Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:33, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в социально-политической и экономической жизни страны произошли большие изменения. Принят ряд законов и других нормативно-правовых актов, изменивших компетенцию органов государственной власти, отношения собственности, содержание прав и обязанностей, непосредственно связанных со сферой охраны общественного порядка и безопасности. Положения Конституции Российской Федерации принципиально по-новому определяют место и роль личности в обществе, ставят в разряд государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод граждан как высшей ценности.
Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора - общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия ввиду наличия правовых и организационных проблем. Тем самым, оправданно, что административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
1.1.Юридическая природа и содержание административного надзора
.2.Назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка
.3.Административный надзор как функция полиции (милиции)
.4.Правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)
2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности полиции (милиции) и основы организации их деятельности
.2.Надзорные полномочия служб полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
.3.Формы и методы административного надзора полиции (милиции) в сфере охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом админ надзор в сфере общественного порядка.docx

— 94.58 Кб (Скачать)

Для того чтобы закончить  характеристику субъектов административного  надзора, необходимо рассмотреть такое  подразделение как вневедомственная охрана при отделе внутренних дел  или подразделение охраны объектов по договорам.

В систему вневедомственной охраны (подразделения охраны объектов по договорам) входит:

-главное управление вневедомственной  охраны МВД РФ;

-управление (отделы) вневедомственной  охраны при МВД республик в  составе РФ, управление (главное  управление) внутренних дел краев,  областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга  и Лениниградской области, автономных  областей и округов);

-отделы (отделения) вневедомственной  охраны при ОВД районов, городов.

Основными задачами вневедомственной охраны являются:

-охрана имущества собственников  на основе договоров;

-участие в разработке  и реализации государственных  мер по упорядочению и совершенствованию  охраны материальных ценностей;

-проведение на территории  Российской Федерации единой  технической политики в области  создания средств охранной сигнализации  их промышленного освоения, контроля  за качеством, тактики их применения, внедрение и эксплуатационного  обслуживания.

Исходя из тех задач, которые  возложены на вневедомственную охрану при отделе внутренних дел, она осуществляет ряд функций:

-непосредственная охрана  имущества предприятий, учреждений, организаций (не зависимо от  форм собственности);

-непосредственная охрана  личного имущества граждан;

-внедрение в охрану  современных технических средств;

-инспектирование ведомственной  охраны;

-обеспечение общественного  порядка в зонах расположения  охраняемых объектов.

В отношении последней  функции хотелось бы остановиться поподробнее. Эту функцию осуществляют в основном полицейские подразделения вневедомственной охраны. Служебным нарядам вневедомственной охраны меняется обязанность предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений в районе постов и маршрутов патрулирования. И хотя эта функция является как бы «дополнительной», но в тоже время работники этой службы вносит огромный вклад в сфере охраны общественного порядка.

Организация патрульно-постовой службы подразделений полиции охраны по единой дислокации с другими силами полиции значительно увеличивает  плотность полицейских нарядов  и значительно расширяет возможность  органа внутренних дел в борьбе с  преступностью и охране общественного  порядка.

Для более полного исследования субъектов административного надзора  полиции необходимо рассмотреть  организацию взаимодействия субъектов  административного надзора между  собой. Взаимодействие субъектов административного  надзора очень важно, так как, если оно организовано правильно, то позволяет добиться положительных  результатов в деятельности всех субъектов административного надзора.

Взаимодействие может  быть организовано по единой дислокации, то есть по плану комплексного использования  сил и средств полиции. По этому  плану работают не все субъекты административного  надзора, а лишь патрульно-постовая служба полиции, служба обеспечения  общественного порядка, государственная  инспекция безопасного дорожного  движения, вневедомственная охрана и  дежурная часть органа внутренних дел, которая осуществляет контроль за работой  этих субъектов во время дежурных суток.

Также взаимодействие может  осуществляться:

-путем обмена информации;

-совместного планирования  и осуществления совместных мероприятий.

Здесь организацию взаимодействия лежит на начальнике органа внутренних дел и его заместителя начальника полиции общественной безопасности, при этом инициативу во взаимодействии должны проявлять и начальники отраслевых подразделений.

