Административный надзор в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Административный надзор является важнейшим способом обеспечения безопасности в российском государстве, правовым механизмом защиты конституционных прав и свобод граждан, соблюдения законных интересов юридических лиц, необходимой формой публичного управления и функцией государственных органов исполнительной власти.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Сущность административного надзора.
1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности
органов исполнительной власти.
1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,
особенности осуществления.
Глава 2. Виды административного надзора.
2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор.
2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
2.3. Надзор в области пожарной безопасности.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Административный надзор в Российской Федерации.docx

— 72.35 Кб (Скачать)

     Приостановление работ осуществляется в разных формах: приостановление всей деятельности предприятия или его части, запрещение отдельных видов работ, эксплуатации отдельных машин и механизмов, отгрузки и реализации, отключение от газовых магистралей, электрических  и тепловых сетей и т. д. Здания, механизмы могут быть опечатаны, отключены, с автотранспортных средств могут быть сняты номерные знаки, инструменты, иные ценности могут быть изъяты из обращения.11 Госэнергонадзор имеет право ограничивать отпуск электрической энергии, органы государственного надзора за стандартами и средствами измерений вправе вводить на предприятиях особый режим приемки готовой продукции.

     Перечень  органов, имеющих право рассматривать  дела об административных правонарушениях  и привлекать виновных к административной ответственности, устанавливается законом. Поэтому в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) названы субъекты административного надзора, которые вправе налагать на граждан административные взыскания, т. е. применять карательные административные санкции. Но чаще всего от их имени это делают единолично руководители органов (служб, инспекций), государственные инспектора и иные уполномоченные лица.

     Органы  пожарного, санитарного, ветеринарного, пробирного надзора, органы охраны водных ресурсов, лесного хозяйства, таможенные органы и другие субъекты административной юрисдикции вправе применять к гражданам  и должностным лицам такие  взыскания, как предупреждение, штраф, а некоторые из них, кроме того, могут лишать виновных специальных  прав, производить конфискацию предметов, явившихся орудием совершения или  непосредственным объектом административного  правонарушения. В тех случаях, когда субъекты административного надзора не уполномочены применять административные взыскания, они, возбудив дела, направляют их народным судьям, в административные комиссии или иным уполномоченным органам.

     В производстве по делам об административных правонарушениях все органы надзора  руководствуются положениями, установленными КоАП РФ. Многие центральные органы надзорных систем издали ведомственные инструкции, положения, постановления, которые детализируют, уточняют нормы Кодекса.

     Известно, что КоАП РФ регламентирует только административную ответственность граждан и должностных лиц. Чтобы раскрыть полномочия субъектов административного надзора, связанные с применением административных взысканий к организациям, необходимо обратиться к текущему законодательству и многим иным некодифицированным правовым актам.

     Так, на организации может быть наложен  штраф в сумме сокрытого или  заниженного дохода (прибыли), а при  повторном нарушении – штраф  в двухкратном размере этой суммы.12 У организаций может быть аннулирована лицензия на право ведения разрешенной деятельности в случае нарушения условий ее действия. А такая принудительная мера есть не что иное, как разновидность лишения прав.

     По  инициативе органов административного  надзора решаются вопросы о применении такой административной санкции, как  ликвидация (прекращение деятельности) организаций.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  административный надзор – надведомственный контроль исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами правовых норм. С одной стороны, – это часть управленческого контроля, особый вид исполнительно-распорядительной деятельности. Если же подойти к нему с позиций обеспечения законности, – это одно из средств охраны такого режима, разновидность государственного надзора, который включает в себя еще и прокурорский, судебный, конституционный.

     Cубъекты административного надзора обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной и принять меры для устранения обнаруженных отклонений, и лишь потом, необходимо выявить виноватых и решать вопросы об их ответственности.

     В настоящее время можно с полной ответственностью расставить по этапам деятельность субъектов административного  надзора:

  1. Прогноз, предупреждение, пресечение, и все это делается для того, чтобы не допустить наступление вреда.
  2. Применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

     Субъекты  административного надзора испытывают разнообразные формы неправовой управленческой деятельностью для достижения поставленных перед ними целей. Субъекты административного надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отсчетов и иных документов; брать объяснения у должностных лиц и граждан; проводить проверки, досмотры, обследования на местах; направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций.

