Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом админ надзор в сфере общественного порядка.docx

— 94.58 Кб (Скачать)

Одной из важных задач государственного управления является охрана общественного  порядка. Выделение этой задачи обусловлено:

Во-первых, тем, что сфера  общественного порядка в значительной степени отличается от всех иных сфер жизни общества и государства;

Во-вторых, тем, что субъекты административного надзора в  сфере общественного порядка  организационно принадлежат особой системе правоохранительных органов - органам внутренних дел (полиции).

Административный надзор, как способ обеспечения законности, имеет место в деятельности различных  подсистем, функционирующих в сфере  охраны общественного порядка. Однако их надзорные полномочия распространяются на общественный порядок в его  широком смысле слова.

В условиях строительства  правового государства административный надзор проявляет себя наряду с другими  способами обеспечения законности в государственном управлении, в  области охраны общественного порядка  как деятельность специальных органов, входящих в систему органов управления. В юридической литературе отмечается, что эта система является сложнейшим общественным организмом. Главное заключается  в том, что входящие в нее элементы (подсистемы) в соответствии со спецификой задач, функций и способов их осуществления  объединяются, в свою очередь, в особые группы органов. В составе органов  управления органы административного  надзора занимают место функциональных звеньев, работающих в узкой сфере  общественных отношений и решающих задачи исключительно по обеспечению  законности в государственном управлении.

Для органов административного  надзора в целом характерно:

-участие в подготовке  и разработке нормативных актов,  регламентирующих поведение всех, кто в индивидуальном порядке,  либо в процессе исполнения  служебных или общественных обязанностей  вступает в отношения с объектом  надзора;

-дача обязательных предписаний;

-властное решение всех  вопросов, касающихся охраняемых  объектов и составляющих предмет  надзора;

-применение мер административного  принуждения к лицам, посягающим  на неприкосновенность объекта,  охраняемого надзорным органом.

Кроме вышеназванных доводов, можно отнести административный надзор к способам обеспечения законности, а так же наличие общероссийских нормативных актов, определяющих специальную  компетенцию и статус системы  надзорных органов. Это наличие  определяется следующими моментами:

Во-первых, основополагающими  актами, очерчивающими компетенцию  органов административного надзора  и формирующими для них основные цели и задачи, являются либо Законы РФ и субъектов Федерации, либо такие  подзаконные акты, какими являются постановления правительства, утверждающие Положение о конкретных органах  надзора;

Во-вторых, в отношении  административного надзора правотворчество  в Российской Федерации традиционно  следует установившемуся правилу, когда в наименовании самого Закона или подзаконного акта практически  раскрывается сущность надзорной деятельности. Законодатель достаточно широко использует термин «охрана», который как нельзя более точно вскрывает специфику  содержания надзорной деятельности;

В-третьих, законы РФ и постановления  правительства РФ являются юридической  базой для конкретизации основных направлений деятельности надзорных  органов в системе государственного управления.

Таким образом, для административного  надзора присущи признаки деятельности, обособленно регулируемые законами РФ и другими общероссийскими  нормативными актами, что, служит безусловным  основанием считать надзор одним  из способов обеспечения законности.

Все изложенное выше дает основание  для формулирования вывода о том, что административный надзор есть объективно необходимая функция, обусловленная  требованиями законности и эффективности  управления и реализуемая в процессе деятельности специальной системой органов.

 

1.4.Правовое регулирование  административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка

 

Где бы на территории Российской Федерации полиция ни осуществляла свои функции, руководствоваться в  своей деятельности она должна правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными  принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию.

Данное положение распространяется также на сотрудников полиции, находящихся  за пределами Российской Федерации.

К числу законов, в которых  содержатся положения, регулирующие правовой статус либо касающиеся регулирования  деятельности полиции, относятся:

Конституция РФ (ст. ст. 21 - 25, 31, 39 и другие), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. ст. 40, 40.1, 151 и другие), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 12.25, 12.26, 19.3, 19.13, 23.3 и другие), Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 227 - 230 и другие); Федеральные  законы: от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. ст. 8, 9 и другие), от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного  содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного  содержания» (ст. 6 и другие), от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (ст. 2), от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» (ст. ст. 17, 18 и 20), от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об  обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств» (ст. 32), от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном  страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и  начальствующего состава органов  внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной  службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и  органов уголовно-исполнительной системы», от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (ст. 28 и др.), от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ; Закон РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях  прав граждан при ее оказании» (ч. 3 ст. 30) и некоторые другие законы.

Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также  Постановлениями Правительства  РФ: от 14 августа 1992 года № 589 «Об утверждении  Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»; от 17 июля 1995 года № 713 «Об  утверждении Правил регистрации  и снятия граждан Российской Федерации  с регистрационного учета по месту  пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации  и Перечня должностных лиц, ответственных  за регистрацию»; от 25 апреля 1995 года № 420 «Об утверждении Типового положения  о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» и другие.

Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые  ведомственные нормативные правовые акты. Это, прежде всего:

-Инструкция о порядке  приема, регистрации и разрешения  в органах внутренних дел Российской  Федерации заявлений, сообщений  и иной информации о происшествиях;

-Инструкция о деятельности  органов внутренних дел по  предупреждению преступлений;

-Инструкция о порядке  учета и хранения лицензий  и разрешений, выдаваемых органами  внутренних дел при осуществлении  государственного контроля за  оборотом гражданского и служебного  оружия и патронов к нему  на территории Российской Федерации;

-Инструкция о порядке  допуска сотрудников, федеральных  государственных гражданских служащих  и работников органов внутренних  дел, военнослужащих и гражданского  персонала внутренних войск МВД  России к государственной тайне;

-Инструкция о порядке  проведения сотрудниками органов  внутренних дел гласного оперативно-розыскного  мероприятия обследование помещений,  зданий.

Однако не только принимаемые  МВД России ведомственные нормативные  правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре  Российской Федерации» по не требующим  законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов  дознания признаются указания Генерального прокурора РФ. Полиция не названа  среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние  же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального  кодекса РФ, признаются органами дознания.

Полиции при осуществлении  правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских  и политических правах 1966 г., Международном  пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные  договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

Полиция не вправе применять  нормы закона, если вступившим в  силу для Российской Федерации международным  договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме  федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

Если законом не урегулирован порядок производства какого-либо непосредственно  связанного с правоприменительной  деятельностью полиции или даже названного в законе действия (решения), допустимо использование нормы  права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 Уголовно-процессуального  кодекса РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в  соответствии со ст. Уголовно-процессуального  кодекса РФ законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная  в уголовном процессе форма протокола  выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе  таких свидетелей такого же возраста (ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса  РФ), рекомендуется приглашать педагога.

Тем не менее, исходя из выше изложенного, законодатель не запрещает  применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных  в процесс правоприменения субъектов.

Таким образом, рассмотрев первую главу можно сформулировать следующие  выводы.

1.Общественный порядок  есть явление социальное, так  как в нем 
участвует большинство населения страны либо в качестве объекта, либо субъекта, также здесь практически реализуются различные политические, экономические и социально-культурные интересы государства, общества, организаций и граждан;  
2.Общественный порядок отражает собой совокупную волевую 
деятельность людей, направленную на достижение запланированных ими целей, по которым можно судить об этой деятельности как о продолжении общественного процесса, направленного на поддержание надлежащего порядка;  
3.Общественный порядок, является управляемым процессом, в котором главным субъектом выступает государство в лице специальных органов, организационно закрепленных в их единой системе;

4.Значимость административного  надзора в структуре функций  полиции отводится важная роль. Это происходит потому, что одной  из основных функций полиции  является административная деятельность, а она, в свою очередь, подразделяется  на основные виды: охрану общественного  порядка; контроль за соблюдением  правил паспортной системы; контроль  за правилами пребывания в  РФ иностранных граждан и лиц  без гражданства и транзитного  проезда через территорию России: осуществление разрешительной системы;  обеспечение безопасности дорожного  движения; охрану собственности  по договорам. И во всех перечисленных  видах административный надзор, является, очень важным средством,  осуществления данной деятельности (особенно при обеспечении безопасности  дорожного движения, охране общественного  порядка и другие).

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ  АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)

 

.1.Субъекты административно-надзорной  деятельности полиции (милиции)  и основы организации их деятельности

 

В деятельности органов внутренних дел наиболее ярко проявляются основные черты административного надзора. Именно в этой системе отраслевого  управления они получили наиболее четкое организационное обособление. Обособленность данного звена помогает лучше  понять функции административного  надзора.

Информация о работе Административный надзор