Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом админ надзор в сфере общественного порядка.docx

— 94.58 Кб (Скачать)

Очевидно, что игнорирование  организационных методов приводит к ослаблению взаимодействия субъектов  надзора и общественных формирований по охране общественного порядка.

Обе рассмотренные группы методов на первый взгляд не является характерными для деятельности, осуществляемой органами надзора. Однако сопоставление полномочий системы в государственном управлении и методов деятельности позволяет сделать некоторые выводы. Они, как представляется, имеют существенное практическое значение в деле совершенствования управления и надзора в системе полиции. Тенденция закрепления в компетенции органов надзора организационных начал в сфере правоохраны очевидна и бесспорна. Свидетельством тому возлагаемые на эти органы задачи, полномочия и, следовательно, соответствующие им методы деятельности.

Административные методы представляют собой основную группу способов-средств охраны поднадзорных объектов от различного рода неправомерных  посягательств. Не всегда такая деятельность завершается применением мер  взыскания. Значительная доля принуждающего  воздействия органов надзора  падает на такие их действия, которые  носят директивный характер и  не связаны непосредственно с  применением административных санкций.

Несмотря на властный характер административно-директивного метода воздействия на управляющую среду  в механизме административного  надзора, он все же по сути своей  близок к организационному.

Следовательно,этотметод, применяющийся  в практике работы субъектов надзора, имеет сложную природу, являясь  конкретным выражением административного  принуждения в управлении, он сохраняет  и свое организующее начало. Либо принудить  обязательную сторону совершить  какие-либо действия или воздержаться от их совершения, а значит организовать должное функционирование поднадзорного  объекта.

Что же касается той стороны  рассматриваемого метода, которая связана  с применением иных видов административного  принуждения, то его реализация имеет  место в основном в случае противоправных действий. Когда в процессе осуществления  административного надзора убеждение  не достигает своей цели, то субъекты административного надзора применяют  административное принуждение, которое  заключается в осуществлении  принудительных мер в целях предупреждения, пресечения противоправных действий, процессуального обеспечения и  наложение административных взысканий.

В теории административного  права выделяются четыре группы мер  административного принуждения:

1)Административно-предупредительные  меры применяемые в целях предупреждения  правонарушений или наступление  опасных последствий (например, административный  надзор за лицами освобожденными  из мест лишения свободы, введение  карантина, прекращение движения  транспорта и пешеходов при  возникновении угрозы общественной  безопасности, проверка документов, удостоверяющих личность и другие);

2)Административно-пресекательные  меры применяются в целях пресечения  правонарушения так, например, административное  задержание, приостановление работы предприятия, учреждения при нарушении правил их функционирования, запрещение эксплуатации транспорта, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);

3)Мерыадминистративно-процессуальногообеспечения  применяются в целях установления  личности нарушителей, обнаружение  доказательств и создание условий  для полного, всестороннего и  объективного рассмотрения дел  о правонарушении, так, например, личный досмотр, досмотр вещей,  изъятие вещей и документов  и другое;

4)Меры административной  ответственности применяются за  совершение административного правонарушения  в целях наказания и воспитания  лица, совершившего такое правонарушение, а также общего предупреждения  правонарушений (например, предупреждение, штраф, административный арест,  лишение специального права, предоставленному  гражданину (право управления транспортным  средством, права охоты), исправительные  работы и другое).

Кроме известных в теории и практике мер административного  принуждения, можно предложить меру административного пресечения в  виде приостановление деятельности лицензии, которая изымается у  поднадзорного объекта и может, возвращена ему после устранения всех недостатков указанных субъектом  надзора. Приостановление деятельности лицензии внешне похожа на приостановление  деятельности предприятия, но разница  здесь заключается, в том, что  приостановление деятельности лицензии, временно запрещает те действия, на которые необходимо иметь разрешение, в, тоже время, другие мероприятия предприятие  может совершать (например, кадровые вопросы, материально-технического обеспечения  и другие).

Очень важным условием нормального  функционирования деятельности субъектов  административного надзора является контроль за надлежащей работой субъектов  административного надзора, а также  подбор, обучение исполнителей, которые  непосредственно осуществляют административный надзор.

Контроль за деятельностью  субъектов административного надзора  осуществляет начальник Органов  внутренних дел или его заместитель  начальник полиции общественной безопасности, который может осуществлять как в процессе повседневной работы, так и при проверке поступившей  жалобы на деятельность субъекта административного  надзора. Также руководитель отраслевого  подразделения обязан осуществлять контроль за деятельностью своих  подчиненных работников в целях  недопущения нарушения прав и  свобод со стороны конкретных работников.

Исходя из выше изложенного, следует, что не менее важным является подбор, обучение исполнителей, которые  непосредственно осуществляют административный надзор. К условиям надлежащего выполнения надзора конкретными исполнителями, относится высокая квалификация, наличие глубоких знаний, необходимых  для осуществления административного  надзора (как юридических, так и технических) и умение применять их на практике и некоторые другие условия, исходя из конкретных обстоятельств.

Таким образом, рассмотрев вторую главу можно сформулировать следующие  выводы.

1.Органы внутренних дел,  как отдельно взятая система,  представляет собой совокупность  составных частей, каждая из которых  имеет свои задачи, силы и средства, обеспечивающие их выполнение. Специфика  этих задач, формы и методы  деятельности послужили с одной  стороны разделение направлений  деятельности, с другой стороны  объединению внутри системы тех  ее звеньев, задачи которых  близки по своему содержанию, либо их деятельность имеет  общий объект воздействия.

