Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:44, контрольная работа
Целью данной работы является разработка системы стимулирования эффективного и качественного труда и выявлению возможностей для их роста с учетом субъективной потребности на основе внешних стимулов.
Для достижения поставленной цели необходимо определиться с задачами. К рассматриваемым задачам относятся:
- изучение понятий и сущности системы стимулирования эффективного и качественного труда на современном этапе, а так же мировые тенденции развития стимулирования труда;
- рассмотрение и изучение видов и форм стимулирования труда, раскрытие их структуры и содержания;
- разработка системы стимулирования эффективности и качества труда
наемных работников на предпринимательской фирме
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
Стимулирование труда
Введение 3
1. Методология системы
стимулирования эффективности
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления
поведением объектов
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие
и подкрепляющие формы
2.2.2. Индивидуальная
и коллективная формы
2.2.3. Позитивная
и негативная формы
2.2.4. Непосредственная,
текущая и перспективная формы.
2.2.5. Общая и целевая формы 44
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара. Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство, необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно работать. Ведь все тоже самое может быть и у конкурентов. И тогда остается последнее, человеческие ресурсы. Способность человека к рационализации и творчеству может проявиться в оптимизации издержек производства, нестандартного подхода к решению проблем, в кардинальной мере изменить приложение труда и построить новые схемы функционирования предприятия, это
в свою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.
Отсутствие разработанной системы стимулирования качественного и эффективного труда создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно скажется на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе.
Так как наемные рабочие равноудалены от собственности работодателя, то возникает потребность заинтересовать работников через результаты труда, получение ими благ, необходимых для жизни.
Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создание необходимой заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов, проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности, выразится в снижении удельного веса живого труда на единицу продукции и повышения качества выполняемых работ.
Целью данной работы является разработка системы стимулирования эффективного и качественного труда и выявлению возможностей для их роста с учетом субъективной потребности на основе внешних стимулов.
Для достижения поставленной цели необходимо определиться с задачами. К рассматриваемым задачам относятся:
- изучение понятий и сущности системы стимулирования эффективного и качественного труда на современном этапе, а так же мировые тенденции развития стимулирования труда;
- рассмотрение и изучение видов и форм стимулирования труда, раскрытие их структуры и содержания;
- разработка системы стимулирования эффективности и качества труда
наемных работников на предпринимательской фирме.
Система стимулирования, встроенная в общий хозяйственный механизм, дает дополнительную возможность влиять на конкурентность предприятия. Повышение квалификационного уровня работников усложняет содержание и условия их труда, результативность оценивается по все большему числу параметров. Образованность, которая поднимает человека на более высокий уровень видения и понимания работы предприятия. Уменьшается интервал в целях и задачах между работником и фирмой. Повышение качества рабочей силы повышает качество труда, а оно, в свою очередь, выражается в высоком качестве произведенной продукции. Все больше осознается важность созданного товара, что именно от их труда зависит как свое, так и фирмы будущее.
При высоком труде вовлечены минимально необходимые затраты материальной и энергетической составляющих, дающее возможность произвести дополнительную единицу продукции. Наиболее полное использование оборудования приближает его к быстрейшей амортизации, что ведет к перевооружению усовершенствованной техникой.
Проявление творческого потенциала, инициативности у рабочих в
рационализаторских предложениях, предприимчивости у руководителей и специалистов создает предпосылки для нововведений в живом и овеществленном труде. Это на каждом элементе производства создает условия для незамедлительного внедрения и получения эффекта экономии, который выразится в снижении себестоимости, увеличение объемов продаж и увеличении заработной платы.
Объект исследования – система стимулирования наемных работников на предпринимательской фирме. Наемные работники рассматриваются как социальные системы, которые обладают признаками не только простых систем, как целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и окружающей среды, неоднородность и противоречивость. Но находясь в наиболее широком и сложном классе систем вообще, характеризуются и рядом специфических черт. Способность активно взаимодействовать с окружающей
средой, при необходимости изменять свою структуру, к самосохранению и самосовершенствованию, изменять свое поведение под воздействием внутренних и внешних факторов, учитывать прошлый опыт.
Предмет исследования – система стимулирование эффективности и качества труда наемных работников на предпринимательской фирме. Управление поведением социальных систем различного иерархического уровня является одним из методов мотивации. Стимулировать значит опосредованно воздействовать таким образом, чтобы поведение, дела и поступки соответствовали запланированным требованиям фирмы, способствовали развитию самого человека. Создаются условия для постоянного, непрерывного совершенствования применяемым человеком труда во взаимодействии с материальными объектами. Итогом которого является создание продукта с убывающими затратами живого труда в будущем.
При написании работы были использованы научные труды как отечественных,так и зарубежных авторов. Опубликованные отдельными работами в книжных и периодических изданиях. В них были по разному воплощены попытки систематизации стимулирования труда. На основе предложенных и опробованных видов и форм побуждения работников к эффективному и качественному труду, были изысканы оптимальные соотношения использования их на предпринимательской фирме в современных условиях.
