Административный надзор в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Административный надзор является важнейшим способом обеспечения безопасности в российском государстве, правовым механизмом защиты конституционных прав и свобод граждан, соблюдения законных интересов юридических лиц, необходимой формой публичного управления и функцией государственных органов исполнительной власти.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Сущность административного надзора.
1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности
органов исполнительной власти.
1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,
особенности осуществления.
Глава 2. Виды административного надзора.
2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор.
2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
2.3. Надзор в области пожарной безопасности.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Административный надзор в Российской Федерации.docx

— 72.35 Кб (Скачать)

3) управления (отделы, отделения) государственного  пожарного надзора территориальных  органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного  пожарного надзора подразделений  федеральной противопожарной службы, созданных в

целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.

       Органы государственного пожарного  надзора в рамках своей компетенции:

1) организуют  и осуществляют надзор за соблюдением  требований пожарной безопасности  федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной  власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

2) проводят  в соответствии с законодательством РФ дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

3) ведут  в установленном порядке производство  по делам об административных  правонарушениях в области пожарной  безопасности;

4) осуществляют  официальный статистический учет  и ведение государственной статистической  отчетности по пожарам и их  последствиям;

5) определяют  должностных лиц органов государственного  пожарного надзора для проведения  мероприятий по контролю и  для включения в состав комиссий  по выбору площадок (трасс) строительства,  а также комиссий по приемке  завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

6) осуществляют  взаимодействие с федеральными  органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного  контроля (надзора), органами исполнительной  власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

7) рассматривают  обращения и жалобы граждан  и организаций по вопросам  обеспечения пожарной безопасности.

     Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право:

1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными

лицами  и гражданами;

2) проводить  обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций  и других объектов, в том числе  в нерабочее время, в целях  контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

3) требовать  представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они  относятся к предмету проверки;

4) входить  беспрепятственно в порядке, установленном  законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и угрозу безопасности людей;

5) давать  руководителям юридических лиц  и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам  обязательные для исполнения  предписания по устранению нарушений  требований пожарной безопасности;

6) проводить  в организациях, выполняющих проектные  и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения  соответствия разрабатываемой ими  проектной и проектно-сметной  документации требованиям пожарной  безопасности;

7) приостанавливать  в порядке, установленном законодательством РФ, полностью или частично работу производственных участков, агрегатов, эксплуатацию помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей, если это не влечет за собой прекращения функционирования здания (сооружения) или производства в целом;

8) вносить  в соответствующие организации  и представлять соответствующим  должностным лицам в порядке,  установленном КоАП РФ, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;

9) участвовать  с правом решающего голоса  в работе комиссий по выбору  площадок (трасс) строительства,  а также комиссий по приемке  завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

10) составлять  протоколы, рассматривать дела  об административных правонарушениях  и назначать в соответствии  с законодательством РФ административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В настоящее время административный надзор используется государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами не как эффективный  способ публичного управления, а как  средство для установления и возведения так называемых «административных  барьеров» для бизнеса. Отсутствует  необходимая формализация административно-надзорной  деятельности. Как следствие, существует высочайший уровень коррупции в  органах государственной власти, осуществляющих административно-надзорную  деятельность. Органы государственной  исполнительной власти, исполняющие  функцию административного надзора, работают крайне неэффективно, что  подтверждается многомиллиардными убытками, которые причиняются в результате техногенных аварий, пожаров, отравлений, дорожно-транспортных происшествий, авиакатастроф и т.д. Но еще более критичной является ситуация, когда в результате этих случаев гибнут десятки и сотни людей.

     Противодействие коррупции в административно-надзорной  деятельности имеет дуалистический характер, который заключается в  том, что, с одной стороны, административный надзор, являясь одним из действенных  средств борьбы с коррупцией, одновременно и сам попадает в группу риска  коррупционных проявлений. В первом случае административный надзор направлен  на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства посредством организации и проведения проверок, способен предупреждать и  пресекать многие виды коррупционных  проявлений. Во втором случае необходимо выработать средства противодействия  коррупции в государственных  органах исполнительной власти, осуществляющих административный надзор.

     Доказывается, что наиболее эффективными средствами противодействия коррупции в административно-надзорной деятельности являются: 1) отказ от лицензирования в наиболее коррупционных сферах и переход к саморегулированию; 2) внедрение информационных автоматизированных систем учета и внутреннего контроля административно-надзорной деятельности; 3) значительное улучшение состояния законности в сфере обеспечения прав предпринимателей путем их экономико-правового просвещения; 4) усиление судебного контроля в сфере осуществления административного надзора; 5) прозрачность и достаточная регламентированность административно-надзорных процедур.16

     Важным  моментом в современном механизме  публичного управления является то, что  административный надзор имеет своей  целью принуждающее воздействие  на различные жизненно важные процессы, происходящие в обществе и государстве. Соответственно встает глобальный вопрос о границах такого государственного воздействия, которые должны определить управленческую сущность и правовое содержание данного института. В  этом случае следует понимать, каким  образом соотносятся конституционные  права и свободы человека и  гражданина и интересы государства, выражающиеся в обеспечении различных  видов безопасности и регулирования  социально-экономических процессов. Естественно, необходимо четко определить, в чем же должна заключаться соразмерность  такого государственного воздействия  в результате административно-надзорной  деятельности. Таким образом, требуется  разработка современной научной  концепции административного надзора, которая соответствовала бы требованиям  правового государства, демократическим  принципам, политическим, экономическим  и социальным реалиям. Немаловажным значением в научной концепции  должно стать воплощение административного  надзора в правовых нормах и в  правореализационной деятельности.

     Библиографический список 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Ст. 2
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ
  3. ФЗ РФ № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом обеспечении населения » от 30.03.1999 г.
  4. ФЗ РФ №5154-1 « О стандартизации » от 10.06.1993 г.
  5. Положение о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711)
  6. Постановление правительства РФ № 820 « О государственном пожарном надзоре » от 21.12.2004 г.
  7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. «Административное право Российской Федерации» Учебник-М.: ИКД «Зерцало-М» 2003г. с. 321
  8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. «Административное право России» Учебник. М.: «Зерцало - М», 2005 г.
  9. Бахрах Д.Н. «Управленческий цикл», Правоведение, 1976г., № 22, с.46
  10. Лазарев Б.М. « Компетенция органов управления.» М., Юр.лит., 1973г., с. 15
  11. Мартынов А.В. «Административный надзор в России. Теоретические основы построения.» Юнити-Дана, Закон и право, 2010 г.
  12.   «Словарь современного русского литературного языка». М., 1986г., Т.5, с.1342,Т.7,с.15О.
  13. Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка». М, 1988г., Т.1,с.1450;Т.2,с.335.
  14. Четвериков В.С. «Административное право»: Учеб. пособие. – 5-е изд.; перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006 г.
  15. Чиркни В.Е. «Контрольная власть». М., Государство и право, 1993г., №4, .10-19.

Информация о работе Административный надзор в РФ