2.К субъектам административного  надзора следует отнести все  подразделения органов внутренних  дел, включая участкового полиции  и вневедомственную охрану.

.Взаимодействие всех  субъектов административного надзора  очень важно, так как, если  оно организовано правильно, то  позволяет добиться положительных  результатов в деятельности всех  субъектов административного надзора.

4.Значительную часть компетенции  субъектов административного надзора  в области внутренних дел составляют  собственно надзорные полномочия, что соответствуют характеру  и назначению их деятельности. Следовательно, соотносимость всех  полномочий административно-надзорных  органов внутренних дел полиции  следует рассматривать с позиции  административного надзора - всегда  выступать как деятельность по  принуждению к определенному  правом поведению. По содержанию  рассматриваемые полномочия целесообразно  разделить на две группы: разрешительные  полномочия; собственно надзорные  полномочия.

.В процесс реализации  компетенции органов надзора  в системе государственного управления  и, в частности, управление  в сфере охраны общественного  порядка заключается в практическом  применении тех конкретных форм, которые отвечают содержанию  и целям административного надзора.  В соответствии с этим формы  административного надзора полиции  в сфере охраны общественного  порядка различны по своему  целевому назначению. Особого внимания  заслуживают те, которые непосредственно  связаны с компетенцией административного  надзора полиции, исходя из  существа конкретных его полномочий.

В этом случае формы могут  быть представлены как обеспечивающие: деятельность в связи с регулированием соответствующих общественных отношений; собственно надзорную деятельность; применение административно-правовых санкций.

.Методы административного  надзора полиции в сфере охраны  общественного порядка не являются  главным показателем содержания  той или иной деятельности, они лишь дополняют общую характеристику этой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из важнейших условий  строительства правового государства  в Российской Федерации является совершенствование управления во всех сферах деятельности государства. В  связи с этим повышается и роль науки административного права, которая уделяет повышенное внимание государственному управлению и улучшению  его эффективности.

В данной работе была сделана  попытка организационно-правового  рассмотрения административного надзора  деятельности полиции (милиции) в сфере  охраны общественного порядка и  обеспечения общественной безопасности, связанного с обеспечением законности в государственном управлении вообще и в управлении в системе полиции, в частности.

Исследование организационно-правовых вопросов административного надзора  осуществлено по двум направлениям:

Первое это теоретический  аспект, включающий в себя:

-обоснование теоретических  положений административного надзора  полиции в сфере охраны общественного  порядка и обеспечения общественной  безопасности как одного из  способов обеспечения законности  в государственном управлении;

-определение места, которое  занимает административный надзор  в структуре функций полиции.

Второе же - связано с  практической реализацией организационно-правовых вопросов административного надзора  в рамках правоохранительной деятельности полиции. Здесь исследовались правовое положение субъектов надзора  в системе полиции, надзорные  полномочия всех субъектов надзора, обладающие такими полномочиями, а  также исследования форм и методов  административного надзора полиции  в сфере охраны общественного  порядка и обеспечения общественной безопасности.

Проанализировав и изучив нормативную базу, учебную и научную  литературу по выбранной теме и принимая во внимание различные мнения ученых-административистов в отношении административного  надзора, можно сформулировать следующие  выводы о проделанной работе.

1.Разработанные теоретические  положения административного надзора  полиции в сфере охраны общественного  порядка и обеспечения общественной  безопасности позволяют со всей  очевидностью говорить о надзоре  как об одном из способов  обеспечения законности в государственном  управлении;

2.Также важно отметить  изучение групп вопросов, связанных  с взаимодействием административного  надзора с другими способами  обеспечения законности и другими  системами правоохраны. Проведенное  исследование позволяет четко  разграничить между собой, государственный  контроль и административный  надзор, прокурорский надзор и  административный надзор. Кроме  того, сформулированы предложения  по совершенствованию надзора  в сфере охраны общественного  порядка и обеспечения общественной  безопасности. Дана классификация  оптимальных форм и методов  надзорной деятельности. Полномочия, обеспечивающие в совокупности  реализацию функции административного  надзора в области внутренних  дел, по существу отражают главную  особенность этой деятельности, заключающуюся в активном воздействии  на систему не подчиненных  субъектов соответствующих общественных  отношений;

.Административно-надзорная  деятельность по своей целевой  направленности является правоохранительной  деятельностью защищающей права  граждан, интересы общества и  государства от преступных и  иных противоправных посягательств.  Вопросы, связанные с обеспечением  соответствующих органов рациональным  набором надзорных полномочий, природа  которых связана с реализацией  властных полномочий для достижения  юридически значимых результатов  в государственном управлении  нуждаются в научном осмыслении  и практическом разрешении;

4.Большое значение в  исследовании данной работы уделяется  субъектам, осуществляющим административный  надзор, сформулированы предложения  направленные на совершенствование  системы субъектов исследуемой  деятельности, исследованы надзорные  полномочия у полицейских субъектов  надзора и даны предложения  по их оптимизации;

5.Важнейшее условие эффективности  деятельности субъектов административного  надзора является его полное  самостоятельное распоряжение всеми  силами и средствами, которые  необходимы субъектам надзора  для осуществления своей деятельности. Основным условиям эффективности  надзорной деятельности относится  высокая квалификация, профессионализм  непосредственных исполнителей, осуществляющих  административный надзор;

Информация о работе Административный надзор