Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом админ надзор в сфере общественного порядка.docx

— 94.58 Кб (Скачать)

Организационно-административный надзор представляет процесс

последовательно осуществляемых этапов или стадий:

)предварительный - это  анализ информации о поднадзорном  объекте, разработка и доведение  до объекта надзора соответствующих  норм, правил его функционирования;

)текущий - это включающий  систематическое и непосредственное  наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются  нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок,  решается вопрос о необходимости  привлечения виновных к ответственности;

)заключительный - состоящий  в анализе общего положения  объекта надзора, выявлении тенденций,  разработке предложений.

Правовые формы осуществления  административного надзора также  отличаются большой спецификой. В  частности, он связан с оформлением  и выдачей гражданам и юридическим  лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону), позволяющих  им реализовать свои субъективные права  в той или иной сфере государственного управления.

В-шестых, административный надзор и контроль характеризуют  особые методы их осуществления. Для  административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и  жалобам, а также по собственной  инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и другие.

В-седьмых, административный надзор, как правило, связан с применением  административного принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные  меры (например, карантин), меры административного  пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров  и документов), административные наказания.

Следовательно, органы административного  надзора одновременно являются и  органами административной юрисдикции. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.

Исходя из выше изложенного, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид  государственной деятельности по обеспечению  законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

)отсутствие организационной  подчиненности субъектов надзора  и поднадзорных объектов;

)возможность оценки деятельности  поднадзорных объектов только  с точки зрения законности  и по достаточно узкому кругу  специальных вопросов;

)невозможность вмешательства  в оперативно-хозяйственную деятельность  объекта надзора;

)наличие специального  объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах,  и их исполнение физическими  и юридическими лицами;

)возможность самостоятельного  применения мер административного  принуждения в случаях обнаружения  правонарушений или возникновения  угроз безопасности различным  объектам;

)строгое ограничение  данных мер принуждения правовыми  рамками; наличием юрисдикционных  полномочий.

Следовательно, административный надзор - это особый вид государственной  управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного  принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка  и привлечения виновных к административной ответственности.

К федеральным органам  исполнительной власти, основной деятельностью  которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных  министерствах и иных федеральных  органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и  др. надзора), а также территориальные  органы надзора (например, энергетического).

Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у федеральных  таможенной или налоговой служб. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение  между контрольными и надзорными функциями.

Исходя из выше изложенного, следует, что деятельность органов  административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих  во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных  границ. Их главная цель - это обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

 

1.2.Назначение  административного надзора в  сфере охраны общественного порядка

административный  надзор полиция милиция

Административный надзор полиции - это систематическое наблюдение подразделений полиции и отдельных  сотрудников, обладающих надзорными полномочиями, за соблюдением гражданами и должностными лицами предприятий, организаций, учреждений (не зависимо от форм собственности), а  также иностранцами и лицами без  гражданства законов и других нормативных актов, регулирующих общественный порядок, безопасность дорожного движения, паспортно-визовую и лицензионно-разрешительную системы в целях предупреждения, пресечения совершения нарушений и  привлечение виновных лиц к ответственности.

Следовательно, поскольку  назначение надзора - это определение  его целей и задач, то необходимо рассмотреть цели и задачи административного  надзора более детально.

Цели административного  надзора:

-предупреждение правонарушений;

-пресечение правонарушений;

-привлечение к ответственности  виновных лиц;

-нормотворчество.

Предупреждение правонарушений - это установление и требования устранения обнаруженных правонарушений, установление обстоятельств способствующих совершению правонарушений и в силу своей компетенции устранение этих обстоятельств, а также предупреждение совершения других правонарушений.

Пресечение правонарушений - это принудительным путем прекращения  правонарушения, предотвращения либо уменьшения вредного последствия от их совершения, применение мер административного  пресечения к правонарушителям в  том числе применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Привлечение к ответственности  виновных лиц - это в пределах своей  компетенции самостоятельное возбуждение  и рассмотрение дела об административном правонарушении, наложении административного  взыскания, либо направление материала  о правонарушении судьям, органам  и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие  дела.

Нормотворчество - это утверждение  норм и правил совместно с органами исполнительной власти и другими  органами административного надзора, подготовка проектов нормативных актов, которое утверждается (принимаются) другими органами, согласование проектов правовых актов, принимаемых другими  органами.

Задачей административного  надзора полиции в сфере охраны общественного порядка является обеспечение четкого, единообразного соблюдения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Другими словами  задачей административного надзора  является обеспечение проведения в  жизнь законов и других нормативных  актов, регулирующих поведение людей  в общественных местах, паспортной системы, порядок движения транспорта, правил лицензионно-разрешительной системы  и так далее.

