Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Порой сам человек своим девиантным поведением нарушает установленные законы, что может вызывать нарушение правопорядка. Именно для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушения и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор.
Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушения законности.

Файлы: 1 файл

аминистративный надзор..docx

— 41.78 Кб (Скачать)

 

Введение.

 

В настоящее  время перед юридической наукой стоит задача глубокого изучения и осмысления нового Кодекса, а также  анализа практики его применения. Сегодня мы пока не можем  объективно оценивать достоинства и недостатки нового КоАП РФ, так как не располагаем достаточными практическими материалами его применения. Вместе с тем, мы можем выделить наиболее важные черты этого правового акта, его принципиальные отличия от КоАП РСФСР 1985 г.     

Новый Кодекс сохранил прежнюю, привычную для  правоприменителей структуру. Он состоит  из пяти разделов: «Общие положения», «Особенная часть», «Судьи, органы, должностные  лица, уполномоченные рассматривать  дела об административных правонарушениях», «Производство по делам об административных правонарушениях», «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях».      

Законодательство  об административных правонарушениях, согласно новому Кодексу (ст.1.1 КоАП РФ), состоит только из законов. То есть привлечение кого-либо к мерам административной ответственности на основании Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, на основании актов глав субъектов РФ и иных ведомственных нормативных актов, незаконно. Введение в действие нового Кодекса, предусматривающего применение мер административной ответственности за нарушение требований земельного, жилищного, таможенного, налогового, природоохранного и иных видов законодательства, явилось своего рода кодификацией норм об административных нарушениях. Таким образом, никто не может быть привлечен к мерам административной ответственности иначе как на основании федерального закона или закона субъекта РФ.     

В разделе  «Общие положения» определены задачи законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2); получили нормативное  закрепление принцип равенства перед законом лиц, привлекаемых к административной ответственности (ст. 1.4), презумпция невиновности (ст. 1.5); установлены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.3), пределы действия законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.7); сформулировано понятие административного правонарушения (ст. 2.1); определены круг субъектов административной ответственности, их право- и дееспособность (ст.ст. 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.10); установлен перечень административных наказаний (ст. 3.2) и дано определение каждого из них (ст.ст. 3.4-3.11); регламентированы общие правила, в соответствии с которыми назначаются и применяются наказания за административное правонарушение, сроки назначения этих наказаний (глава 32).      

В новом  КоАП РФ нашли свое отражение радикальные  изменения государственной и общественной жизни России за прошедшие годы, а также базовые положения основного Закона страны - Конституции РФ.  

         Согласно статье 2 Конституции Российской  Федерации «человек, его права  и свободы являются высшей  ценностью». Порой сам человек  своим девиантным поведением  нарушает установленные законы, что может вызывать нарушение  правопорядка. Именно для поддержания  общественного порядка, пресечения  правонарушения и обеспечения  в стране законности осуществляется  административный надзор.

Надзор  заключается в постоянном, систематическом  наблюдении специальных государственных  органов за деятельностью неподчиненных  им органов или лиц с целью  выявления нарушения законности.     

 

 

 

 

 

 

1. Административный надзор.

1.1.Административный надзор и его виды.

 

Административный надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

В юридической литературе нет единого мнения о сути административного  надзора. Ряд ученых считают, что  он является разновидностью контроля, имея при этом свои особенности. В  противоположность этому мнению Д. М. Овсянко считает, что административный надзор является самостоятельным видом  контрольно-надзорной деятельности, которому присущи свои особенности. Ю. П. Битяк высказывает мнение о  том, что «надзор осуществляет единственный государственный орган - прокуратура. Санитарный, пожарный надзор и некоторые  другие виды деятельности неточно называют надзором. В действительности же это  контроль». Такое разнообразие и  противоположность мнений о природе  административного надзора являются основанием для рассмотрения его  сути в соотношении с контролем  и другими видами надзора.

Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов  и объектов проверок, правовых и  организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному  надзору присущи особенности, которые  не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля.

Надзор - это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три типа надзора:

судебный; прокурорский; административный.

Последний - самый большой  по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных  служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского  надзора.

