Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов внутренних дел по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.

Оглавление

Введение
1. Административный надзор как вид государственной деятельности органов исполнительной власти
2. Административный надзор в сфере обеспечения общественной безопасности
2.1. Административный надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
2.2. Административный надзор полиции в сфере охраны собственности
2.3. Административный надзор в сфере лицензионно-разрешительной деятельности
2.4. Административный надзор полиции за лицами освобождёнными из мест лишения свободы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Административный надзор.docx

— 69.46 Кб (Скачать)

Административный надзор - это носящая систематический  характер и обеспеченная мерами административного  принуждения разновидность межотраслевой  государственно-правовой деятельности контрольного характера, осуществляемая специальными (организационно обособленными) субъектами исполнительной власти в  отношении неподчиненных им органов, организаций, учреждений, предприятий, должностных лиц и граждан  по поводу соблюдения ими специальных  правовых норм и общеобязательных правил в интересах обеспечения законности и правопорядка, соблюдения законных прав и интересов личности, общества, государства.

Административно-правовой статус субъекта административного надзора  складывается из специфического сочетания  элементов, отражающих целевое назначение, компетенцию, организационно-структурное  построение, объем и распределение  ответственности персонала конкретного  надзорного органа.

Одной из ведущих составляющих общего статуса субъекта административного  надзора является объем его полномочий в сфере применения административного  принуждения.

По этому критерию субъекты надзора могут быть классифицированы на органы, обладающие полномочиями по: предупреждению и выявлению правонарушений; пресечению правонарушений; привлечению  виновных лиц к ответственности  и применению мер административного  наказания; применению мер административно-процессуального  обеспечения.

Основным субъектом обеспечения  общественной безопасности являются органы внутренних дел, практически вся  деятельность которых подчинена  этой цели. Основными формами деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности являются индивидуальные акты, среди которых присутствуют письменные, устные и конклюдентные акты.

Основными методами деятельности являются учетно-регистрационная, лицензионно-разрешительная работа и административный надзор, представляющие собой различные  и самостоятельные методы управленческой деятельности.

 

 

2. Административный  надзор в сфере обеспечения  общественной безопасности

 

2.1 Административный  надзор в сфере обеспечения  безопасности дорожного движения

 

Административный надзор, прежде всего, тесно связан с таким понятием как безопасность дорожного движения, которая является составной частью общественной безопасности. Как правило, это понятие связывают с источником повышенной опасности: «Общественная безопасность - система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами социального или техногенного характера»10. В то же время угрозы общественной безопасности не исчерпываются только источниками повышенной опасности. В ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» (в ред. от 24.12.1993 г.) безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз11.

В современных условиях она  рассматривается как одна из главнейших целей и неотъемлемое слагаемое  деятельности людей, социальных групп, общества, государства, как одна из важнейших характеристик, показывающих степень устойчивости социальных взаимосвязей, определяющую общечеловеческую ценность и значимость общественных отношений12.

Безопасность достигается  проведением единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и  иного характера, адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства13.

Юридическими гарантиями необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации  являются система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определение основных направлений  деятельности органов государственной  власти и управления в данной области, формирование органов обеспечения  безопасности и механизма контроля и надзора за соблюдением норм права14.

Существующая система  норм права определяет лишь меру возможного поведения15. Для достижения целей, установленных в регулятивных нормах права, охраны урегулированных правом общественных отношений нужны специальные средства, гарантирующие соблюдение требований этих норм: установление дополнительных запретов, обязанностей и разрешительного порядка реализации прав участников дорожного движения, проведение предварительных (превентивных) проверок, проведение специальных мер для установления и поддержания режимных правил (экспертизы, учет показателей безопасности дорожного движения, государственная регистрация, лицензирование), осуществление контроля и надзора.

Госавтоинспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.16

На Госавтоинспекцию возлагаются  следующие обязанности:

а) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

- к проектированию, строительству, реконструкции дорог (за исключением государственного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;17

- к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;18

- к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

- к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;

- к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;19

б) принятие квалификационных экзаменов на получение права  управления автомототранспортными  средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям;

в) регистрация и учет автомототранспортных средств и  прицепов к ним, предназначенных  для движения по автомобильным дорогам  общего пользования, выдача регистрационных  документов и государственных регистрационных  знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а  также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

г) организация и проведение в порядке и сроки, которые  установлены законодательством  Российской Федерации, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

д) регулирование дорожного  движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации  движения транспортных средств и  пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

е) участие в мероприятиях по охране общественного порядка  и обеспечению общественной безопасности;

ж) организация и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

з) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;

и) осуществление на месте  дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации первой доврачебной помощи пострадавшим, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

к) проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о  преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

л) осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета  показателей состояния безопасности дорожного движения;

м) ведение учета бланков  водительских удостоверений, государственных  регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной  продукции, необходимой для допуска  транспортных средств и их водителей  к участию в дорожном движении;

н) изучение условий дорожного  движения, принятие мер по совершенствованию  организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных  дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного  движения;

о) осуществление в установленном  порядке сопровождения транспортных средств;

п) участие в работе градостроительных  и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных  переездов, линий городского электрического транспорта, в работе комиссий по открытию маршрутов регулярного движения общественного транспорта, а также  в оценке соответствия этих маршрутов  установленным требованиям безопасности дорожного движения в процессе их эксплуатации;

р) разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также  собственных изданий, проведение в  этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам  исполнительной власти в организации  обучения граждан правилам безопасного  поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;20

с) разработка предложений  по повышению безопасности дорожного  движения, в том числе совместно  с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами и общественными объединениями;

т) выявление причин и  условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного  движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного  движения, принятие мер по их устранению;

у) выдача разрешений юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных  знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию  в дорожном движении, перечень которой  утверждается Правительством Российской Федерации, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации  дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;

ф) выдача в установленном порядке разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

х) создание, обеспечение  функционирования и ведение в  порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

ц) участие во взаимодействии с соответствующими подразделениями  федеральных органов государственной  охраны в обеспечении безопасного  и беспрепятственного проезда транспортных средств, в которых следуют объекты  государственной охраны;

ч) осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с  последующим уведомлением граждан  о принятых решениях в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Госавтоинспекция для  выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке от органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций  и должностных лиц сведения о  соблюдении ими законодательства Российской Федерации в области обеспечения  безопасности дорожного движения;

б) давать юридическим лицам  и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах;

Информация о работе Административный надзор