Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом админ надзор в сфере общественного порядка.docx

— 94.58 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что  для управления в деятельности органов  внутренних дел характерно не только «физическое» сосредоточение объектов и субъектов административного  надзора, но и то, что они различаются  как по форме, так и по способу  образования, финансирования, и прочего. Кроме того, субъекты административного  надзора в системе органов  внутренних дел обладают полным объемом  форм и методов, присущих этой деятельности в настоящее время.

Деятельность органов  внутренних дел исследовалась учеными-административистами  во всевозможных аспектах, однако, в  основном преобладали три направления:

)управленческое (государственные  и социальные аспекты);

2)правовое;

3)оценка эффективности  деятельности отрасли как составной  части правоохранительной системы.

Рассмотрение организационной  структуры органов внутренних дел  имеет несколько причин:

Во-первых, организационная  структура органов внутренних дел, как и всех иных органов управления, должна соответствовать их функциональному  содержанию. Достигнуть этого можно  путем организационного размежевания внутри отрасли и оснащением каждого  элемента структуры соответствующей  компетенцией.

Следовательно, подвергая  анализу организационную структуру  органов внутренних дел, можно выделить те ее элементы, которые по своему целевому назначению и характеру деятельности являются субъектами административного  надзора.

Во-вторых, организационная  структура органов внутренних дел  и выделение из нее надзорных  звеньев позволит судить об удельном весе административного надзора  в функциональной структуре отрасли  вообще и в рамках административной деятельности, в частности.

Таким образом, этот подход дает возможность судить об органах  внутренних дел как о системе, в которой наиболее заметна совокупность надзорных полномочий. Для одних  элементов системы они являются основными в компетенции, для  других - осуществляются наряду с полномочиями иного характера.

В-третьих, организационное  обособление в структуре органов  внутренних дел звеньев административного  надзора дает возможность обоснованного  подхода к оценке соотносимое  объекта управления в области  внутренних дел и объектов надзорной  деятельности.

В-четвертых, выделение в  организационной структуре органов  внутренних дел интересующие нас  элементы - структуры дает возможность  оценить уровень специализации  данного звена государственного аппарата, а, следовательно, и наметить возможные и целесообразные пути его организационного совершенствования.

Исходя из выше изложенного, органы внутренних дел, как отдельно взятая система, представляет собой  совокупность составных частей, каждая из которых имеет свои задачи, силы и средства, обеспечивающие их выполнение. Специфика этих задач, формы и  методы деятельности послужили с  одной стороны разделение направлений  деятельности, с другой стороны объединению  внутри системы тех ее звеньев, задачи которых близки по своему содержанию, либо их деятельность имеет общий  объект воздействия.

В настоящее время некоторые  ученые-административисты, исследуя органы внутренних дел, подразделяют их на:

-оперативные (противодействия  общеуголовной преступности, экономической  безопасности и противодействия  коррупции, противодействия экстремизму,  оперативно-разыскной информации, оперативно-поисковые,  специальных технических мероприятий,  собственной безопасности и государственной  защиты);

-специального назначения (ОМОН, ОМСН, авиации);

-охраны общественного  порядка (строевые подразделения  потрульно постовой службы, охраны  дипломатических представительств  и консульств иностранных государств, участковых уполномоченных полиции,  по делам несовершеннолетних, временной  изоляции для несовершеннолетних  правонарушителей);

-лицензионно-разрешительной  работы и контроля за частной  детективной и охранной деятельностью;

-государственной охраны  имущества;

-обеспечения безопасности  дорожного движения;

-охранно-конвойной службы  и исполнения административного  законодательства (охраны и конвоирования  подозреваемых и обвиняемых, центры  исполнения административного законодательства);

-экспертно-криминалистические;

-службы предварительного  расследования в форме дознания;

-дежурные части;

-отдельные подразделения  управления и обеспечения по  решению Министра внутренних  дел Российской Федерации.