Во-первых, властными субъектами надзорной деятельности являются структурные  подразделения государственной  администрации, субъекты публичной  исполнительной власти.

Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского надзора - обеспечение законности в стране, то основная цель административного  надзора - обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдением правил государственная  администрация осуществляет главным  образом для предупреждения вредных  для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов  и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.

В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен  на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.

В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами  производится систематически. Он носит  инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке.

В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными  надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые  их проверяют.

В-шестых, административный надзор связан с широким применением  административного принуждения. Надзорные  структуры наделены большими юрисдикционными  полномочиями, правом применять меры административного пресечения и  административные наказания.

Таким образом, административный надзор - надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной  администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой - часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности.

Он обеспечивает охрану соответствующих  общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы  не допустить, предотвратить наступление  вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и  т. п.), выявить обстоятельства, которые  могут быть их причиной, и принять  меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане - прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы  не допустить наступление вреда  сейчас, а на втором плане - применение карательных санкций для общей  и частной превенции правонарушений в будущем.

Административный надзор осуществляется в отношении:

а) неопределенного круга  физических и юридических лиц  при соблюдении ими определенных правил;

б) определенного круга  лиц (граждан, должностных лиц, юридических  лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования  огнестрельного оружия);

в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

4. Административный надзор, как правило, связан с применением  мер административного предупреждения, административного пресечения и  наложения административных взысканий.  То есть органы административного  надзора наделены административно-юрисдикционными  полномочиями. В отличие от них  контрольные органы такими полномочиями  не наделены (как правило, имеют  право применять меры дисциплинарного  взыскания). Административной науке  известно три вида надзора:  судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими  видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:

- субъект административного  надзора является субъектом исполнительной  власти;

- основной целью является  обеспечение безопасности граждан,  общества, государства (а судебного  и прокурорского - обеспечение  законности в стране);

- специализированный характер, то есть он направлен на  соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных  и др.);

- проводится систематически  за конкретным объектом;

- осуществляется, как правило,  субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными  полномочиями;

- связан с применением  административного принуждения.  Административный надзор осуществляется  с целью охраны соответствующих  общественных отношений как от  правонарушений, так и от объективно-противоправных  действий и стихийных явлений.

Административный надзор - необходимое средство обеспечения  безопасности граждан, общества и государства. Но обилие надзорных органов, неупорядоченность  контрольных мероприятий имеют  и негативный эффект: масса времени, сил и средств затрачивается  в связи с проверками, что затрудняет созидательную деятельность, отвлекает  от работы многих работников предприятий  и учреждений; создаются условия  для излишнего государственного вмешательства в деятельность поднадзорных и для коррупции; в одних организациях проверки проводятся часто, иногда их проверяют сразу несколько надзорных  органов, а другие организации длительное время никто не проверяет.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» принят с целью защиты прав поднадзорных и упорядочения надзорной деятельности. Все мероприятия по контролю Закон делит на плановые и неплановые.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя  каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более  чем один раз в два года.

Внеплановые проверки могут  проводиться при наличии определенных поводов:

а) выявления в ходе плановой проверки нарушений обязательных правил и необходимости контроля за устранением  таких нарушений;

б) получения информации о возникших угрозах жизни  и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде;

в) обращения граждан, организаций  с жалобами на нарушения их прав и законных интересов.

Внеплановые мероприятия  по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении  иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие  однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.

Процессуальным основанием для проверки конкретного объекта  является акт (распоряжение, приказ) компетентного  государственного органа. В акте должно быть сказано, когда начинается проверка, где и кем она проводится. Продолжительность  мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем  на один месяц.

Должностное лицо, осуществляющее контрольные мероприятия, обязано:

посещать объекты надзора  только во время исполнения служебных  обязанностей;

предъявлять служебное удостоверение  и распоряжение, на основании которого проводится проверка;

предоставлять должностным  лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям,

присутствующим при проведении мероприятия по контролю,

относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

знакомить с результатами мероприятий по контролю;

по итогам проверки составить  акт установленной формы в  двух экземплярах, один из которых вручить  под расписку законному представителю  юридического лица (индивидуальному  предпринимателю);

Информация о работе Административный надзор