Административный надзор в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Административный надзор является важнейшим способом обеспечения безопасности в российском государстве, правовым механизмом защиты конституционных прав и свобод граждан, соблюдения законных интересов юридических лиц, необходимой формой публичного управления и функцией государственных органов исполнительной власти.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Сущность административного надзора.
1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности
органов исполнительной власти.
1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,
особенности осуществления.
Глава 2. Виды административного надзора.
2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор.
2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
2.3. Надзор в области пожарной безопасности.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Административный надзор в Российской Федерации.docx

— 72.35 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  

Введение.

Глава 1. Сущность административного надзора.

               1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности

                      органов исполнительной власти.

         1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,

                  особенности осуществления.

Глава 2. Виды административного надзора.

          2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор.

          2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.

          2.3. Надзор в области пожарной безопасности.

Заключение.

Библиографический список. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     За  последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов  государственной власти, отношения  собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой государственного контроля и надзора. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.1

     Административный  надзор является важнейшим способом обеспечения безопасности в российском государстве, правовым механизмом защиты конституционных прав и свобод граждан, соблюдения законных интересов юридических  лиц, необходимой формой публичного управления и функцией государственных  органов исполнительной власти.

     В настоящее время в России на различных  предприятиях и производствах эксплуатируется  до 70 % изношенного оборудования, которое  морально и физически устарело и  не соответствует требованиям современного технического прогресса и требованиям  рыночной экономики. Следовательно, административный надзор должен отвечать современным  потребностям государства, так как  без данного института невозможно осуществлять эффективное публичное  управление.

     Проводимые  исследования показывают, что более 90 % граждан Российской Федерации считают необходимым усилить меры государственного контроля и надзора в различных сферах жизнедеятельности. Данное обстоятельство указывает на потребность общества в подобной деятельности государства.

     Актуальность  темы курсовой работы определяется прежде всего тем, что необходимость проведения активной работы по формированию правовой базы нового Российского государства в настоящее время все более очевидна.

     В качестве предмета курсовой работы выступают  правовые и организационные вопросы  административного надзора в Российской Федерации.

     Цель  курсовой работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов исполнительной власти по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.

          Задачи курсовой работы:

     • раскрыть сущность и значение административно-надзорной  деятельности как самостоятельного вида государственной деятельности органов исполнительной власти;

     •   исследовать содержание и формы административного надзора в Российской Федерации;

     • дать характеристику субъектам административно-надзорной  деятельности;

     • определить основные элементы организации  административного надзора;

     Несмотря  на многообразие объектов надзора,  характерные направления административной деятельности органов исполнительной власти, правовая база и организационные формы надзорной деятельности являются во многом сходными. Соответственно, правовые и организационные проблемы для них будут общими.  
 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА 

         1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности органов исполнительной власти.

     В современных социально-экономических  условиях все большее значение приобретает  научное управление обществом. Неотъемлемым элементом такого управления является административный надзор, представляющий собой особый вид государственной  деятельности органов исполнительной власти.

     Органично вписываясь в систему способов обеспечения  законности и дисциплины в государственном  управлении, административный надзор как юридическое явление представляет собой самостоятельный институт административного права Российской Федерации.

     Наибольший  интерес вызывают взгляды ученых-административистов на сущность административного надзора и его место среди других способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. По мнению одних, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля (М.С. Студеникина, Д.Н. Бахрах, Е.В. Шорина, А.А. Кармолицкий), другие же - Ф.С. Разаренов, Р.И. Денисов, А.Л. Прозоров - утверждают и обосновывают в своих работах то, что административный надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.

     На  протяжении довольно длительного времени  научный спор между учеными идет вокруг понятий контроля и надзора  в государственном управлении.

     В научном и практическом обиходе термины «контроль» и «надзор» употребляются для обозначения сходных, а зачастую и не сходных управленческих и иных действий, осуществляемых государственными или негосударственными органами.

     Термин  «надзор» употребляется для обозначения прокурорской деятельности, судебной деятельности, в том числе и Конституционного Суда, определенных видов административной деятельности милиции (надзора за безопасностью дорожного движения, административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы), деятельности специальных органов исполнительной власти (надзор государственных инспекций), деятельности профсоюзов (надзор за соблюдением законодательства о труде), и т.д.

     Каково  же соотношение понятий «контроля» и «надзора»? Если обратиться к филологическому толкованию данных терминов, то выясняется: «контроль» - учет, проверка счетов, отчетности; «надзор» - деятельность по присмотру, наблюдению. «Контроль» -наблюдение, надсмотр за чем-либо с целью проверки; «надзор» -деятельность по наблюдению, присмотру, сопряженная с ответственностью за ее ведение.2 «Контроль» - проверка деятельности кого-либо, чего-либо, наблюдение с целью проверки; «надзор» - наблюдение с целью присмотра, проверки.3 Налицо, следовательно, смысловое совпадение: и в том, и в другом случае - наблюдение за чем-либо. Может быть эти термины действительно синонимы?

