Административное право граждан РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

Административная ответственность – особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.)
Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Файлы: 1 файл

реферат по обмен праву.docx

— 24.98 Кб (Скачать)

Административная ответственность  – особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения  и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.)

Административной ответственности  присущи все признаки юридической  ответственности. Она регулируется  нормами права, состоит в официальном  осуждении за правонарушение лица и  применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными  на то субъектами власти.

Административная ответственность  характеризуется следующими признаками::

1) она урегулирована нормами административного права, содержащимися в Федеральных законах и законах субъектов РФ;

2) основанием ее применения является административное правонарушение;

3)она состоит в применении к виновным административных наказаний;

4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также  юридические;

5)она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти;

6)порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Любая реальная юридическая  ответственность имеет три основания:

нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам)

Наличие нормы, устанавливающей  ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная  и фактическая предпосылки юридической  ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят  виновных и т.д.

Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после  вступления его в силу наступает  реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо чтобы  были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая  обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое  основание- правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушением  постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция  стала проявляться еще более  активно. Возросло фактическое использование  многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут  быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции. Административная  ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам.

          Административная ответственность,  как и уголовная, дисциплинарная  – кара и преследует цели  частной и общей превенции  правонарушений. Но поскольку многие  административные правонарушения  являются длящимися (встать на  учет, выполнить предписание и  т.п.),важна  также цель административной ответственности – стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.3Под составом административного правонарушения следует понимать, установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии  которых противоправное деяние признается проступком.

Состав административного  правонарушения, как и состав преступления, обязательно делится на четыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Если хотя бы один из четырех  указанных выше признаков состава  отсутствует, то деяние не может быть призванным проступком или преступлением.

Объектом правонарушения являются  те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок  управления, собственность, принципы и  правила хозяйствования, общественный порядок и т.д.

Объективная сторона проступка - это деяние, выражающееся в нарушении  установленных административно-правовыми  нормами правил.

Наличие объективной стороны  административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимости от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

Содержание  объективной  стороны может включить характер действия или бездействия:

неоднократность – совершение двух или более однородных административных правонарушений;

повторность – совершение одним и тем же лицом в течении года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;

длящееся правонарушение – деяние, сопряженное с последующим  длительным невыполнением обязанностей, возложенного на виновного законом  под угрозой административной ответственности. Оно является единым независимо от продолжительности.

Субъектами административного  правонарушения являются вменяемые, достигшие  определенного возраста физические лица, и лица, обладающие специальным  административно-правовым статусом, например водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

 Существует два вида  субъектов административного правонарушения:

Индивидуальный - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных функций.

Коллективный – юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, правоохранительное и т.д.

Существует два вида признаков  субъекта административного правонарушения:

Общие – признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности  – вменяемость и достижение на момент совершения, 16-летнего возраста;

Специальные – признаки, отражающие особенности труда, служебного положения; например, должностное лицо, водитель автомобиля, работник предприятия  торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицо находившееся под административным надзором,  ранее привлекавшееся к административной ответственности; иные особенности правового статуса, например, иностранные граждане или военнослужащие.

Согласно ч.4 ст.2  Кодекса  об административных правонарушениях  «Административной ответственности  подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей»2

Субъективная сторона  административного правонарушения – это совокупность признаков, характеризующих  психическое отношение лица к  противоправному действию или бездействию  и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме  умысла или неосторожности.

Умысел – умышленное деяние. Лицо, совершившее его, сознавало  противоправный характер своего деяния,

предвидело его вредные  последствия и желало их или сознательно  допускало наступление этих последствий.

Неосторожность – административное правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных  последствий своего деяния, но легкомысленно  рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления  таких последствий, хотя должно и  могло, было их предвидеть.

Различают две формы неосторожной вины:

Легкомыслие – это предвидение  лицом возможности наступления  вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с  самонадеянным расчетом их предотвратить;

Небрежность – не предвидение  такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины следует  отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. С невиновным причинением вреда  иногда приходится встречаться при  рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте. При  совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не все они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деяния. Нередко, они содержат лишь возможность их наступления. Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, что нарушает установленный  государственный правопорядок, посягает на интересы государства и личности.4

 

Глава2. Административное правонарушение. 

1. Понятие и признаки  административного правонарушения

 

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Статья 2.1 Кодекса  об административных правонарушениях  определяет его следующим образом  «Административным правонарушением, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  установлена административная ответственность».2

В определении административного  правонарушения употребляются такие  понятия, как действие или бездействие.

Действие – это активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с  невыполнением обязанностей законных требований, нарушением запрета.

Бездействие – это пассивная  форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с  невыполнением обязанностей и законных требований.

Для административного правонарушения характерны следующие признаки:

1. Антиобщественность. Законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое нет.

2. Противоправность –  заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной  и иных отраслей права, охраняемые  мерами административной ответственности. 

3. Виновность. Законодательство  рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве  административного правонарушения  только в том случае, если имеет  место вина данного лица, то  есть содеянное было осуществлено  умышленно или по неосторожности.

4. Наказуемость. Административным  правонарушением признается только  то деяние, за которое законодательством  предусмотрена административная  ответственность. 

Под составом административного  правонарушения следует понимать установленную  правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

Под административной ответственностью понимается такая разновидность  юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным  лицом административного взыскания  к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административная ответственность  обладает признаками, свойственными  юридической  ответственности вообще.

Административная ответственность  характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила  обязательны для всех без исключения.

Принципами административной ответственности являются:

1. законность 

2. целесообразность ответственности 

3. ответственность за  вину 

4. неотвратимость наказания  в случае привлечения к ответственности 

5. индивидуализация мер  ответственности 

6. гуманизм 

7. гласность 

Основаниями административной ответственности являются:

Нормативное основание –  нарушение административно-правового  запрета.

Информация о работе Административное право граждан РФ