Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов внутренних дел по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.

Оглавление

Введение
1. Административный надзор как вид государственной деятельности органов исполнительной власти
2. Административный надзор в сфере обеспечения общественной безопасности
2.1. Административный надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
2.2. Административный надзор полиции в сфере охраны собственности
2.3. Административный надзор в сфере лицензионно-разрешительной деятельности
2.4. Административный надзор полиции за лицами освобождёнными из мест лишения свободы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Административный надзор.docx

— 69.46 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

1. Административный надзор  как вид государственной деятельности органов исполнительной власти

2. Административный надзор  в сфере обеспечения общественной  безопасности

2.1. Административный надзор  в сфере обеспечения безопасности  дорожного движения

2.2. Административный надзор  полиции в сфере охраны собственности

2.3. Административный надзор  в сфере лицензионно-разрешительной  деятельности

2.4. Административный надзор  полиции за лицами освобождёнными из мест лишения свободы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение 

 

За последние годы в  социально-политической и экономической  жизни страны произошли большие  изменения. Принят ряд законов и  других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной  власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно  связанных со сферой охраны общественного  порядка и безопасности.1 Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.2

Актуальность темы определяется прежде всего тем, что необходимость  проведения активной работы по формированию правовой базы нового Российского государства  в настоящее время все более  очевидна.

Административный надзор в юридической литературе традиционно  рассматривается в его соотношении  с правоохранительной деятельностью. Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных  надзорных органов, поскольку имеют  свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную  обстановку, не в полной мере реализуют  имеющиеся полномочия ввиду наличия  правовых и организационных проблем, которые рассмотрены в настоящей  работе.

Объектом работы является система общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления административного надзора органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

В качестве предмета работы выступают правовые и организационные вопросы административного надзора органов внутренних дел.

Цель работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов внутренних дел по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.

Задачи работы:

• раскрыть сущность и значение административно-надзорной деятельности как самостоятельного вида государственной  деятельности органов исполнительной власти;

• исследовать содержание и формы административного надзора  органов внутренних дел;

• дать характеристику субъектам  административно-надзорной деятельности органов внутренних дел;

• рассмотреть компетенцию  органов внутренних дел в области  административного надзора;

• провести классификацию  полномочий органов внутренних дел  по осуществлению административного  надзора;

• определить основные элементы организации административного  надзора органов внутренних дел;

• рассмотреть организационные  формы, методы и тактические приемы административного надзора органов  внутренних дел;

Методологической и теоретической  основой исследования явился диалектический подход к рассмотрению социальных процессов  в их взаимосвязи и взаимозависимости. Исследование базируется на соответствующих разработках общей теории права, науки административного права и административной деятельности ОВД.

Несмотря на многообразие объектов надзора, характерное для  административной деятельности органов  внутренних дел (общественный порядок, безопасность дорожного движения, собственность, паспортная и разрешительная системы  и др.), правовая база и организационные  формы надзорной деятельности по всем направлениям являются во многом сходными. Соответственно, правовые и  организационные проблемы для них  будут общими.

 

 

1. Административный  надзор как вид государственной  деятельности органов исполнительной  власти 

 

В современных социально-экономических  условиях все большее значение приобретает  научное управление обществом. Неотъемлемым элементом такого управления является административный надзор, представляющий собой особый вид государственной  деятельности органов исполнительной власти.

Органично вписываясь в систему  способов обеспечения законности и  дисциплины в государственном управлении, административный надзор как юридическое  явление представляет собой самостоятельный  институт административного права  Российской Федерации.

Наибольший интерес вызывают взгляды ученых-административистов на сущность административного надзора  и его место среди других способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. По мнению одних, административный надзор является разновидностью надведомственного  государственного контроля (М.С. Студеникина, Д.Н. Бахрах, Е.В. Шорина, А.А. Кармолицкий), другие же - Ф.С. Разаренов, Р.И. Денисов, А.Л. Прозоров - утверждают и обосновывают в своих работах то, что административный надзор является самостоятельным видом  контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.

На протяжении довольно длительного  времени научный спор между учеными  идет вокруг понятий контроля и надзора  в государственном управлении.

В научном и практическом обиходе термины "контроль" и "надзор" употребляются для обозначения  сходных, а зачастую и не сходных  управленческих и иных действий, осуществляемых государственными или негосударственными органами.

Термин "надзор" употребляется  для обозначения прокурорской деятельности, судебной деятельности, в том числе  и Конституционного Суда, определенных видов административной деятельности милиции (надзора за безопасностью дорожного движения, административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы), деятельности специальных органов исполнительной власти (надзор государственных инспекций), деятельности профсоюзов (надзор за соблюдением законодательства о труде), и т.д.

Каково же соотношение  понятий "контроля" и "надзора"? Если обратиться к филологическому  толкованию данных терминов, то выясняется: "контроль" - учет, проверка счетов, отчетности; "надзор" - деятельность по присмотру, наблюдению. "Контроль" - наблюдение, надсмотр за чем-либо с целью проверки; "надзор" -деятельность по наблюдению, присмотру, сопряженная с ответственностью за ее ведение.3 "Контроль" - проверка деятельности кого-либо, чего-либо, наблюдение с целью проверки; "надзор" - наблюдение с целью присмотра, проверки.4 Налицо, следовательно, смысловое совпадение: и в том, и в другом случае - наблюдение за чем-либо. Может быть эти термины действительно синонимы?

