Совершенствование стимулирования труда на предприятии торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:01, дипломная работа

Краткое описание

Для того чтобы все задачи, поставленные перед организацией, были достигнуты, недостаточно только набора квалифицированных кадров. Необходимо так организовать труд, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач, независимо от своих личных проблем.
Существует стойкое заблуждение, что только высокая оплата побуждает человека трудиться лучше, а потому проблемы дисциплины на предприятии в условиях рыночной экономики не существует.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика предприятия
1.1. История создания, цели и задачи предприятия
1.2. Основные виды деятельности
1.3. Организационная структура управления предприятием
1.4. Характеристика персонала предприятия
1.5. Экономические показатели деятельности
2. Теоретические основы стимулирования трудовой деятельности
персонала
2.1. Сущность, роль и принципы стимулирования трудовой активности персонала предприятия
2.2. Формы и системы оплаты труда
2.3. Обзор систем и форм оплаты труда и стимулирования в
зарубежной практике
3. Анализ состояния и пути совершенствования стимулирования труда на предприятии
3.1. Моральное стимулирование персонала
3.2. Материальное стимулирование трудовой активности
3.3. Пути совершенствования стимулирования труда на предприятии
3.4. Оценка экономической целесообразности мероприятий
Заключение
Список литературы

Введение

Файлы: 1 файл

Совершенствование стимулирования труда на предприятии торговли (продукты).doc

— 771.00 Кб (Скачать)

При перевозке, хранении и продаже товаров образуются нормируемые товарные потери, которые учитываются на статье «Потери товаров при перевозке, хранении и реализации». К ним относятся: естественная убыль товаров, потери от боя продовольственных товаров в стеклянной посуде. К нормируемым также относятся потери товаров в магазинах самообслуживания в пределах дополнительных норм. Для проведения анализа нормируемых  товарных потерь проверяют своевременность и правильность применения установленных средних норм естественной убыли товаров в отдельных магазинах, отделах и секциях. Эти нормы являются предельными и применяются в случае выявленных при приемке или инвентаризации недостач товаров. В ходе анализа фактические товарные потери сравнивают с потерями прошлых лет, определяют отклонения и выявляют их причины.

На размер естественной убыли товаров оказывают влияние следующие факторы:

-объем и структура розничного товарооборота;

-состояние товарных запасов и время обращения товаров;

-состояние материально-технической базы торговли и улучшение условий хранения товаров;

-улучшение процесса транспортировки товаров.

В отчетном периоде потери магазина при перевозке, хранении и реализации составили 1625,40 тыс. руб., снизившись по сравнению с предыдущим годом на 16,88%. На мой взгляд, главной причиной этого является ускорение товарооборачиваемости, имеющее место в 2007 г., и как следствие снижение доли залежалых и неходовых товаров.

В статью «Прочие расходы» входят затраты на охрану труда и технику безопасности, расходы на ведение кассового хозяйства (приобретение кассовых чеков, рулонных марок, красящей ленты и краски для печатающего механизма контрольно-кассовых машин), расходы на инкассацию торговой выручки, канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные расходы, расходы по страхованию имущества и т. д.

Можно выделить следующие направления деятельности по дальнейшему снижению издержек обращения:

-снижение транспортных расходов путем  заключения договоров с поставщиками, предусматривающих доставку товаров за счет поставщика, а также путем оптимизации маршрутов грузоперевозок и оптимизации периодов завоза товаров;

-снижение потерь товаров при перевозке, хранении и реализации путем повышения товарооборачиваемости, улучшения условий хранения и снижения размеров запасов.


2. Теоретические основы стимулирования трудовой деятельности

персонала

 

2.1. Сущность, роль и принципы стимулирования трудовой активности

персонала предприятия

 

По определению стимулирование - определенное воздействие на личность, создание внешней ситуации, побуждающей его действовать определенным заданным образом. Следовательно, стимулы - это воздействие внешних факторов, в отличие от мотивов, понимаемых как внутренние и внешние значимые для конкретной личности факторы.

