Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа
За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо отметить, что для управления в деятельности органов внутренних дел характерно не только «физическое» сосредоточение объектов и субъектов административного надзора, но и то, что они различаются как по форме, так и по способу образования, финансирования, и прочего. Кроме того, субъекты административного надзора в системе органов внутренних дел обладают полным объемом форм и методов, присущих этой деятельности в настоящее время.
Деятельность органов
внутренних дел исследовалась учеными-
)управленческое (государственные и социальные аспекты);
2)правовое;
3)оценка эффективности
деятельности отрасли как
Рассмотрение организационной структуры органов внутренних дел имеет несколько причин:
Во-первых, организационная структура органов внутренних дел, как и всех иных органов управления, должна соответствовать их функциональному содержанию. Достигнуть этого можно путем организационного размежевания внутри отрасли и оснащением каждого элемента структуры соответствующей компетенцией.
Следовательно, подвергая
анализу организационную
Во-вторых, организационная структура органов внутренних дел и выделение из нее надзорных звеньев позволит судить об удельном весе административного надзора в функциональной структуре отрасли вообще и в рамках административной деятельности, в частности.
Таким образом, этот подход дает возможность судить об органах внутренних дел как о системе, в которой наиболее заметна совокупность надзорных полномочий. Для одних элементов системы они являются основными в компетенции, для других - осуществляются наряду с полномочиями иного характера.
В-третьих, организационное
обособление в структуре
В-четвертых, выделение в
организационной структуре
Исходя из выше изложенного, органы внутренних дел, как отдельно взятая система, представляет собой совокупность составных частей, каждая из которых имеет свои задачи, силы и средства, обеспечивающие их выполнение. Специфика этих задач, формы и методы деятельности послужили с одной стороны разделение направлений деятельности, с другой стороны объединению внутри системы тех ее звеньев, задачи которых близки по своему содержанию, либо их деятельность имеет общий объект воздействия.
В настоящее время некоторые ученые-административисты, исследуя органы внутренних дел, подразделяют их на:
-оперативные (противодействия
общеуголовной преступности, экономической
безопасности и
-специального назначения (ОМОН, ОМСН, авиации);
-охраны общественного
порядка (строевые
-лицензионно-разрешительной
работы и контроля за частной
детективной и охранной
-государственной охраны имущества;
-обеспечения безопасности дорожного движения;
-охранно-конвойной службы
и исполнения
-экспертно-криминалистические;
-службы предварительного
расследования в форме
-дежурные части;
-отдельные подразделения управления и обеспечения по решению Министра внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, в состав полиции
входят образовательные учреждения
Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Национальное центральное
бюро Интерпола при Министерстве
внутренних дел Российской Федерации
и подразделения Национального
центрального бюро Интерпола при
территориальных органах
Каждая из указанных частей системы органов внутренних дел имеет не только свое внутреннее организационное построение, но и функциональную структуру. Последняя и дает возможность выделение тех звеньев, которые осуществляют административный надзор в сфере охраны общественного порядка.
Полиция является основной
частью органов внутренних дел, через
которую государство
Ученые-административисты полицию разделяют на две категории на:
)криминальную полицию;
)полицию общественной безопасности.
В состав криминальной полиции входят: оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи, полиции общественной безопасности.
В состав полиции общественной
безопасности входят: дежурные части,
подразделения патрульно-
Из всех вышеперечисленных
подразделений полиции
В составе полиции общественной
безопасности служба собственно обеспечения
общественного порядка имеет
специальные задачи, характеризующие
ее деятельность как надзорную во
всех установленных законом правовых
формах и осуществляемую соответствующими
методами. Именно в целях реализации
задачи по осуществлению
1)Подготовительный (организационный), где сама служба выступает как объект управления, осуществляемого соответствующими органами внутренних дел. Он включает в себя различные организационные мероприятия, так например, начиная с инструктажа и заканчивая постановкой конкретных задач каждому исполнителю. Этот этап очень важен тем, что для того чтобы работа была эффективна, необходима хорошая организация и подготовка.