Кроме того, в состав полиции  входят образовательные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Национальное центральное  бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации  и подразделения Национального  центрального бюро Интерпола при  территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Каждая из указанных частей системы органов внутренних дел  имеет не только свое внутреннее организационное  построение, но и функциональную структуру. Последняя и дает возможность  выделение тех звеньев, которые  осуществляют административный надзор в сфере охраны общественного  порядка.

Полиция является основной частью органов внутренних дел, через  которую государство осуществляет управление общественным порядком. С  этой позиции общественный порядок  выступает как объект деятельности полиции. Такова общая оценка. Однако полиция представляет собой достаточно сложную по своему организационному и функциональному построению часть  органов внутренних дел.

Ученые-административисты  полицию разделяют на две категории  на:

)криминальную полицию;

)полицию общественной  безопасности.

В состав криминальной полиции  входят: оперативно-розыскные, научно-технические  и иные подразделения, необходимые  для решения стоящих перед  ней задач и оказания помощи, полиции  общественной безопасности.

В состав полиции общественной безопасности входят: дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, охраны объектов по договорам, участковых инспекторов полиции, изоляторов для временного содержания задержанных  и заключенных под стражу лиц  и иные подразделения, необходимые  для решения стоящих перед  ней задач.

Из всех вышеперечисленных  подразделений полиции общественной безопасности административный надзор не осуществляют только изоляторы для  временного содержания задержанных  и заключенных под стражу лиц, а остальные подразделения в  большей или меньшей степени  осуществляют его.

В составе полиции общественной безопасности служба собственно обеспечения  общественного порядка имеет  специальные задачи, характеризующие  ее деятельность как надзорную во всех установленных законом правовых формах и осуществляемую соответствующими методами. Именно в целях реализации задачи по осуществлению административного  надзора в составе полиции  и созданы ее строевые подразделения. Кроме того, как и всякая иная деятельность, административный надзор в сфере охраны общественного  порядка слагается из нескольких этапов:

1)Подготовительный (организационный), где сама служба выступает как объект управления, осуществляемого соответствующими органами внутренних дел. Он включает в себя различные организационные мероприятия, так например, начиная с инструктажа и заканчивая постановкой конкретных задач каждому исполнителю. Этот этап очень важен тем, что для того чтобы работа была эффективна, необходима хорошая организация и подготовка.

)Систематическое наблюдение за состоянием общественного порядка в целях выяснения и пресечения противоправных посягательств на него. Этот этап по существу и характеризует содержание охранной деятельности, то есть ее смысл и назначение административного надзора. В процессе наблюдения за общественным порядком не только выявляются факты правонарушений, но и принимаются меры к прекращению противоправных действий, восстановлению должного порядка в общественных местах, созданию условий спокойствия и безопасности людей, сохранности материальных ценностей, также выясняются обстоятельства способствующие совершению правонарушений и многое другое. На характеристику данного этапа влияет еще и то, что служба обеспечения общественного порядка выполняет и большую организационную функцию в области рассматриваемых общественных отношений. Она вытекает из задач обеспечения должного общественного порядка, что диктует необходимость применения не только оперативных мер восстановительного характера, но и действий по сбору и обработке поступающей информации, а, следовательно, и оценки оперативной обстановки. Это в свою очередь служит основой для принятия рациональных управленческих решений. Такой видится главная связь «внутренней» и «внешней» деятельности службы охраны общественного порядка.

В этой связи необходимо обратить внимание на следующее. На первый взгляд может показаться, что применение, например, мер по восстановлению должного общественного порядка, в случае его нарушения, есть деятельность, находящаяся  за пределами собственно административного  надзора. Однако дело обстоит не так. Наблюдение за состоянием охраны общественного  порядка, пресечение любых попыток  нарушить его, а также осуществление  различных мероприятий по наведению  должного порядка в общественных местах, соответствующего его правовому режиму - есть единый процесс, характеризующий административный надзор в сфере государственного управления вообще и в области охраны общественного порядка, в частности, как динамичную функцию органов управления. Поэтому применительно к общественному порядку, деятельность субъектов административного надзора следует оценивать как деятельность, организующую его функционирование. Следовательно, такая оценка возможна лишь по отношению специального объекта - общественного порядка.