Несколько иное определение гласит, что целенаправленное применение по отношению к человеку стиму­лов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добро­совестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов назы­вается стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия в за­висимости от того, как он выполняет порученную работу.

Воздействие стимулов на текущее поведение людей рассматри­вает теория подкрепления, предлагающая такие способы воздейст­вия на людей, как положительное и отрицательное подкрепление, гашение и наказание.

Суть положительного подкрепления состоит в том, что поощря­ются действия, имеющие позитивную направленность. Кроме того, оно направлено на привлечение персонала в организацию, сохране­ние состава сотрудников, управление издержками на оплату труда. При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий с негативной направленностью, например, прогулов.

Между положительным и отрицательным подкреплением суще­ствует определенная асимметрия. Отрицательное может вызвать не только желательные, но и непредсказуемые и негативные реакции, положительное — только желательные.

Гашение, т.е. отсутствие подкрепления отрицательных или поло­жительных действий, происходит путем их игнорирования, и тогда они сами по себе затухают.

Наконец, наказанием является прямое воздействие с целью из­менения поведения, направленное на пресечение негативных дейст­вий, недопущение их в будущем и достижение положительных ре­зультатов. Оно может иметь вид материального взыскания (штрафы, санкции), снижения социального статуса в коллективе, психологи­ческой изоляции работника, создания атмосферы нетерпимости, по­нижения в должности и т.п.

Наказывается конкретный поступок, и мера наказания должна учитывать специфику совершаемого действия и характер человека. Наказание должно быть своевременным и немедленно приводиться в исполнение, но нельзя наказывать находясь в состоянии возбужде­ния. Кроме того, за поступок одного человека нельзя наказывать весь коллектив. Все эти методы должны использоваться в комбина­ции и взаимосвязи.

В зависимости от того, что именно необходимо стимулировать (саму деятельность или ее результат), подкрепление или наказание могут быть текущими или итоговыми. Текущее подкрепление предна­значено для стабилизации или корректировки в необходимую сторо­ну продолжающейся деятельности, поэтому при отсутствии ее пре­кращается.

Практика подкрепления учитывает следующие моменты:

— чем чаще вознаграждение, тем чаще повторение действия;

— если в прошлом в определенной ситуации имело место возна­граждение, люди пытаются повторить ситуацию;

— если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать боль­шие усилий;

— когда потребности удовлетворены, активность падает.

Величина подкрепления должна быть минимальной, чтобы по­стоянно поддерживать заинтересованность в продолжении нужной деятельности и при этом не истощать ресурсы организации. Важна не столько она сама, сколько форма, способ, режим подкрепления. Так, оно может быть непрерывным, фиксированным (регулярным), эпизодическим (неожиданным), вариабельным (комбинация того и другого).

Непрерывное подкрепление предполагает, что оно следует за каж­дым действием. При постоянном применении это обеспечивает вы­сокую результативность, но приводит к раннему насыщению потреб­ностей и гашению поведения или его быстрому изменению, когда стимулы прекращаются.

Перемежающееся подкрепление состоит в том, что стимул следует не за всеми результатами, а через строго определенное их число. Оно дает хороший стабильный эффект в условиях часто и регулярно повторяющихся действий. При переменном подкреплении стимули­рование происходит через разное число результатов. Оно способно привести к сильной постоянной реакции и устойчиво к гашению.

Подкрепление с фиксированным интервалом означает, что сти­мулирование происходит за первым результатом по истечении опре­деленного времени. Оно приводит к устойчивей реакции: медленной и слабой — после стимулирующего воздействия, быстрой и силь­ной — непосредственно перед ним.

Подкрепление с переменным интервалом предполагает, что сти­мулирующее действие следует за первым результатом по истечении случайного отрезка времени. За ним следует сильная, постоянная, устойчивая к гашению реакция. Иногда целесообразным бывает даже подкрепление «авансом», обязывающее человека работать лучше.