)Систематическое наблюдение за состоянием общественного порядка в целях выяснения и пресечения противоправных посягательств на него. Этот этап по существу и характеризует содержание охранной деятельности, то есть ее смысл и назначение административного надзора. В процессе наблюдения за общественным порядком не только выявляются факты правонарушений, но и принимаются меры к прекращению противоправных действий, восстановлению должного порядка в общественных местах, созданию условий спокойствия и безопасности людей, сохранности материальных ценностей, также выясняются обстоятельства способствующие совершению правонарушений и многое другое. На характеристику данного этапа влияет еще и то, что служба обеспечения общественного порядка выполняет и большую организационную функцию в области рассматриваемых общественных отношений. Она вытекает из задач обеспечения должного общественного порядка, что диктует необходимость применения не только оперативных мер восстановительного характера, но и действий по сбору и обработке поступающей информации, а, следовательно, и оценки оперативной обстановки. Это в свою очередь служит основой для принятия рациональных управленческих решений. Такой видится главная связь «внутренней» и «внешней» деятельности службы охраны общественного порядка.
В этой связи необходимо обратить внимание на следующее. На первый взгляд может показаться, что применение, например, мер по восстановлению должного общественного порядка, в случае его нарушения, есть деятельность, находящаяся за пределами собственно административного надзора. Однако дело обстоит не так. Наблюдение за состоянием охраны общественного порядка, пресечение любых попыток нарушить его, а также осуществление различных мероприятий по наведению должного порядка в общественных местах, соответствующего его правовому режиму - есть единый процесс, характеризующий административный надзор в сфере государственного управления вообще и в области охраны общественного порядка, в частности, как динамичную функцию органов управления. Поэтому применительно к общественному порядку, деятельность субъектов административного надзора следует оценивать как деятельность, организующую его функционирование. Следовательно, такая оценка возможна лишь по отношению специального объекта - общественного порядка.
3)Применение санкций к
нарушителям и иных мер
Таким образом, служба обеспечения
общественного порядка, выступая в
качестве субъекта административного
надзора, в своем арсенале мер
административного принуждения
имеет в основном те, которые связаны
с прекращением противоправных действий,
восстановлением должного порядка,
задержанием правонарушителей, а
в необходимых случаях и
Кроме вышеперечисленных
подразделений полиции к
Отнесение подразделения
участковых инспекторов полиции
к субъектам административного
надзора можно объяснить тем,
что деятельность участковых инспекторов
полиция носит
Подразделения участковых инспекторов полиции в качестве отдельного структурного подразделения входит в состав полиции общественной безопасности. Организация их работы возложена на начальника отдела внутренних дел, его заместителя, руководителей подразделений по руководству участковыми инспекторами полиции. Организационно-методическое обеспечение деятельности участковых инспекторов полиции осуществляют соответствующие подразделения полиции общественной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел республик в составе Российской Федерации, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований в составе РФ. Структура подразделения участковых инспекторов полиции включает в себя: начальник отдела (отделения) по руководству участковыми инспекторами полиции, заместитель начальника, старший участковый инспектор, участковый инспектор, помощник участкового инспектора.
Основными задачами участкового инспектора полиции являются:
-обеспечение личной и
имущественной безопасности
-охрана общественного
порядка и обеспечение
безопасности;
-предупреждение и пресечение преступлений
и административных правонарушений;
-раскрытие преступлений,
по делам о которых
-оказание в пределах
своей компетенции помощи
должностным лицам, предприятиям, учреждениям,
организациям и объединениям в осуществлении
их законных прав и интересов.
На подразделения участковых инспекторов
полиции возложен комплекс соответствующих
функций, основными из которых являются:
-профилактика правонарушений;
-индивидуальная
-поддержание правопорядка
в общественных местах на
-пресечение противоправных действий;
-борьба с правонарушения несовершеннолетних;
-поддержание тесных связей
с населением и общественными
формированиями;
-обеспечение безопасности дорожного
движения;
-осуществление надзора
за соблюдением правил
разрешительной системы;
-охрана собственности;
-участие в раскрытие и расследовании преступлений.