Взаимодействие может  быть как двухстороннее (так, например, подразделение лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной  и охранной деятельностью и участковыми  инспекторами полиции), так и многосторонние (например, государственная инспекция  безопасности дорожного движения, служба обеспечения общественного порядка, участковые инспектора полиции и  другие).

Главная задача взаимодействия, скоординировать усилия всех субъектов  административного надзора для  осуществления более качественного  и надежного надзора за деятельностью  поднадзорных объектов. При этом не должно быть перекладывание своих обязанностей от одного субъекта другому и здесь  большую роль играет начальник органа внутренних дел.

Исходя из выше изложенного  следует, что с целью надлежащего  осуществления взаимодействия между  субъектами административного надзора  необходимо издать ведомственный акт  Министерства внутренних дел РФ, который  бы назывался «Инструкция об организации  взаимодействия служб полиции общественной безопасности по осуществлению административного  надзора в сфере охраны общественного  порядка и обеспечения общественной безопасности». В этой инструкции необходимо предусмотреть общие вопросы  взаимодействия, какие конкретно  субъекты взаимодействуют между  собой, по каким вопросам и прочие. Кроме того, наличие этой инструкции не позволит перекладывать свои обязанности  на другие субъекты, а также позволит поднять организацию взаимодействия на более высокий уровень. Такова общая характеристика субъектов  административного надзора, составляющих особую группу служб в системе  Российской полиции.

 

2.2.Надзорные полномочия  служб полиции (милиции) в сфере  охраны общественного порядка

 

Значительную часть компетенции  субъектов административного надзора  в области внутренних дел составляют собственно надзорные полномочия, что  соответствуют характеру и назначению их деятельности.

В силу своего положения  в механизме государственного управления, характера выполняемых задач, органы административного надзора осуществляют не столько регулирование общественных отношений в соответствующих  сферах, сколько непосредственный надзор за соблюдением всеми должностными лицами и гражданами установленных  правил, нормативов и стандартов, направленных на охрану поднадзорных объектов от неправомерных  посягательств и обеспечение  эффективности их функционирования.

Для рассматриваемых субъектов  данная группа полномочий по существу является основной в достижении целей  системы административного надзора  в области внутренних дел. Это  не означает, что, например, правотворчество  субъектов административного надзора  не влияет на достижение целей данной деятельности и управления в целом.

Соотносимость всех полномочий административно-надзорных органов  следует рассматривать с той  позиции, что административный надзор всегда выступает как деятельность по принуждению к определенному  правом поведению.

По содержанию рассматриваемые  полномочия целесообразно разделить  на две группы:

)разрешительные полномочия;

2)собственно надзорные  полномочия.

Полномочия разрешительного  характера, реализуемые в процессе надзора и имеющие юридическое  значение для поднадзорных объектов, являются необходимым элементом  компетенции субъектов надзора. В практике государственного инспектирования  они проявляют себя как одно из основных средств разрешения конкретных задач управления. Эти полномочия, прежде всего, направлены на охрану общественных отношений в сферах надзора. Основная их особенность состоит в том, что реализация этих полномочий субъектами надзора осуществляется по результатам  наблюдения за соответствием состояния  поднадзорных объектов установленным  требованиям.

Разрешительные полномочия органа надзора реализуются на этапе  подготовительных работ и предваряют использование источника повышенной опасности в социальной среде. Так, например, выдача разрешений на приобретение и хранение охотничьего оружия (огнестрельного и холодного) не только по функциональному  праву (достижение гражданином установленного возраста и принадлежность к охотничьему  обществу), но и при положительной  характеристике заявителя, учете всех прочих, требуемых законом условий. Реализуются подобные полномочия органами надзора в актах определенной формы: разрешение; заключение; визирование; регистрация и так далее.

По своей природе эти  акты являются правоприменительными, они не порождают и не изменяют правовых норм. Однако ярко выраженный властный характер таких актов опирается  на юридическую силу соответствующих  правовых норм. В акте применения права  проявляется юридическая сила нормативного акта по отношению к конкретному  случаю.