Собранный материал был обобщен в общую систему с предварительным структурированием по видам и формам, предложенными авторами. Проведение анализа отдельных частей системы и их взаимосвязи между собой дало разработку конкретных предложений для раскрытия резервов повышения трудовой и социальной активности работников.
1. Методология системы
стимулирования эффективности
1.1. История стимулирования труда
В странах ежегодно происходит рост интеллектуализации труда,
сознательности и активности рабочих, возрастание материальных и духовных
потребностей работников к постепенному нарастанию конфликта между бурно
развивающимися производительными силами и устаревшими производственными
отношениями. Это заставляет теоретиков искать новые способы интенсификации
наемного труда, побуждения работников и максимальное использование
физической, интеллектуальной и творческой возможностей.
Исходным моментом в решении этой задачи стал отход от традиционной,
выдвинутой еще Ф. У. Тейлором, концепции, в основе которой лежало почти
полное игнорирование «человеческих» аспектов труда. Это было время
господства классической теории управления, концепция «экономического»
человека. Согласно концепции, поведением человека руководит прежде всего
стремление к материальной выгоде. В этот период (начало 20 в.) объектом
эксплуатации был физический труд наемного работника, при котором увеличение
эффективности и качества труда в наибольшей степени стимулировалось за счет
экономических потребностей работника.
Такое положение дел подвергалось острой критике со стороны
представителей доктрины «человеческих» отношений. Основоположником которой
является американский социолог Э. Мэйо. В рамках этой доктрины
сформировалась концепция «психологического» человека. На основе
исследований, которые продолжались 12 лет, Э. Мэйо пришел к выводу, что
решающее влияние на повышение эффективности трудов поведения работника
оказывает не материальные, а психологические и социальные факторы.
Основная концепция доктрины «человеческих отношений» относительно
мотивов поведения человека на производстве состоит в том, что деньги нельзя
рассматривать как постоянно действующий фактор. Так, Р. Ликерт и Ф.
Герцберг отмечают, что люди работают за деньги лишь до определенного
предела, границами которого являются удовлетворение личного представления о
«хорошей жизни».
В царской России безусловно существовало стимулирование,
преимущественно ИТР. Но произошла смена политического строя и В. И. Ульянов
в первые годы советской власти подчеркивал необходимость определенного
сочетания в управлении трудящимися методов убеждения (прямой мотивации) и
побуждения (стимулирования).
В годы перехода к
новой экономической
правительством настоятельно рекомендовалось отказаться от уравнительности в
оплате труда. Ставился вопрос о переходе предприятий на хозрасчет и
самофинансирование.
Однако выдвинуть на первый план методы стимулирования как способ
управления трудящимися в этот период по ряду объективных и субъективных
причин не удалось. В 20-е годы постепенно происходит возрастание степени
централизации управления воздействий на трудовые коллективы. На авансцену
все более уверенно
выходят административно-
управления, методы властной (принудительной) мотивации.
Методы принуждения были основными в нашей стране практически до
середины 60-х годов.
Наиболее последовательные методы мотивации в рамках школы «человеческих
отношений» разработаны Д. Макгрегором. Известны его две концепции «теория
икс» и «теория игрек». Согласно первой теории, наемные работники
безответственны и безынициативны, стремятся только к удовлетворению
материальных потребностей. Вторая теория исходит из того, что человек по
своей натуре энергичен, честолюбив, в процессе трудовой деятельности
стремится к удовлетворению не только материальных, но и духовных
потребностей в творчестве и самореализации.
По мнению Макгрегора, работники, занятые на производстве, уже в
основном удовлетворили свои материальные потребности. Поэтому материальное
поощрение не может служить стимулом, побуждающим человека к повышению
эффективности своего труда. Потребности более высокого уровня могут быть
удовлетворены лишь работой, которая
требует «интеллектуальной
«морального выбора». Эти идеи были позднее развиты Ф. Герцбергом в
разработанном им методе «обогащения работ». Согласно этому методу, только
интересная и содержательная работа, позволяющая добиваться успеха и дающая
вознаграждение в виде признания и повышения служебного статуса, может
способствовать повышению
Дальнейшие поиски более
совершенных методов
учетом человеческого фактора привели ученых к выработке нового научного
направления, школы «социальных систем», представителями которой являются Ч.
Борнард и Г. Саймон. Эта школа рассматривает социальную организацию как
комплексную систему с рядом составляющих ее частных подсистем, важнейшей из
которых является сам индивидуум. Идут поиски возможных путей сочетания
интересов работников с интересами фирмы в целом на основе обеспечения
удовлетворения работником своих потребностей в организации.
Ч. Борнард делает вывод о действенности материального вознаграждения до
определенных пределов. Однако это не говорит о том, что их полностью можно
компенсировать нематериальными вознаграждениями. В каждой конкретной
ситуации необходимо их определенное сочетание.
Существенный вклад в
развитие школы «социальных
Он выработал концепцию «административного» человека. Основное положение
этой концепции состоит в том, что человек в силу своей рациональности
должен подчинить свои личные цели целям организации. Для этого необходимо,