Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Порой сам человек своим девиантным поведением нарушает установленные законы, что может вызывать нарушение правопорядка. Именно для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушения и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор.
Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушения законности.
не распространять охраняемую законом тайну;
принять меры по фактам выявленных им нарушений;
доказывать законность своих действий, если они будут обжалованы.
При проведении проверок должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, изымать оригиналы проверяемых документов.
Юридические лица и индивидуальные
предприниматели обязаны вести
журнал учета мероприятий по контролю,
куда вносятся основные сведения о
проведенной проверке и ее результатах.
Они обязаны представлять документы,
информацию, образцы, которые являются
объектами надзорных
Должностные лица юридического лица, индивидуальные предприниматели и их представители вправе:
непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать информацию, предоставление
которой предусмотрено
знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверявших их должностных лиц;
обжаловать действия (бездействие)
должностных лиц органов
Учитывая вышесказанное,
можно сделать вывод о том,
что административный надзор - это
вид государственной
1.2. Органы административного надзора.
Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Многочисленные надзорные службы государственной администрации можно разделить на три группы:
государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти, например Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Российская транспортная инспекция Минтранса России, органы государственного пожарного надзора МЧС России и др.;
Одни из них являются
самостоятельными, другие — как
структурные подразделения
Вместе с тем ряд федеральных служб, осуществляющих административный надзор, действуют в системе того или иного министерства и являются его структурными подразделениями. Так, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) входит в систему МВД России, Государственная противопожарная служба входит в систему МЧС России, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подчинена Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подчинена Министерству образования и науки Российской
Федерации, Федеральная служба
по надзору в сфере
Некоторые органы административного
надзора утверждают нормы и правила
совместно с другими органами.
Так, Государственная
Одной из форм участия органов административного надзора в нормотворческой деятельности является подготовка ими проектов нормативных актов, которые утверждаются (принимаются) другими органами (Государственной думой, Президентом, Правительством РФ) или согласовывают проекты правовых актов, принимаемых другими органами.
Например, Федеральная служба
по экологическому, технологическому
и атомному надзору самостоятельно
принимает следующие
порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ;
порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов и другие нормативные правовые акты.
Специализированный надзор
за соблюдением санитарно-
огромна по разнообразию и объему предупредительная деятельность органов госсаннадзора. Их организационно-массовая работа — это санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учет и анализ санитарных нарушений;
в работе госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль. Прежде всего, это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений, выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений, территории для определенной деятельности;
в целях охраны здоровья,
предупреждения возникновения и
распространения заболеваний
3) органы госсаннадзора пресекают нарушения санитарных правил. Сотрудниками этого надзора широко используется право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать;
1.3. Полномочия надзорных органов.
Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор, надзор России по ядерной и радиационной безопасности), государственные инспекции (Государственная инспекция по безопасности дорожного движения и др.).
Основной задачей органов
административного надзора
Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:
1.полномочия по
2.полномочия по пресечению правонарушений
3.полномочия по привлечению
к ответственности виновных
4.полномочия по
Полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам административного надзора вскрывать и требовать устранения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совершения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продуктов питания, досматривать транспортные средства. Получать необходимые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей поднадзорных объектов. Кроме того, надзорные органы могут участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, объявлять карантин и закрывать при необходимости границы.
Полномочия по пресечению правонарушений применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в принудительном прекращении противоправных действий.
Обладая данными полномочиями,
органы административного надзора
вправе давать обязательные для исполнения
предписания о приостановлении
работ, ведущихся с нарушением соответствующих
норм, правил безопасности, а в случае
крайней необходимости, связанной
с угрозой жизни людей, они
сами останавливают такие работы.
На основании вынесенного
Реализую полномочия по предупреждению
и пресечению правонарушений, органы
административного надзора
Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству, т.е. участие в определении правового режима поднадзорных объектов. В одних случаях центры надзорных структур сами утверждают специальные правила (налоговые, таможенные и т. п.), в других — готовят проекты соответствующих актов (федеральных законов, указов Президента РФ, правительственных и ведомственных актов).
Административная
ответственность наряду с уголовной,
гражданской и дисциплинарной является
одним из видов юридической
В теории права юридическая ответственность
понимается как реализация правовой санкции
в случае правонарушения, применение к
правонарушителю наказания, поскольку
оно есть и в выговоре за нарушение трудовой
дисциплины, и в административном штрафе,
и в лишении свободы, и в гражданско-правовой
неустойке.
При наличии
юридического факта - административного
правонарушения - включается механизм
санкции правовой нормы, и санкция
из потенциальной возможности
В административном
праве из всех многочисленных мер
административного принуждения (досмотр,
реквизиция, задержание, изъятие и
т.д.) только назначение административного
наказания влечет наступление административной
ответственности. Следовательно, административная
ответственность - это реализация административно-правовых
санкций, применение уполномоченным органом
или должностным лицом