Подобные акты выступают  как средство применения норм в процессе выполнения субъектами надзора своих  задач, а, следовательно, и как одна из важных форм реализации их компетенции.

Рассматриваемые полномочия разрешительного характера присущи  компетенции практически всех субъектов  административного надзора в  области внутренних дел. Однако их объем  для каждого субъекта неодинаков. И все же в такого рода полномочиях  можно говорить как о постоянно  присутствующем элементе их компетенции.

Большим объемом разрешительных полномочий наделена Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения. Это дает ей возможность  осуществлять надзор за соответствием  состояния объектов установленным  требованиям еще до включения  их в процесс дорожного движения.

На Государственную инспекцию  безопасности дорожного движения возложено  осуществление регистрации учебных  учреждений по подготовке водителей  автомототранспортных средств. Соблюдение учреждением установленных требований, предъявляемых к подготовке водителей, служит основанием его регистрации. Акт регистрации дает право функционирования учреждений такого рода.

Кроме того, Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения осуществляет прием экзаменов  по правилам дорожного движения и  практическим навыкам вождения транспортных средств у лиц, претендующих на право  управления автотранспортом, а также  водительское удостоверение.

Реализуя указанные полномочия, Государственная инспекция безопасности дорожного опосредовано влияет на будущее  состояние дорожного движения, поскольку  от уровня профессиональной подготовки водительского состава в значительной мере зависит одно из основных качеств (условий) дорожного движения - его  безопасность.

Одной из форм надзорной  деятельности Государственной инспекции  безопасности дорожного является ее участие в работе комиссий по приемке  в эксплуатацию автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных  переездов, линий городского электрического транспорта, а также участие в  инспекциях и приемке образцов новой  автомототранспортной техники. В процессе реализации соответствующих полномочий работники Государственной инспекции  безопасности дорожного дают по ним  заключения, являющиеся актами надзора, порождающими право эксплуатации транспортных средств, иных объектов и сооружений.

К данной группе актов относятся  также заключения Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения по проблемам на строительство  и реконструкцию автомобильных  дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных  переездов, линий городского электрического транспорта, а также по проектам автомототранспортных средств, троллейбусов и трамваев в пределах вопросов, относящихся к соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного  движения. В этих актах Государственная  инспекция безопасности дорожного  движения либо согласовывает проекты, либо дает по ним конкретные замечания  и предложения по вопросам безопасности движения.

Именно так обеспечивается надзор еще на стадии проектирования. Сюда же следует отнести и полномочия по согласованию маршрутов следования общественного транспорта, автотранспортных средств с особо ценными, опасными, тяжеловесными и негабаритными  грузами.

В соответствующем акте отражаются все необходимые условия перевозки, предусмотренные Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. Его издание дает право на участие  транспортной организации в дорожном движении.

К группе разрешительных полномочий Государственной инспекции безопасности дорожного движения относится, так  например, при обнаружении несоответствия состояния транспортного средства требованиями Правил дорожного движения, его эксплуатация запрещается до устранения неисправности и представления на повторный осмотр.

Разрешительные полномочия Государственная инспекция безопасности дорожного движения реализуются  на более раннем этапе надзора, предваряющим наблюдение за состоянием поднадзорного  объекта.

Несколько иная роль рассматриваемым  полномочиям отводится разрешительной системе. Об этом говорит и ее наименование, употребляемое законодательством. В деятельности соответствующей службы полиции, осуществляющей административный надзор в данной сфере, разрешительные полномочия представляют в виде основной части ее компетенции, либо вся текущая работа субъектов надзора, связана с выдачей разрешений на приобретение, хранение, использование и эксплуатацию объектов, отнесенных в установленном порядке к данной системе.

Разрешение такого рода по существу есть акты органов надзора, которые не только порождают административно-правовые отношения, связанные с дальнейшим функционирование конкретных объектов разрешительной системы, но и являются основанием юридической ответственности  во всех ее видах для должностных  лиц и граждан, которым разрешено  их эксплуатировать в пределах установленного правового режима.

Информация о работе Административный надзор