Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом админ надзор в сфере общественного порядка.docx

— 94.58 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО  ПОРЯДКА

1.1.Юридическая природа  и содержание административного  надзора

.2.Назначение административного  надзора в сфере охраны общественного  порядка

.3.Административный надзор  как функция полиции (милиции)

.4.Правовое регулирование  административно-надзорной деятельности  полиции (милиции) в сфере охраны  общественного порядка

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ  АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)

2.1.Субъекты административно-надзорной  деятельности полиции (милиции)  и основы организации их деятельности

.2.Надзорные полномочия  служб полиции (милиции) в сфере  охраны общественного порядка

.3.Формы и методы административного  надзора полиции (милиции) в  сфере охраны общественного порядка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

 

За последние годы в  социально-политической и экономической  жизни страны произошли большие  изменения. Принят ряд законов и  других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной  власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно  связанных со сферой охраны общественного  порядка и безопасности. Положения  Конституции Российской Федерации  принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной  политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.

Органы внутренних дел  занимают одно из ведущих мест в  системе государственных надзорных  органов, поскольку имеют свой самостоятельный  объект надзора - общественный порядок  и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.

Следовательно, тема «Административно-надзорная  деятельность полиции (милиции) по обеспечению  общественного прядка» представляет большой интерес не только с теоретической  точки зрения, но и с практической точки зрения тоже.

Актуальность темы обуславливают  и сами задачи охраны общественного  порядка, как и обеспечение общественной безопасности на территории Российской Федерации, которые возложены законодателем  на полицию (милицию), тем самым объективно предопределила необходимость поиска новых форм и методов работы ее органов в современных условиях. Это вызывает потребность их всестороннего  теоретического исследования, либо переход  государства в новое качественное состояние настоятельно требует  не только поиска новых форм и методов  в социальном обслуживании общества со стороны полиции (милиции), но и  новой интерпретации оправданных  практикой форм и методов деятельности полиции (милиции). К одной из таких  форм деятельности полиции (милиции) и  относится административный надзор, осуществляемый органами полиции (милиции).

Таким образом, исследование административного надзора в  государственном управлении в целом  и в сфере общественного порядка  в частности вызывается насущными  социально - экономическими, правовыми  и политическими потребностями. Применительно к деятельности полиции (милиции) эта проблема приобретает  еще более четко выраженные очертания.

Предметом исследования выступает  организация и правовое регулирование  административно-надзорная деятельность полиции (милиции) по обеспечению общественного  порядка.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в административно-надзорной деятельности полиции (милиции) по обеспечению общественного  порядка.

Целью исследования является исследование организационно-правовых вопросов административно-надзорной  деятельности полиции (милиции) в сфере  обеспечения общественной порядка  и формулирование на его основе предложений  по совершенствованию правового  регулирования и практики реализации надзорных полномочий полиции (милиции).

Предмет, объект и цель определили следующие задачи:

1)выяснить сущность и  содержание административного надзора,  его соотношение с государственным  контролем и общим надзором  прокуратуры;

)определить место административного  надзора полиции (милиции) в  сфере охраны общественного порядка;

)исследовать общие закономерности  построения системы субъектов  административного надзора органов  полиции (милиции);

)охарактеризовать надзорные  полномочия полиции (полиции);

)разработать теоретические  положения надзорной деятельности  полиции (милиции) и исследование  ее форм и методов;

)сформировать предложения  и рекомендации по усилению  эффективности организованного  и правового построения системы  административного надзора полиции  (милиции).

Теоретической основой исследования послужили труды многих отечественных  ученых-административистов внесших  значительный вклад, как в общую  теорию права, так и в административное право в целом. В дипломной  работе использовались труды следующих  авторов, таких как: А.Г. Арбузкин, И.И. Веремеенко, А.В. Дюжаев, В.В. Жулев, Я.А. Здир, В.Б. Иссер, А.П. Кармолицкий, В.В. Курников, В.В. Лукьянов, А.А. Михайлов, В.П. Митин, О.В. Раков, Ф.С. Разаренов, МЛ. Саввин, М.С. Студеникина и другие. Кроме того было установлено, что до настоящего времени собственно административный надзор в деятельности полиции (милиции) по обеспечению общественного порядка  специальному монографическому рассмотрению не подвергался, его исследования носили лишь фрагментарный характер.

