны следить в течение всего периода лечения, так же не менее срока погашения судимости.

После вступления в силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, администрация исправительного учреждения обязана:

• не позже чем через 7 дней направить решение суда в ОВД(далее ОВД), находящегося по месту жительства подсудимого или его пребывания;

• вручить предписание о выезде к месту жительства или пребывания лицу, в отношении которого был введен административный надзор (с указанием срока прибытия). В предписании ставится отметка об установленном административном надзоре и указывается адрес места жительства или пребывания ;• Предупредить об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

В течение административного надзора ОВД или само поднадзорное лицо могут дать ходатайство в суд, который исходя из его данных о личности,образе жизни, поведении и  соблюдении установленных ограничений, вправе их изменить (отменять или устанавливать).

В период административного надзора органы внутренних дел обязанны:

• вести поголовный учет поднадзорных лиц;

• предупреждать совершение преступлений и правонарушений поднадзорным ;

• установить систематический контроль за реабилитацией и соблюдением поднадзорным установленных судом ограничений, выполнением иных обязанностей, определенных законом;

• объявлять и осуществлять розыск освобожденного из места лишения свободы лица, не прибывшего в указанный срок к назначенному месту жительства или пребывания без уважительных причин, а также поднадзорного , намеренно оставившего место жительства или пребывания, либо покинувшего пределы муниципального образования (городского округа) в то время, когда судом ему установлено соответствующее ограничение,

и возложены права:

• запрашивать в любой организаций по месту жительства и работы  характеристику поднадзорного;

• вызывать поднадзорное лицо для получения  объяснений по вопросам, связанных с соблюдением установленных в его отношении ограничений судом, а также для выполнения им обязанностей, определенных законом;

• беспрепятственно входить в место жительства (пребывания) поднадзорного лица во время, когда поднадзорному лицу запрещено пребывание вне дома (квартиры).

гражданин, находящийся под административным надзором обязан:

• при освобождении из мест лишения свободы прибыть в установленный срок к зараннее определенному месту жительства (пребывания);

• отметиться в течение 3 суток с момента прибытия из мест лишения свободы в ОВД, а также после перемены места жительства;

• отметиться в течение 3 суток в случае получения разрешения ОВД на пребывание вне дома  и выезда за пределы муниципального образования (городского округа);

• уведомлять ОВД о намерении выезда к месту жительства (пребывания);

• уведомлять ОВД  в течение 3 суток по месту жительства (пребывания) о смене места работы или жительства (пребывания), а также о возвращении на место жительства (пребывания);

Для усиления профилактики деятельности ОВД и снижению рецидива среди освобожденных, законом предусмотрена ответственность поднадзорного лица в случае нарушения установленных ограничений или несоблюдения иных обязанностей.

Согласно закону, поднадзорному может быть запрещено бывать на  массовых мероприятиях, выходить из дому в определенное время суток, бывать в определенных местах, выезжать за установленную судом территорию. Поднадзорное лицо обязано от одного до четырех раз в месяц являться в ОВД для регистрации.

Информация о работе Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы