3) управления
(отделы, отделения) государственного
пожарного надзора территориальных
органов Министерства РФ по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий - органов,
специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций по
субъектам Российской Федерации, и их
территориальные отделы (отделения, инспекции);
4) отделы
(отделения, инспекции, группы) государственного
пожарного надзора подразделений
федеральной противопожарной службы,
созданных в
целях
организации профилактики и тушения пожаров
в закрытых административно-территориальных
образованиях.
Органы государственного пожарного
надзора в рамках своей компетенции:
1) организуют
и осуществляют надзор за соблюдением
требований пожарной безопасности
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, организациями, а также
должностными лицами и гражданами;
2) проводят
в соответствии с законодательством
РФ дознание по делам о пожарах и по делам
о нарушениях требований пожарной безопасности;
3) ведут
в установленном порядке производство
по делам об административных
правонарушениях в области пожарной
безопасности;
4) осуществляют
официальный статистический учет
и ведение государственной статистической
отчетности по пожарам и их
последствиям;
5) определяют
должностных лиц органов государственного
пожарного надзора для проведения
мероприятий по контролю и
для включения в состав комиссий
по выбору площадок (трасс) строительства,
а также комиссий по приемке
завершенных строительством (реконструкцией)
объектов;
6) осуществляют
взаимодействие с федеральными
органами исполнительной власти,
в том числе с органами государственного
контроля (надзора), органами исполнительной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, общественными объединениями
и организациями, по вопросам обеспечения
пожарной безопасности;
7) рассматривают
обращения и жалобы граждан
и организаций по вопросам
обеспечения пожарной безопасности.
Государственные
инспекторы по пожарному надзору имеют
право:
1) осуществлять
государственный пожарный надзор за соблюдением
требований пожарной безопасности организациями,
а также должностными
лицами
и гражданами;
2) проводить
обследования и проверки территорий,
зданий, сооружений, помещений организаций
и других объектов, в том числе
в нерабочее время, в целях
контроля за соблюдением требований пожарной
безопасности и пресечения их нарушений;
3) требовать
представления документов, информации,
образцов (проб) продукции, если они
относятся к предмету проверки;
4) входить
беспрепятственно в порядке, установленном
законодательством РФ, в жилые и иные помещения,
на земельные участки граждан при наличии
достоверных данных о нарушении требований
пожарной безопасности, создающем угрозу
возникновения пожара и угрозу безопасности
людей;
5) давать
руководителям юридических лиц
и индивидуальным предпринимателям,
должностным лицам и гражданам
обязательные для исполнения
предписания по устранению нарушений
требований пожарной безопасности;
6) проводить
в организациях, выполняющих проектные
и проектно-изыскательские работы,
выборочные проверки для определения
соответствия разрабатываемой ими
проектной и проектно-сметной
документации требованиям пожарной
безопасности;
7) приостанавливать
в порядке, установленном законодательством
РФ, полностью или частично работу производственных
участков, агрегатов, эксплуатацию помещений,
проведение отдельных видов работ при
выявлении нарушения требований пожарной
безопасности, создающего угрозу возникновения
пожара и (или) угрозу безопасности людей,
если это не влечет за собой прекращения
функционирования здания (сооружения)
или производства в целом;
8) вносить
в соответствующие организации
и представлять соответствующим
должностным лицам в порядке,
установленном КоАП РФ, представления
об устранении причин и условий, способствующих
совершению административных правонарушений
в области пожарной безопасности;
9) участвовать
с правом решающего голоса
в работе комиссий по выбору
площадок (трасс) строительства,
а также комиссий по приемке
завершенных строительством (реконструкцией)
объектов;
10) составлять
протоколы, рассматривать дела
об административных правонарушениях
и назначать в соответствии
с законодательством РФ административные
наказания за нарушения требований пожарной
безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
настоящее время административный
надзор используется государственными
органами исполнительной власти и их
должностными лицами не как эффективный
способ публичного управления, а как
средство для установления и возведения
так называемых «административных
барьеров» для бизнеса. Отсутствует
необходимая формализация административно-надзорной
деятельности. Как следствие, существует
высочайший уровень коррупции в
органах государственной власти,
осуществляющих административно-надзорную
деятельность. Органы государственной
исполнительной власти, исполняющие
функцию административного надзора,
работают крайне неэффективно, что
подтверждается многомиллиардными убытками,
которые причиняются в результате техногенных
аварий, пожаров, отравлений, дорожно-транспортных
происшествий, авиакатастроф и т.д. Но
еще более критичной является ситуация,
когда в результате этих случаев гибнут
десятки и сотни людей.
Противодействие
коррупции в административно-надзорной
деятельности имеет дуалистический
характер, который заключается в
том, что, с одной стороны, административный
надзор, являясь одним из действенных
средств борьбы с коррупцией, одновременно
и сам попадает в группу риска
коррупционных проявлений. В первом
случае административный надзор направлен
на предупреждение, выявление и пресечение
нарушений требований законодательства
посредством организации и проведения
проверок, способен предупреждать и
пресекать многие виды коррупционных
проявлений. Во втором случае необходимо
выработать средства противодействия
коррупции в государственных
органах исполнительной власти, осуществляющих
административный надзор.
Доказывается,
что наиболее эффективными средствами
противодействия коррупции в административно-надзорной
деятельности являются: 1) отказ от лицензирования
в наиболее коррупционных сферах и переход
к саморегулированию; 2) внедрение информационных
автоматизированных систем учета и внутреннего
контроля административно-надзорной деятельности;
3) значительное улучшение состояния законности
в сфере обеспечения прав предпринимателей
путем их экономико-правового просвещения;
4) усиление судебного контроля в сфере
осуществления административного надзора;
5) прозрачность и достаточная регламентированность
административно-надзорных процедур.16
Важным
моментом в современном механизме
публичного управления является то, что
административный надзор имеет своей
целью принуждающее воздействие
на различные жизненно важные процессы,
происходящие в обществе и государстве.
Соответственно встает глобальный вопрос
о границах такого государственного
воздействия, которые должны определить
управленческую сущность и правовое
содержание данного института. В
этом случае следует понимать, каким
образом соотносятся конституционные
права и свободы человека и
гражданина и интересы государства,
выражающиеся в обеспечении различных
видов безопасности и регулирования
социально-экономических процессов.
Естественно, необходимо четко определить,
в чем же должна заключаться соразмерность
такого государственного воздействия
в результате административно-надзорной
деятельности. Таким образом, требуется
разработка современной научной
концепции административного надзора,
которая соответствовала бы требованиям
правового государства, демократическим
принципам, политическим, экономическим
и социальным реалиям. Немаловажным
значением в научной концепции
должно стать воплощение административного
надзора в правовых нормах и в
правореализационной деятельности.
Библиографический
список
- Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 г. Ст.
2
- Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ
- ФЗ РФ № 52-ФЗ
« О санитарно-эпидемиологическом обеспечении
населения » от 30.03.1999 г.
- ФЗ РФ №5154-1
« О стандартизации » от 10.06.1993 г.
- Положение
о Госавтоинспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации (утв. Указом Президента
РФ от 15 июня 1998 г. N 711)
- Постановление
правительства РФ № 820 « О государственном
пожарном надзоре » от 21.12.2004 г.
- Алехин А.П.,
Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. «Административное
право Российской Федерации» Учебник-М.:
ИКД «Зерцало-М» 2003г. с. 321
- Алехин А.П.,
Кармолицкий А.А. «Административное право
России» Учебник. М.: «Зерцало - М», 2005 г.
- Бахрах Д.Н.
«Управленческий цикл», Правоведение,
1976г., № 22, с.46
- Лазарев
Б.М. « Компетенция органов управления.»
М., Юр.лит., 1973г., с. 15
- Мартынов
А.В. «Административный надзор в России.
Теоретические основы построения.» Юнити-Дана, Закон
и право, 2010 г.
- «Словарь
современного русского литературного
языка». М., 1986г., Т.5, с.1342,Т.7,с.15О.
- Ушаков Д.Н.
«Толковый словарь русского языка». М,
1988г., Т.1,с.1450;Т.2,с.335.
- Четвериков
В.С. «Административное право»: Учеб. пособие.
– 5-е изд.; перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,
2006 г.
- Чиркни В.Е.
«Контрольная власть». М., Государство
и право, 1993г., №4, .10-19.