Таким образом, теоретическая  значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по выбранной теме. Успешность выполнения задач по написанию дипломной  работы в наибольшей степени зависит  от выбранных методов исследования.

Методологической основой  исследования являются диалектические познания социальных явлений, которые  позволили достаточно полно вскрыть  организационно-правовой механизм административного  надзора в сфере охраны общественного  порядка, что предопределило возможность  избрания новых подходов к постановке и разрешению вопросов функционирования субъектов административного надзора. Кроме того, в исследовании использовались методы структурно-функционального  и статистического анализа, а  также традиционно-правовые методы, такие как теоретико-правовой, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие.

При написании дипломной  работы основными источниками информации являлись законодательные и другие нормативные акты, ведомственные  правовые акты, отечественная и зарубежная литература. Вся эта информация позволила  сформулировать ряд теоретических  выводов о сущности и содержании именуемого явления, применение частнонаучных  методик обеспечило проверку их достоверности  и проявления на практике.

Таким образом, стремление к  наиболее полному и всестороннему  анализу законодательного и литературного  материала имело своей целью  усилить обоснованность содержащихся в дипломной работе выводов и  предложений.

Научная новизна исследования заключается в том, что новый  взгляд на проблему административно-надзорной  деятельности полиции (милиции) по обеспечению  общественного порядка, базирующийся на современных экономических, правовых, политических и организационных  реалиях, а также осуществлен  расширенный и углубленный анализ научных знаний об административном надзоре и практике его осуществления. Новизна исследования связана не только с избранием и комплексной  проработкой проблемы, но главным  образом - с обоснованием новых положений, которые могут оказать влияние  на развитие теории административного  права и совершенствования практики правоохранительной деятельности полиции (милиции). Следовательно, научно-практическое значение работы заключается в том, что содержащиеся выводы и предложения  могут быть использованы в научных  целях, в процессе совершенствования  административного законодательства.

Предмет, объект и цель определили структуру данной работы. Дипломная  работа состоит из: введения, двух глав разбитых на четыре и три параграфа, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО  ПОРЯДКА

 

.1.Юридическая  природа и содержание административного  надзора

 

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой  особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов  исполнительной власти и их должностных  лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими  организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Понятие административного  надзора, его соотношение с контролем  в научных кругах является предметом  дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля, другие обосновывают позицию  о том, что административный надзор - это самостоятельный вид контрольно-надзорной  деятельности органов исполнительной власти.

Между тем имеются все  основания, чтобы провести грань  между контрольной и надзорной  деятельностью, «развести» эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Во-первых, различие между  надведомственным или внешним контролем  и административным надзором состоит  в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния  дел подконтрольного объекта  не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых  решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Кроме  того, административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны  с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного  объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования  дисциплинарной власти - привлечение  к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.

В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С  этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:

)он осуществляется в  отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических  лиц независимо от их ведомственной  подчиненности и формы собственности,  не находящихся в каком-либо  подчинении органов надзора, за  соблюдением ими определенных  правил, например правил пожарной  безопасности;

)административный надзор  распространяется на определенный  круг граждан, должностных лиц,  юридических лиц и по конкретным  вопросам, например надзор за  соблюдением гражданами правил  приобретения, хранения и использования  огнестрельного оружия, должностными  лицами, ответственными за сохранность  и использование радиоактивных  материалов, средств цветного копирования;

)персонифицированный административный  надзор, осуществляемый органами  внутренних дел в отношении  некоторых граждан, освобожденных  из мест лишения свободы.

Таким образом, контрольные  полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

В-четвертых, административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим.

Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, Федеральная таможенная служба), государственные инспекции  и надзоры, входящие в состав различных  министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные  органы (например, морской, речной, авиационный  регистры), то есть. здесь наблюдается  законченность организационного выделения  субъектов данной деятельности в  общей системе государственных  органов исполнительной власти.

Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего, относятся  некоторые министерства и службы, так, например, Министерство финансов и Министерство образования и  науки, Федеральная служба безопасности.

В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных  организационных и правовых формах. Так, административный надзор может  сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным  оружием лиц, занимающихся частной  охранной деятельностью.

Информация о работе Административный надзор