3)Применение санкций к  нарушителям и иных мер административного  принуждения. Особенностью здесь является то, что личный состав службы обеспечения общественного порядка, непосредственно осуществляющий наблюдение за состоянием объекта, лишь проводит задержание правонарушителей (например, в случае совершения ими мелкого хулиганства или другого правонарушения) и доставляет их в дежурную часть. Здесь составляются необходимые документы (объяснение, протокол), на основании которых начальник органа внутренних дел, рассматривает дело об административном правонарушении и налагает административное взыскание, либо направляет материалы проверки судье для рассмотрения и принятия решения, либо направляет в тот орган или тому должностному лицу, который правомочен налагать административное взыскание за данное правонарушение.

Таким образом, служба обеспечения  общественного порядка, выступая в  качестве субъекта административного  надзора, в своем арсенале мер  административного принуждения  имеет в основном те, которые связаны  с прекращением противоправных действий, восстановлением должного порядка, задержанием правонарушителей, а  в необходимых случаях и применением  физической силы, специальных средств  и оружия.

Кроме вышеперечисленных  подразделений полиции к субъектам  административного надзора можно  отнести подразделения участковых инспекторов полиции и подразделения  вневедомственной охраны при органах  внутренних дел.

Отнесение подразделения  участковых инспекторов полиции  к субъектам административного  надзора можно объяснить тем, что деятельность участковых инспекторов  полиция носит многофункциональный  характер. Так, например, участковые инспектора полиции решают самые различные  аспекты полицейской работы, в  том числе и те, для реализации которых предназначены специальные  службы полиции (охрана общественного  порядка, обеспечение безопасности дорожного движения и прочие) и  то, что они наблюдают за соблюдением  разнообразных специальных норм (правил дорожного движения, пожарной безопасности, охраны общественного  порядка и прочие), относящиеся  к сфере административного надзора.

Подразделения участковых инспекторов  полиции в качестве отдельного структурного подразделения входит в состав полиции  общественной безопасности. Организация их работы возложена на начальника отдела внутренних дел, его заместителя, руководителей подразделений по руководству участковыми инспекторами полиции. Организационно-методическое обеспечение деятельности участковых инспекторов полиции осуществляют соответствующие подразделения полиции общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел республик в составе Российской Федерации, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований в составе РФ. Структура подразделения участковых инспекторов полиции включает в себя: начальник отдела (отделения) по руководству участковыми инспекторами полиции, заместитель начальника, старший участковый инспектор, участковый инспектор, помощник участкового инспектора.

Основными задачами участкового  инспектора полиции являются:

-обеспечение личной и  имущественной безопасности граждан;

-охрана общественного  порядка и обеспечение общественной 
безопасности;  
-предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

-раскрытие преступлений, по делам о которых производство  предварительного следствия не  обязательно, а также активное  участие в раскрытии преступлений, по делам, о которых производство  предварительного следствия обязательно;

-оказание в пределах  своей компетенции помощи гражданам, 
должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.  
На подразделения участковых инспекторов полиции возложен комплекс соответствующих функций, основными из которых являются:

-профилактика правонарушений;

-индивидуальная профилактическая  работа;

-поддержание правопорядка  в общественных местах на своем  административном участке;

-пресечение противоправных  действий;

-борьба с правонарушения  несовершеннолетних;

-поддержание тесных связей  с населением и общественными 
формированиями;  
-обеспечение безопасности дорожного движения;

-осуществление надзора  за соблюдением правил лицензионно- 
разрешительной системы;  
-охрана собственности;

-участие в раскрытие  и расследовании преступлений.

Информация о работе Административный надзор