Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:01, дипломная работа
Для того чтобы все задачи, поставленные перед организацией, были достигнуты, недостаточно только набора квалифицированных кадров. Необходимо так организовать труд, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач, независимо от своих личных проблем.
Существует стойкое заблуждение, что только высокая оплата побуждает человека трудиться лучше, а потому проблемы дисциплины на предприятии в условиях рыночной экономики не существует.
Введение
1. Общая характеристика предприятия
1.1. История создания, цели и задачи предприятия
1.2. Основные виды деятельности
1.3. Организационная структура управления предприятием
1.4. Характеристика персонала предприятия
1.5. Экономические показатели деятельности
2. Теоретические основы стимулирования трудовой деятельности
персонала
2.1. Сущность, роль и принципы стимулирования трудовой активности персонала предприятия
2.2. Формы и системы оплаты труда
2.3. Обзор систем и форм оплаты труда и стимулирования в
зарубежной практике
3. Анализ состояния и пути совершенствования стимулирования труда на предприятии
3.1. Моральное стимулирование персонала
3.2. Материальное стимулирование трудовой активности
3.3. Пути совершенствования стимулирования труда на предприятии
3.4. Оценка экономической целесообразности мероприятий
Заключение
Список литературы
Введение
Таким образом, экономический эффект (в виде прибыли) в размере 692,304 тыс. руб. может покрыть предлагаемые к реализации затраты на материальное и неденежное стимулирование труда персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21» в размере 148,76 тыс. руб.
Заключение
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.
Создание предприятия всегда связано с людьми, которые работают на нем. Правильные принципы организации труда, оптимальные системы и процедуры играют, конечно же, важную роль, но успех предприятия зависит от конкретных людей, из знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать производственные и организационные проблемы.
Объектом работы выступил супермаркет «Орджоникидзе, 21».
Основным видом деятельности супермаркета «Орджоникидзе, 21» является розничная торговая и торгово-посредническая деятельность по реализации продуктов питания и товаров народного потребления.
В супермаркете «Орджоникидзе, 21» внедрена иерархическая линейно-функциональная структура управления.
В 2007 г., по сравнению с предыдущим годом, существенно вырос товарооборот, что вынудило администрацию магазина в ряде отделов разделить функции собственно продавца и продавца-кассира, поскольку интенсификация торговой деятельности магазина не давала возможности справляться прежнему количеству работников с возросшей нагрузкой.
Как следствие, произошел рост численности персонала с 25 до 36 человек за счет увеличения численности торговых работников - продавцов и продавцов-кассиров.
Кроме того, возросший поток покупателей и необходимость обеспечения безопасности и порядка в торговом зале заставил руководство магазина ввести должность администратора торгового зала, функции которого ранее выполнял старший продавец, что привело к увеличению управленческого аппарата на одну штатную единицу.
Рассматриваемое в работе предприятие в настоящее время испытывает трудности, характерные для многих российских торговых предприятий -высокая конкуренция на рынке, значительное движение персонала и пр. В связи с этим, стимулирование труда рабочих невозможно за счет только материального вознаграждения. Необходимо искать новые, передовые методы мотивации труда, использовать передовой опыт лучших российских и зарубежных предприятия в области стимулирования труда на предприятиях, занимающихся розничной торговлей.
В целом, экономическое положение предприятия достаточно уверенное и стабильное по многим показателям. Основным стимулом работы для сотрудников предприятия является заработная плата и премирование.
Для поддержания уровня квалификации работников, диктуемого производственной необходимостью, проводится ежегодная аттестация кадров. По результатам аттестации разрабатывается план организации повышения квалификации и переподготовки персонала, а затем совершаются кадровые перестановки.
В магазине ежегодно заключается коллективный договор, в котором отражаются повышение эффективности труда и направление использования прибыли, принципы трудового коллектива и обеспечение занятости,
организации труда и заработной платы, социально-экономические гарантии, условия работы, охрана и безопасность труда, организация социально-медицинского лечения и отдыха работников. В частности, предоставляются трудовые и социальные льготы.
Удовлетворенность персонала повышается также за счет создания здоровой рабочей атмосферы в коллективе, организации технически оснащенных рабочих мест, участия в управлении изменениями в деятельности предприятия.
Для стимулирования персонала им предоставляются следующие льготы:
- добровольное медицинское страхование работников;
- частичная оплата путевок в санатории;
- путевки детям работников в летние лагеря;
- ссуды;
- бесплатное питание;
- проводятся лекции;
- компьютерные курсы;
- психологические тренинги с продавцами.
За 2006-2007 гг. отмечается рост затрат супермаркета «Орджоникидзе, 21», направляемых на неденежное стимулирование трудовой активности персонала на 109,9 тыс. руб. В связи с ростом численности персонала затраты по всем статьям имеют тенденцию к росту.
По сравнению с 2006 г. в 2007 г. магазин хоть и задействовал в программах по неденежному стимулированию трудовой активности на 7,3 чел. больше, все же выплаты по данным статьям в среднем на 1 сотрудника были сокращены на 0,449 тыс. руб.
Если производить анализ структуры материальных выплат в зависимости от характера выплат, то можно выявить некоторое сокращение доли выплат постоянного характера и увеличения на 14,1 % выплат переменной части фонда оплаты труда.
При этом постоянная часть ФОТ была увеличена на 420,02 тыс. руб. или на 132,2 %, а переменной части – на 532,54 тыс. руб. или на 177,5 %.
В 2007 г. существенно выросла надтарифная часть оплаты труда работников магазина, что увеличило ее долю в оплате труда до 32,3%. Это означает, что стимулирование сотрудников руководство магазина предпочитает вести не за счет прямых материальных стимулов, а за счет материального стимулирования с использованием иных методов, связанных с качеством работы и обозначенных ранее стимулов.