Положительный ответ на этот вопрос, казалось бы, можно найти  в тексте ряда нормативных актов, где термины "контроль" и "надзор" употребляются в одном значении, что особенно заметно при анализе  организационно - правового статуса  государственных инспекций.

Так, в Законе РСФСР "О  санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"5 в разделе 5, который называется "Государственный и ведомственный санитарно - эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль", одним из направлений Госсанэпиднадзора названо: "...п.4 - осуществление контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, за соблюдением действующих санитарных правил предприятиями, организациями и гражданами". В Законе РФ "О стандартизации"6 раздел 3 называется "Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов", а в тексте статей этого раздела разграничения понятий "контроля" и "надзора" нет.

Аналогичное совмещение понятий "надзора" и "контроля" характерно для большинства нормативных  актов. Однако, юридическая наука  с ее выводами, требующими точности употребления различных терминов, не дает оснований для положительного ответа на поставленный вопрос. И хотя научные выводы не всегда последовательно  используются в процессе подготовки нормативных актов, думается, есть необходимые  основания для того, чтобы провести грань между контрольной и  надзорной деятельностью.

Если рассматривать закрепленный в Российской Конституции принцип  разделения властей с этой точки  зрения, то можно заметить, что контрольно-надзорная  деятельность присуща всем органам, реализующим функции и законодательной, и исполнительной, и судебной власти, а также прокурорского надзор.

Небезосновательно В.Е.Чиркин, основываясь на данных сравнительного анализа конституционных положений различных государств мира, делает вывод о сформировавшейся в настоящее время тенденции выделения, наряду с законодательной, судебной и исполнительной властями, самостоятельной ветви власти - «контрольной власти».7

Общий характер контрольно-надзорной  деятельности обусловлен прежде всего  наличием для любого вида государственной  деятельности управленческих аспектов.

И если для реализации исполнительной власти управленческий аспект преобладающий, он является целью этой реализации (не случайно до недавнего времени  для обозначения этого процесса использовался термин "государственное  управление"), то достижение реализации законодательной и судебной властей - законотворчество и отправление правосудия, также невозможно без управления. Другими словами, управленческая деятельность есть общая функция для всех ветвей власти, и соответственно, контрольно-надзорная деятельность, являясь частью управленческой деятельности, также является для них общей.

Что же собой представляет контрольно-надзорная деятельность?

Существующая обширная научная  литература определяет сущность и значение контрольно-надзорной деятельности со всевозможных сторон и в различных  аспектах. Ее называют одной из общих  функций управления, рассматривают  как важное условие эффективной  организации управления и одним  из способов обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти, как проверка правильности тех или иных действий, как один из важных каналов получения объективной  информации о жизни общества, как  стадия управленческого цикла и  т.д.

Как представляется, во всех этих характеристиках нет противоречий, так как они рассматривают  один и тот же процесс контроля в различных аспектах, с различных  точек зрения: либо в общеуправленческом, либо в юридическом смысле.

Процесс управления как определенное целенаправленное воздействие в  целях упорядочения соответствующей  системы, носит циклический характер и состоит из целого ряда постоянно  сменяющих друг друга стадий: определение  целей и принятие решений; организация  исполнения решений; контроль за исполнением  этих решений.8

Таким образом, если рассматривать  контрольно-надзорную деятельность применительно к каждому принятому  решению, то ее можно определить как  стадию управленческого цикла.

Если не связывать контрольно-надзорную  деятельность с каждым отдельным  решением, а рассматривать ее как  в известной мере обособленный, самостоятельный, однородный по содержанию и имеющий особую целенаправленность вид деятельности, присущий всем органам управления независимо от их основных задач, то она (контрольно - надзорная деятельность) является функцией управления.9

Административный надзор, являясь имманентным в целом  государственному управлению, функционируя в этой системе, пронизывает практически  весь процесс государственного управления. Именно поэтому для раскрытия  его содержания необходимо обращение  к понятиям более общего характера: государственное управление, его  функции, межотраслевое управление и другим.

Однако, прежде всего, следует рассмотреть общее понятие административного надзора как самостоятельной формы правовой деятельности.

Итак, в правовом и организационном отношении понятия "контроль" и "надзор" являются близкими, но не тождественными категориями. Контроль, отражая в первую очередь управленческий, организационный аспект функционирования органов государственной власти, является интегрирующей, универсальной организационно-правовой категорией, объединяющей различные виды и формы проверочной деятельности, а также различные формы государственного реагирования на выявленные нарушения. В силу этого контроль охватывает как проверку законности тех или иных действий и решений должностных лиц, так и их целесообразность.

Надзор же, также являясь  формой проверочной деятельности и  отражая государственно-правовой аспект функционирования органов государственной  власти, практически всегда связан исключительно с наблюдением  за законностью действий и решений, абстрагируясь от их целесообразности, экономической выгоды, эффективности  и т.д.

Органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении  тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных  объектов, однако действующее законодательство предусматривает и межотраслевой, надведомственный характер контрольной  деятельности.

Информация о работе Административный надзор