     Надзорная деятельность включает в себя предварительный, текущий и последующий контроль. На предварительном этапе протекает  процесс регистрации, заключения различных  соглашений по проектам строительства, аренды зданий, кооперативов и т. п. Субъекты административного надзора пресекают противоправные действия, выявляют их причины, устанавливают виновных, применяют административные санкции, ставят перед компетентными органами вопросы о привлечении виновных к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА 

     2.1. Санитарно-эпидемиологический  надзор.

         Санитарные правила и гигиенические нормативы устанавливают критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Они определяют поведение индивидуальных и коллективных субъектов по обеспечению благоприятного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды. Они направлены на предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных, иных массовых заболеваний и отравлений.

     Санитарные  правила являются общеобязательными, их должны соблюдать все организации, все граждане. Специализированный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил осуществляется общефедеральной  службой — Государственного санитарно-эпидемиологического  надзора. Основной документ, регулирующий ее деятельность, — Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. Нормы, регулирующие санитарно-эпидемиологический надзор, содержатся во многих других актах: федеральных (ТК РФ, законы об охране окружающей среды, о чрезвычайных ситуациях и др.), субъектов Федерации и муниципальных органов.

     Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Минздрава России. Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти.13 Центры госсаннадзора отнесены к федеральным органам, они подчиняются по вертикали вышестоящим звеньям этой службы.

     В систему Госсаннадзора, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно-исследовательские и иные организации.

     Наряду  с общегосударственной системой — Госсаннадзором, который контролирует деятельность всех граждан, а также всех организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, существуют ведомственные санитарные службы. Они созданы в министерствах обороны, внутренних дел, путей сообщения, в Федеральной службе безопасности и в ряде других федеральных ведомств.

     В деятельности Госсаннадзора можно выделить следующие направления.

     Во-первых, Госсанэпиднадзор осуществляет нормативное  регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического  нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и  гигиенических нормативов, утверждает и издает их, разрабатывает формы  государственной и ведомственной  статистической отчетности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнении гигиенических  и противоэпидемических мероприятий.

     Во-вторых, огромна по разнообразию и объему предупредительная работа. Организационно-массовая работа — это санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учет и анализ санитарных нарушений. Органы Госсаннадзора координируют работу ведомственных санитарных служб, разрабатывают и вносят в соответствующие организации предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по разработке программ социального и экологического развития, охраны здоровья, окружающей среды, улучшения условий труда. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, а затем разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.

     Санитарные  учреждения осуществляют ряд медицинских  анализов, обеззараживание помещений, участвуют в разработке программ повышения санитарно-эпидемиологического  благополучия и т. д.

     Они могут принимать решения о:

•  временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы;

•   проведении лабораторного обследования  и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

• обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

• проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

• проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.

     В-третьих, в работе Госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль. Прежде всего, это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений, выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений, территории для определенной деятельности. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя выпускать многие виды продукции, строить большинство сооружений, начинать работу детских и образовательных учреждений.

     Разработка  и постановка на производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и  других веществ разрешаются только на основании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям  и заключения санитарно-эпидемиологической службы.

     Законом установлено, что в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения  и распространения заболеваний  работники предприятий и организаций  должны проходить медицинские осмотры  как при приеме на работу, так  и впоследствии.

     В-четвертых, если быть точным, то регулярные санитарные обследования работников торговли, пищевых  предприятий — это уже текущий  контроль, следующий вид деятельности службы Госсаннадзора.

          Санитарные проверки многих организаций осуществляются регулярно.

     Для получения необходимой информации должностные лица Государственной  санитарно-эпидемиологической службы вправе беспрепятственно посещать и  проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; получать от организаций и граждан  сведения и документы, необходимые  для выполнения возложенных на них  задач; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической  экспертизы.

     В-пятых, санитарная служба России пресекает  нарушения санитарных правил.

     С целью пресечения санитарных нарушений  организациям и гражданам могут  быть сделаны предписания о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных нарушений. Госсаннадзором широко используется право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать:

• работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию завершенных строительством, реконструированных объектов;

Информация о работе Административный надзор в РФ