     Положительный ответ на этот вопрос, казалось бы, можно  найти в тексте ряда нормативных актов, где термины «контроль» и «надзор» употребляются в одном значении, что особенно заметно при анализе организационно - правового статуса государственных инспекций.

    Так, в Законе РФ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»4 в главе 5, которая называется «Государственное регулирование в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения», одним из направлений Госсанэпиднадзора названо: «... осуществление контроля за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор». В Законе РФ «О стандартизации»5 раздел 3 называется «Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов», а в тексте статей этого раздела разграничения понятий «контроля» и «надзора» нет.

     Аналогичное совмещение понятий «надзора» и «контроля» характерно для большинства нормативных актов. Однако, юридическая наука с ее выводами, требующими точности употребления различных терминов, не дает оснований для положительного ответа на поставленный вопрос. И хотя научные выводы не всегда последовательно используются в процессе подготовки нормативных актов, думается, есть необходимые основания для того, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью.

     Если  рассматривать закрепленный в Российской Конституции принцип разделения властей с этой точки зрения, то можно заметить, что контрольно-надзорная  деятельность присуща всем органам, реализующим функции и законодательной, и исполнительной, и судебной власти, а также прокурорского надзор.

     Небезосновательно В.Е.Чиркин, основываясь на данных сравнительного анализа конституционных положений  различных государств мира, делает вывод о сформировавшейся в настоящее  время тенденции выделения, наряду с законодательной, судебной и исполнительной властями, самостоятельной ветви  власти - «контрольной власти».6

     Общий характер контрольно-надзорной деятельности обусловлен прежде всего наличием для любого вида государственной деятельности управленческих аспектов.

     И если для реализации исполнительной власти управленческий аспект преобладающий, он является целью этой реализации (не случайно до недавнего времени для обозначения этого процесса использовался термин «государственное управление»), то достижение реализации законодательной и судебной властей - законотворчество и отправление правосудия, также невозможно без управления. Другими словами, управленческая деятельность есть общая функция для всех ветвей власти, и соответственно, контрольно-надзорная деятельность, являясь частью управленческой деятельности, также является для них общей.

     Что же собой представляет контрольно-надзорная  деятельность?

     Существующая  обширная научная литература определяет сущность и значение контрольно-надзорной  деятельности со всевозможных сторон и в различных аспектах. Ее называют одной из общих функций управления, рассматривают как важное условие  эффективной организации управления и одним из способов обеспечения  законности в сфере реализации исполнительной власти, как проверка правильности тех или иных действий, как один из важных каналов получения объективной  информации о жизни общества, как  стадия управленческого цикла и  т.д.

     Как представляется, во всех этих характеристиках  нет противоречий, так как они  рассматривают один и тот же процесс  контроля в различных аспектах, с  различных точек зрения: либо в  общеуправленческом, либо в юридическом смысле.

     Процесс управления как определенное целенаправленное воздействие в целях упорядочения соответствующей системы, носит  циклический характер и состоит  из целого ряда постоянно сменяющих  друг друга стадий: определение целей  и принятие решений; организация  исполнения решений; контроль за исполнением этих решений.7 Таким образом, если рассматривать контрольно-надзорную деятельность применительно к каждому принятому решению, то ее можно определить как стадию управленческого цикла.

     Если  не связывать контрольно-надзорную  деятельность с каждым отдельным решением, а рассматривать ее как в известной мере обособленный, самостоятельный, однородный по содержанию и имеющий особую целенаправленность вид деятельности, присущий всем органам управления независимо от их основных задач, то она (контрольно - надзорная деятельность) является функцией управления.8

     Административный  надзор, являясь имманентным в  целом государственному управлению, функционируя в этой системе, пронизывает  практически весь процесс государственного управления. Именно поэтому для раскрытия  его содержания необходимо обращение  к понятиям более общего характера: государственное управление, его  функции, межотраслевое управление и другим.

     Однако прежде всего следует рассмотреть общее понятие административного надзора как самостоятельной формы правовой деятельности.

     Итак, в правовом и организационном отношении понятия «контроль» и «надзор» являются близкими, но не тождественными категориями. Контроль, отражая в первую очередь управленческий, организационный аспект функционирования органов государственной власти, является интегрирующей, универсальной организационно-правовой категорией, объединяющей различные виды и формы проверочной деятельности, а также различные формы государственного реагирования на выявленные нарушения. В силу этого контроль охватывает как проверку законности тех или иных действий и решений должностных лиц, так и их целесообразность.

Информация о работе Административный надзор в РФ