Эффективное подкрепление всегда должно быть своевременным и конкретным, чтобы человек знал, с чем оно связано и как ему быть дальше.

Итоговое вознаграждение (или наказание) связывается с достиг­нутым результатом, поэтому оно должно отражать истинный вклад сотрудника, быть справедливым, создавать у него стремление в бу­дущем работать еще лучше.

Как уже отмечалось, к неэкономическим способам мотивации относятся организационные и морально-психологические.

Организационные включают в себя, прежде всего, привлечение работников к участию в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера. Важную роль играет мотивация перспективой приобрести новые знания и навыки, что делает работ­ников более независимыми, самостоятельными, придает им уверен­ность в завтрашнем дне. Мотивация обогащением содержания труда заключается в предоставлении людям более содержательной, важ­ной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их личным интересам и склонностям, с широкими перспективами долж­ностного и профессионального роста, дающей возможность про­явить свои творческие способности, осуществлять контроль над ре­сурсами и условиями собственного труда, когда каждый по возмож­ности должен быть сам себе шефом.

Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы.

Создание условий, при которых люди испытывали бы профес­сиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты; ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность для кого-то.

Для того чтобы работа приносила удовлетворение, задание долж­но содержать известную долю риска и возможность добиться успеха.

Присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте, показать свои способности, выразить себя в труде в его результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно получить имя своего создателя. Например, отличившиеся работники получают право подписывать документы, в разработке которых они принимали учас­тие, что дает им возможность ощутить свою значимость.

Признание, которое может быть личным и публичным. Суть личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству органи­зации представляются ему, их персонально поздравляет админи­страция по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране широкого распространения оно еще не получило. Публичное призна­ние знакомо нам намного лучше.

В соответствии с ТК РФ образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная и безупречная работа, нова­торство в труде и другие достижения вознаграждаются объявлением благодарности, ценным подарком, почетной грамотой, занесением в Книгу почета и на Доску почета. Правилами внутреннего распоряд­ка могут быть предусмотрены и другие поощрения, например почет­ные звания своей организации.

За особые трудовые заслуги работников представляют к поощре­нию награждению орденами и медалями, почетными грамотами, нагрудными знаками, присвоению почетных званий и званий лучших по данной профессии.

Поощрение призвано стимулировать не только данного субъек­та, но и других а для этого оно должно восприниматься коллективом как справедливое. При этом допускается соединение нескольких мер поощрения, например материального и морального стимулирова­ния. В течение срока действия дисциплинарного взыскания в соот­ветствии с положениями ТК РФ меры поощрения к работнику не применяются, но своеобразной его формой является досрочное сня­тие взыскания.

Работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои тру­довые обязанности, предоставляются в первую очередь преимуще­ства и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания, при продвижении, т.е. перевод на более квалифицированную работу или на высшую должность (при наличии вакансий, необходимой подготовки, деловых и личных качеств).

Представители высшего звена управления обязательно должны лично участвовать в поощрении сотрудников, регулярно посещать подразделения, хотя бы по телефону контактировать с передовика­ми. Только в этом случае система поощрения будет действенной.

К морально-психологическим методам стимулирования отно­сятся высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд. Поэтому любое задание руково­дителя должно содержать в себе элемент вызова.

Морально стимулирует атмосфера взаимного уважения, дове­рия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неуда­чам; внимательное отношение со стороны руководства и товарищей по работе.

И в заключение необходимо упомянуть еще одну форму мотива­ции, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отража­ет признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).

В то же время этот способ мотивации является внутренне огра­ниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

Нужно иметь в виду, что перечисленные организационные и морально-психологические факторы мотивируют неодинаково в за­висимости от времени пребывания в должности, и после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому удовлетворенность работой падает.

Информация о работе Совершенствование стимулирования труда на предприятии торговли