Исходя из выше изложенного, следует, что назначение административного  в сфере охраны общественного  порядка является обеспечение четкого, единообразного соблюдения специальных  норм и общеобязательных правил (поведение  людей в общественных местах, паспортной системы, порядка движения транспорта, лицензионно-разрешительной системы  и прочие) в целях предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения  виновных к ответственности и  осуществления нормотворчества.

 

1.3.Административный  надзор как функция полиции  (милиции)

 

Для того чтобы наиболее полно уяснить сущность административного  надзора, необходимо рассмотреть, какое  место он занимает в структуре  функций полиции. Среди ученых-административистов по данному вопросу существуют различные  мнения и нет единой классификации  функций полиции. Однако большинство  мнений сходится на том, что структура  функций полиции подразделяется на три направления деятельности:

)административную;

2)оперативно-розыскную;

3)уголовно-процессуальную.

Административная деятельность - это непосредственное, практическое осуществление органами полиции  функций по охране общественного  порядка, общественной безопасности и  борьбе с преступностью административно-правовыми  средствами;

Оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельность, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями  государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных  мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и  гражданина, собственности, обеспечения  безопасности общества и государства  от преступных посягательств;

Уголовно-процессуальная деятельность - это деятельность, включающая в  себя:

-производство дознания  по уголовным делам в пределах, установленных законом;

-производство неотложных  следственных действий по делам,  по которым обязательно предварительное  следствие;

-выполнение поручений  прокурора и следователя о  производстве розыскных и следственных  действий.

Вместе с тем, хотелось бы добавить, что названные виды деятельности

полиции, перечисленные выше, взаимосвязаны между собой и  в повседневной практике выступают  в единстве, так, например, сотрудники полиции общественной безопасности, осуществляя административную деятельность, обязаны предупреждать и пресекать  любые преступления. В то же время  сотрудники криминальной полиции не могут проходить мимо совершаемых  административных правонарушений.

С.С. Котюргин рассматривая классификацию функций полиции, предложил классифицировать функции  следующим образом:

1)общие функции, которые  включают в себя - учет, прогнозирование,  планирование, регулирование и контроль;

2)специальные функции,  к которым отнесены - общий надзор, специальный надзор, оперативно-розыскная  деятельность и дознание;

3)особенные функции, к  ним относятся воспитательная  функция, обеспечение общественной  безопасности, применение мер принуждения  и экономическую).

Не совсем понятно, почему С.И. Котюргин выделил функции «специальные»  и «особенные». Кроме того, в отношении  названных здесь функций есть много вопросов. Так например, полиция  не обладает ни воспитательной, ни экономической  функциями хотя бы потому, что ни одна из них не находится в сфере  задач полиции и их неправильная трактовка может нарушить статус полиции. Но, безусловно, не стоит забывать, о том, что при осуществлении  полицией своих функций в определенных случаях имеется экономический  эффект (например, при взимании штрафа с нарушителя) или воспитательный эффект (например, при осуществлении  профилактической работы или наложения  административного взыскания). Но это  проявляется как дополнительный эффект при осуществлении полицией своих функций. Обеспечение общественной безопасности и оказание помощи отнесено к задачам, стоящим перед полицией согласно Федеральному Закону от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Что же касается мер принуждения, то это не функции полиции, а метод  деятельности полиции при выполнении своих функций. В отношении общих  функций можно отметить, что они  присущи любому органу управления.

Функция «содействие» относится  к задачам полиции. Остальные  функции «надзор», «сыск» и «дознание» и «юрисдикция» вписываются в  традиционное разделение функций на административную, оперативно- розыскную, уголовно-процессуальную деятельность.

Функция «охрана» - это цель надзора, так как надзор осуществляется именно с целью охраны соответствующих  общественных отношений от противоправных посягательств.

Кроме того, административного  надзора в своей деятельности выступает в двух значениях как:

1)способ обеспечения законности  в государственном управлении;

2)одна из функций государственного  управления.

В отношении административного  надзора как способа обеспечения  законности в государственном управлении среди ученых-административистов существуют различные мнения. В соответствии с первым значением административный надзор поглощается контролем в  системе способов обеспечения законности, со вторым - рассматривается как  самостоятельный способ этой системы. Подобная двойственность мнений сложилась в виду различий в подходе к определению понятий контроля и надзора, оценке контрольных и надзорных органов, их характеристике. Очень важным обстоятельством является также несовершенство правового регулирования системы данных органов. Оно заключается в том, что в законодательном порядке нет разграничения контрольных и надзорных органов. Эти обстоятельства затрудняют оценку административного надзора в системе способов обеспечения законности.

Информация о работе Административный надзор