Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Порой сам человек своим девиантным поведением нарушает установленные законы, что может вызывать нарушение правопорядка. Именно для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушения и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор.
Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушения законности.

Файлы: 1 файл

аминистративный надзор..docx

— 41.78 Кб (Скачать)

Административную  ответственность характеризуют  некоторые признаки, общие для  всех видов юридической ответственности.

Во-первых, она представляет собой государственное  принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через  органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся  общим принципам законности и  справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные  элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой  самостоятельный институт административного  права.

В-третьих, она влечет за собой наступление  неблагоприятных последствий для  правонарушителей, предусмотренных  санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности  выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях  лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку  иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для  правонарушителя могут наступать  в виде лишений или ограничений  морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

В-четвертых, в мерах административной ответственности  содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание  представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение  вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и  общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию.

Данный  признак юридической ответственности  вообще и административной ответственности  в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение  виновного поведения от имени  государства, государственное порицание  правонарушителя.

В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.

 

    1. Процессуальные основания административной ответственности.

 

Прежде  всего, отметим, что в новом Кодексе  об административных правонарушениях  значительное внимание уделено усилению гарантий законности при производстве по делам об административных правонарушениях в целях обеспечения таких основополагающих принципов, как всесторонность, полнота и объективность выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения, соблюдение прав граждан, привлекаемых к ответственности, законность и справедливость принимаемых решений.      

В  этих целях детально определено правовое положение участников производства по данным делам. Расширен круг дел, при рассмотрении которых личное участие правонарушителя является обязательным (например, при рассмотрении дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними либо правонарушений, совершение которых влечет административное наказание в виде ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения).      

Допускается возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях не только по месту совершения правонарушения, но и по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.      

Усилена охрана прав потерпевшего, который  вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, иметь представителя, обжаловать принимаемые решения по делу.      

Возбуждение дела об административном правонарушении производится по правилам, предусмотренным  ст. 28.1-28.5 Кодекса, соответствующим  должностным лицом или прокурором. Это могут быть должностные лица органов внутренних дел; органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления; таможенных органов; прокурор. Подробный перечень уполномоченных должностных лиц приведен в ст. 28.3 КоАП РФ.      

После возбуждения  дела и составления протокола  об административном правонарушении дела по вышеназванным правонарушениям  передаются в арбитражный суд (ст. 28.8 Кодекса) с заявлением соответствующего органа, должностного лица, в котором содержится требование о привлечении лица к административной ответственности.     

Новым КоАП РФ введена новая форма производства - административное расследование. Оно осуществляется по правонарушениям в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, то есть по делам, по которым необходимо проведение экспертизы и иных сложных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.      

В целях  повышения результативности административно-процессуальной деятельности, обеспечения наиболее полного установления истины по делам  об административных правонарушениях  в Кодексе установлена ответственность  за неисполнение процессуальных обязанностей (процессуальная ответственность) свидетелей, специалистов, экспертов и переводчиков (ст. 17.9) за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений или заведомо неправильный перевод.     

После поступления  заявления вместе с протоколом судья  выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производству и подготовке его к рассмотрению (ст. 29.1, 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).      

Общим положением о доказательствах и их видам  посвящены ст.26.2-26.11 КоАП РФ. Обязанность  доказывания обстоятельств, послуживших  основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.     

Виновность - важнейший признак правонарушения. «Вина - это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц».    

 «Правонарушения  в обществе, как правило, являются следствием антиобщественных взглядов и побуждений отдельных лиц. Вина и выступает в качестве такой категории, которая отражает наличие такого рода взглядов и побуждений или, во всяком случае, - наличие     неуважительного,     пренебрежительного     отношения правонарушителя к нормам общественной жизни, к правам и интересам других лиц, словом, изъянов в его идейно волевой позиции».     

Если вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица к совершенному им противоправному деянию, то вопрос о вине юридического лица решен по-иному. В статье 2.1 Кодекса указано: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».      

Согласно  Кодексу административной ответственности  подлежит лицо, достигшее к моменту  совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Предусмотрена возможность освобождения от ответственности лиц в возрасте от 16 до 18 лет с применением к ним мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.      

Должностное лицо (в примечании к ст. 2.4 Кодекса определено понятие должностного лица) подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В Кодексе определены особенности применения мер административной ответственности к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.      

Статья 2.10 Кодекса подробно определяет общие  начала применения административной ответственности к юридическим лицам, имея в виду, в частности, применение санкций соответствующих норм Особенной части Кодекса.      

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен ст. 29.7 Кодекса и подробно регламентирован.      

Дело  об административном правонарушении в  соответствии со ст. 29.6 рассматривается  пятнадцатидневный срок со  дня  получения  судьей,  органом,  должностным  лицом, правомочными рассматривать  дело,  протокола  об  административном правонарушении и других материалов дела.     

В случае поступления ходатайств  от  участников  производства  по делу об административном правонарушении либо  в  случае  необходимости  в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела  может быть продлен судьей, органом, должностным лицом,  рассматривающими  дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное   лицо,   рассматривающие   дело,   выносят    мотивированное определение.     

Дело  об  административном  правонарушении,  совершение  которого влечет административный арест, рассматривается в день получения  протокола об  административном  правонарушении  и  других  материалов  дела,  а   в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не  позднее 48 часов с момента его задержания.     

По результатам  рассмотрения дела судья выносит  постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, с помощью административного  надзора, как одного из способов обеспечения  законности в сфере государственного управления, государство поддерживает правопорядок в стране. Осуществляется административный надзор при помощи специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц, независимо от ведомственных границ и форм собственности. Направлен надзор на обеспечение, с использованием мер административного принуждения, единообразного исполнения специальных правовых норм и общеобязательных правил органов исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

За невыполнение в срок законного предписания  органа, осуществляющего надзор, на нарушителя накладываются санкции, в соответствии со статьей 19.5 КоАП.

Проанализировав суть внесенных изменений в законодательство об административных правонарушениях, можно сделать вывод о том, что в основной своей массе изменения носят следующий характер: включение максимального числа норм об административной ответственности, взятых из различных ранее принятых нормативных правовых актов, в один нормативный правовой акт, а именно в КоАП РФ.

Субъектами  административных правонарушений теперь могут быть: юридические лица; индивидуальные субъекты: граждане и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом (должностные лица, военнослужащие и др).     

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

Нормативно-правовые акты:

1.     Конституция Российской Федерации. 

2.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Литература:

  1. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов Административное право Москва, 2005
  2. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и специальная часть: курс лекций / С.С. Бородин, С.С. Громыко; ГУАП. СПб, 2007.
  3. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3 изд., пересмотр. и доп. – М.: норма, 2007.
  4. Административное право: Учебник / под. Ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.

 

 

 

 


Информация о работе Административный надзор