Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа
За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из важных задач государственного управления является охрана общественного порядка. Выделение этой задачи обусловлено:
Во-первых, тем, что сфера
общественного порядка в
Во-вторых, тем, что субъекты административного надзора в сфере общественного порядка организационно принадлежат особой системе правоохранительных органов - органам внутренних дел (полиции).
Административный надзор, как способ обеспечения законности, имеет место в деятельности различных подсистем, функционирующих в сфере охраны общественного порядка. Однако их надзорные полномочия распространяются на общественный порядок в его широком смысле слова.
В условиях строительства
правового государства
Для органов административного надзора в целом характерно:
-участие в подготовке
и разработке нормативных
-дача обязательных
-властное решение всех
вопросов, касающихся охраняемых
объектов и составляющих
-применение мер
Кроме вышеназванных доводов, можно отнести административный надзор к способам обеспечения законности, а так же наличие общероссийских нормативных актов, определяющих специальную компетенцию и статус системы надзорных органов. Это наличие определяется следующими моментами:
Во-первых, основополагающими
актами, очерчивающими компетенцию
органов административного
Во-вторых, в отношении
административного надзора
В-третьих, законы РФ и постановления
правительства РФ являются юридической
базой для конкретизации
Таким образом, для административного надзора присущи признаки деятельности, обособленно регулируемые законами РФ и другими общероссийскими нормативными актами, что, служит безусловным основанием считать надзор одним из способов обеспечения законности.
Все изложенное выше дает основание для формулирования вывода о том, что административный надзор есть объективно необходимая функция, обусловленная требованиями законности и эффективности управления и реализуемая в процессе деятельности специальной системой органов.
1.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
Где бы на территории Российской Федерации полиция ни осуществляла свои функции, руководствоваться в своей деятельности она должна правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию.
Данное положение
К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие правовой статус либо касающиеся регулирования деятельности полиции, относятся:
Конституция РФ (ст. ст. 21 - 25,
31, 39 и другие), Уголовно-процессуальный
кодекс РФ (ст. ст. 40, 40.1, 151 и другие),
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (ст. ст. 12.25, 12.26, 19.3, 19.13,
23.3 и другие), Гражданский кодекс
РФ (ст. ст. 227 - 230 и другие); Федеральные
законы: от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» (ст. ст.
8, 9 и другие), от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ
«Об общественном контроле за обеспечением
прав человека в местах принудительного
содержания и о содействии лицам,
находящимся в местах принудительного
содержания» (ст. 6 и другие), от 4 апреля
2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате
Российской Федерации» (ст. 2), от 27 июля
2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» (ст. ст.
17, 18 и 20), от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об
обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств» (ст. 32), от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ
«Об обязательном государственном
страховании жизни и здоровья
военнослужащих, граждан, призванных на
военные сборы, лиц рядового и
начальствующего состава
Правовой статус и деятельность
полиции урегулированы также
Постановлениями Правительства
РФ: от 14 августа 1992 года № 589 «Об утверждении
Положения о вневедомственной охране
при органах внутренних дел Российской
Федерации»; от 17 июля 1995 года № 713 «Об
утверждении Правил регистрации
и снятия граждан Российской Федерации
с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства
в пределах Российской Федерации
и Перечня должностных лиц, ответственных
за регистрацию»; от 25 апреля 1995 года №
420 «Об утверждении Типового положения
о специальном учебно-
Обязательными для исполнения
полицией также признаются некоторые
ведомственные нормативные
-Инструкция о порядке
приема, регистрации и разрешения
в органах внутренних дел
-Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений;
-Инструкция о порядке
учета и хранения лицензий
и разрешений, выдаваемых органами
внутренних дел при
-Инструкция о порядке
допуска сотрудников,
-Инструкция о порядке
проведения сотрудниками
Однако не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания Генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ, признаются органами дознания.
Полиции при осуществлении
правоприменения надлежит исходить
из того, что общепризнанные принципы
и нормы международного права, закрепленные
в международных пактах, конвенциях
и иных документах (в частности, во
Всеобщей декларации прав человека 1948
г., Международном пакте о
Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
Если законом не урегулирован
порядок производства какого-либо непосредственно
связанного с правоприменительной
деятельностью полиции или даже
названного в законе действия (решения),
допустимо использование нормы
права, регулирующей производство наиболее
сходного с ним случая. К примеру,
процедура требования в порядке,
установленном ст. 144 Уголовно-процессуального
кодекса РФ, необходимых материалов
и опроса лиц с их согласия в
соответствии со ст. Уголовно-процессуального
кодекса РФ законом не урегулированы.
Именно поэтому при оформлении протокола-требования,
как правило, используется предусмотренная
в уголовном процессе форма протокола
выемки, а в случае опроса лица, не
достигшего 14 лет, как и при допросе
таких свидетелей такого же возраста
(ст. 191 Уголовно-процессуального
Тем не менее, исходя из выше
изложенного, законодатель не запрещает
применение правовых норм по аналогии,
если при этом не будут ущемлены
права и законные интересы вовлеченных
в процесс правоприменения
Таким образом, рассмотрев первую главу можно сформулировать следующие выводы.
1.Общественный порядок
есть явление социальное, так
как в нем
участвует большинство населения страны
либо в качестве объекта, либо субъекта,
также здесь практически реализуются
различные политические, экономические
и социально-культурные интересы государства,
общества, организаций и граждан;
2.Общественный порядок отражает собой
совокупную волевую
деятельность людей, направленную на достижение
запланированных ими целей, по которым
можно судить об этой деятельности как
о продолжении общественного процесса,
направленного на поддержание надлежащего
порядка;
3.Общественный порядок, является управляемым
процессом, в котором главным субъектом
выступает государство в лице специальных
органов, организационно закрепленных
в их единой системе;
4.Значимость
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ
АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ
.1.Субъекты административно-
В деятельности органов внутренних
дел наиболее ярко проявляются основные
черты административного