Средняя заработная плата за 2006 г. составила 5316 руб., за 2007 г. - 5897 руб. Это обусловлено ростом фонда оплаты труда за 2006-2007 гг. на 952,56 тыс. руб.
супермаркет «Орджоникидзе, 21» обеспечивает персонал достаточно высокую заработную плату, в целом она соответствует сложившейся на рынке г. Ижевска.
По сравнению с 2006 г. в 2007 г. супермаркет «Орджоникидзе, 21» обеспечил увеличение фонда материального и неденежного стимулирования сотрудников на 1062,46 тыс. руб. в основном за счет выплат материального характера.
В среднем на сотрудника супермаркета «Орджоникидзе, 21» в 2007 г. было затрачено на 17,306 тыс. руб. больше, по сравнению с 2006 г. Это оказало влияние и на росте затрат на неденежное и материальное стимулирование одного сотрудника в целом на 1442 руб. в месяц при росте среднесписочной численности персонала на 7 чел.
И все же существует необходимость выработки рекомендаций по повышению эффективности механизма, стимулирующего трудовую активность работников.
Основные расчетные мероприятия по совершенствованию стимулирования и мотивации персонала магазина, выработанные в работе, связаны с:
- решением проблем по формированию маркетинговой стратегии;
- пересмотром системы оплаты труда продавцов на предмет зависимости их дохода от достижения поставленных целей по продажам, что можно увязать с формированием маркетинговой группы;
- разработкой и реализацией пакета положений по целевому стимулированию инициатив в хозяйственной деятельности магазина;
- формированием резерва кадров и целенаправленная подготовка перспективных сотрудников для занятия должностей специалистов пенсионного и предпенсионного возраста.
Предлагается для создания фондов по дополнительному материальному и моральному стимулированию персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21» выделять средства из чистой прибыли в максимальном размере 20 %.
На 2008 г. магазину для создания фонда по предлагаемому дополнительному материальному и моральному стимулированию персонала потребуется 148,76 тыс. руб., что составит лишь 14,55 % от чистой прибыли предприятия, что укладывается в предлагаемые 20 % создаваемого фонда.
Эти и другие меры по повышению качества системы стимулирования и мотивации труда персоналом могут стать основными в поддержке предприятия, а экономический эффект от мероприятий по повышению эффективности использования персонала вместе с реорганизацией торгового зала может составить до 693 тыс. руб., что окупит предлагаемые к реализации направления по совершенствованию системы материального и неденежного стимулирования трудовой активности персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21» в размере 149 тыс. руб.
Список литературы
1. Правила торговли. Постановление Правительства РФ от 19.01.98. - № 55.
2. Базаров Т.Ю. Программа стимулирования труда//Служба кадров. – 2006. – №6. – С. 19-21.
3. Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда//Социальная защита. – 2007. – №8. – С. 43-45.
4. Бел Озерова С. Минимум для выживания//Социальная защита. – 2003. –№7. – С. 20-24.
5. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособ. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 283 с.
6. Елин А. Мотивация в системе управления//Служба кадров. – 2006. – №11. – С. 9-11.
7. Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 440 с.
8. Кузьменков И. Профессионал - предсказуемый, адекватный человек// Советник. –2006. – №1. – С.21-23.
9. Менеджмент: Учеб. пособ./Под ред. Г.Б.Казначевской. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 352 с.
10. Мотивация трудовой деятельности: Материальное стимулирование// Экономика и учет труда. – 2007. – №3. – С. 3-13.
11. Мотивация трудовой деятельности временным фактором: (По материалам Западно-Сибирского филиала НИИ труда)//Экономика и учет труда. – 2002. – №1. – С. 3-9.
12. Организация производства и управление предприятием: Учебник/Под ред. О.Г.Туровца. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528 с.
13. Орлов А. Главный секрет стимулирования//Бизнес Академия. – 2007. –№6. – С. 50-54.
14. Посадсков Е. Стимулирующие системы: Опыт и современная практика// Человек и труд. – 2006. – №4. – С. 76-80.
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- М., 2007.- 336 с.
16. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г.Лапусты.- М., 2005.- 784 с.
17. Станкин М.И. Алгоритмы стимуляции наказанием // Трудовое право.- 2007.- № 1.- С. 142-148.
18. Травин В. Прибавка к жалованию в различных аспектах//Бизнес Академия. – 2007.- №12. – С. 43-45.
19. Финансовый менеджмент / ред. Краева Т. А. М.: ЮНИТИ, 2006.
20. Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой Е. С. 5-е изд., перераб. И доп. М.: Изд-во «Перспектива», 2006.
21. Фокин Ю., Клынина Е. Внутрифирменный механизм финансово-экономических отношений и мотивация эффективного труда // Экономист.- 2006.- №10.- С. 37-44.
22. Цветкова Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия // Экономист.- 2004.- №4.- С. 51-56.
23. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА- М, 2006.
24. Шишкин А. К., Вартанян С.С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. –М.: Инфра –М, 2006.
25. Шмельков К.С. Основные приоритеты мотивации трудовой деятельности в современных условиях//Уровень жизни населения регионов России. – 2006. – №1. – С. 50-55.
26. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи. М.: Финансы и статистика, 2006.
27. Экономический анализ /Под ред. Краюхина Г. А. – М.: Экономист, 2006.
28. Экономика труда, учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007. - 400с.
29. Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. д.э.н., проф., А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2006.- 584с.
30. Яковлев Р.А. Материальное стимулирование работников // Справочник кадровика.- 2007.- №1.- С. 69-73.
109
Информация о работе Совершенствование стимулирования труда на предприятии торговли