Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа
За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Особенностью органов
административного надзора как
субъектов специальной
Нужно отметить и то, что
в системе полиции поднадзорные
объекты и их правовые режимы отличны
друг от друга. Регулирование групп
общественных отношений не только по
сферам надзора, но и внутри них различно,
носит определенно
Для органов административного
надзора характерно лишь участие
в разработке нормативных актов,
издаваемых либо органами законодательной,
либо исполнительной власти. Вклад
органов надзора в правовое регулирование
соответствующих общественных отношений
достаточно заметен. Являясь главными
субъектами правоприменительной
Определение форм правотворчества
органов надзора тесно связано
с общетеоретической проблемой
процесса правотворчества, которой
уделяется большое внимание в
работах ученых-юристов, занимающихся
данной проблемой. В этой связи имеет
смысл обратиться к точке зрения,
высказанной в юридической
Следует отметить, что деятельность
по совершенствованию
Особое место в деятельности
органов административного
Разработка нормативных
актов отраслевого управления
Издание нормативных актов в порядке надзора следует рассматривать как основную форму непосредственного воздействия на правовой режим поднадзорных объектов.
Издание индивидуальных актов
административного надзора
Однако здесь недопустимы
смешения понятий целей надзора
и принуждения. Первые связаны с
назначением данной деятельности в
государственном управлении и, как
правило, провозглашаются правом. Подобные
мнения распространяются в юридической
литературе на управленческие решения.
Представляется возможным видеть здесь
аналогию с надзором, ибо принимаемые
в его процессе решения есть управленческие
и по существу и по форме. В пользу
такого предположения указывает
то, что индивидуальные акты, как
форма правоприменительных
Их функциональные назначения
в правотворчестве органов
Проведение непосредственных
организационных и
В рамках организационных
мероприятий практически
Осуществление же организационно-политических мероприятий, как представляется, главным образом характеризует систему административного надзора в органах полиции не только как правоохранительное звено государственного аппарата, обладающее набором карательных полномочий, но, прежде всего, как систему действенной пропаганды Российского законодательства, идеологической работы среди населения.
На практике широко применяется
и такая форма, как изучение общественного
мнения населения. В результате ее реализации
полиция разрабатывает и
Таким образом, вместе с организационными
мероприятиями, осуществляемыми в
процессе внутреннего управления системы
органов административного
Методы административного надзора. Методы управления не есть главный показатель содержания той или иной деятельности по управлению. Методы лишь дополняют общую характеристику этой деятельности. И в данной связи видится, как не имеющая достаточных оснований, попытка отождествления функции и метода управления категорий близких, но не тождественных.
Их различие заключено
не только в том, что метод престает
перед нами как средство-способ осуществления
функции, что свидетельствует о
его «вторичности». Для реализации
практически любой функции по
управлению необходим определенный
набор методов. Причем методы повторяются
для различных функций, варьируется
лишь их иерархия: для одной функции
основными методами будут, например,
морально-политические, для другой
- административно-директивные и
тому подобнее. Однако при этом сохранится
их суть. Очевидно, что важно видеть
неизменность сущностного содержания
методов. Они выступают как
Административный надзор в сфере управления практически реализуется его субъектами с помощью определенного набора методов. Избирательный подход здесь необходим, и это диктуется особенностями задач-функций каждой из подсистем управления. В целом для государственного управления характерно использование широкого спектра методов. Очевидно, что чем богаче набор методов, тем эффективнее управленческое воздействие на соответствующие объекты, их системы.
Система функций управления, обеспеченная соответствующими методами, объективно «способна» достигнуть желаемых результатов ее целей.
Важно отметить, что хотя в выборе методов и проявляет себя субъективный фактор, хотя и имеется возможность поиска рациональных для каждого случая способов воздействия на управленческий объект, все же одним из основных факторов, определяющих эти возможности субъекта смысл и содержание задач органа. Однако какими бы методами ни пользовались субъекты административного надзора, они так или иначе, черпают их из «арсеналов» управленческих методов, что свидетельствует об их идентичности, их единстве в главном.
Предваряя рассмотрение конкретных методов надзорной деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка, представляется важным отметить следующее.
Развитие функции
Выше изложенное позволяет сосредоточить внимание в данном исследовании на тех методах надзора, которые исходят из основных методов административного права, т.е. убеждение и принуждение как основных методов (способов воздействия на внешнюю среду), где и реализуется функция административного надзора.
Убеждение состоит в воздействии на сознание и волю людей с целью добровольного соблюдения ими норм права, регулирующих общественные отношения в сфере внутренних дел, правопорядка.
Принуждение проявляется в том, что воздействие это предполагает одностороннее юридически обязательное предписание, исполнение которого гарантируется, а при необходимости и обеспечивается принудительной силой государства.
Необходимо иметь в виду, что на первом плане выступает убеждение, а затем принуждение. На базе соотношения методов убеждения и принуждения можно выделить иные специальные методы административного надзора:
-морально-политические;
-организационные;
-административные;
-экономические.
Морально-политические методы по существу представляют собой наиболее широкий набор способов агитационно-массового воздействия, объектами которого являются: все население страны, должностные лица звена управления. Специальными же объектами идеологического, воспитательного воздействия по отдельным направлениям надзорной деятельности выступают реальные и потенциальные участники конкретных общественных отношений.
Весьма важно отметить, что в деятельности субъектов надзора, функционирующих в системе полиции, правовая пропаганда занимает особое место. Видимо ее следует оценивать как одну из главных форм профилактики правонарушений, ибо в какой бы форме не проводились мероприятия предупредительного характера, они всегда своим содержанием имеют агтитационно-пропагандистскую направленность. Здесь, как нигде более, проявляют себя методы убеждения, направленные на воспитание у людей уважения к праву вообще и к нормам, регулирующим конкретные общественные отношения, в частности.
Методы деятельности субъектов
надзора, проявляющие в организационном
воздействии на охраняемые общественные
отношения, составляют особую группу.
Это воздействие по своему характеру
не является всегда властным в отношении
адресата. В значительной степени
оно реализуется в
Практически организационные методы применяются в деятельности всех органов административного надзора, входящих в систему полиции.