Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:44, контрольная работа
Целью данной работы является разработка системы стимулирования эффективного и качественного труда и выявлению возможностей для их роста с учетом субъективной потребности на основе внешних стимулов.
Для достижения поставленной цели необходимо определиться с задачами. К рассматриваемым задачам относятся:
- изучение понятий и сущности системы стимулирования эффективного и качественного труда на современном этапе, а так же мировые тенденции развития стимулирования труда;
- рассмотрение и изучение видов и форм стимулирования труда, раскрытие их структуры и содержания;
- разработка системы стимулирования эффективности и качества труда
наемных работников на предпринимательской фирме
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
Полезный эффект труда двоякий: экономически и социальный. Он выражается не
только в количестве и качестве получаемого продукта, в экономии затрат
прошлого и живого труда, но и в уменьшении рабочего и увеличении свободного
времени.
Качество труда имеет двойственную природу. Оно выражает отношения не
только между природой и человеком, но и между людьми. Изменение его связано
с развитием как
Качественные изменения в труде происходят на основе научно-технического
прогресса, исторического развития общественного производства, разделения
труда.
Для более глубокого познания категории качества труда необходимо
разграничение понятий содержание, форма, характер труда. Содержание труда
выражает как общие, так и специфические элементы труда в процессе
взаимодействия вещественного и личного факторов производства в условиях
определенных производственных отношений. Форма труда выражает отношения
между людьми по их участию в труде. Характер труда является объективной
категорией, отражает связи и отношения в которых проявляются сущностные
стороны формы труда, степень развития природы труда, его качественная
определенность.
Анализ структуры качества труда необходим для более глубокого
проникновения в его сущность. Поэтому необходимо определить как состав
элементов качества труда, входящих в его структуру, так и характер
взаимосвязей между ними.
Качество труда как структурное образование является не только
целостной, но и постоянно развивающейся системой, на функционирование
которой воздействуют многочисленные, различные по своей значимости и
глубине влияния как внутренние, так и внешние факторы (рис. 1)
Рис. 1 Структура качества труда
Внутренняя структура качества труда состоит из элементов качества
живого и элементов качества общественного труда. Определяющее значение в
структуре качества труда принадлежит взаимодействию между живым и
общественным трудом. Целеполагающим и решающим является живой человеческий
труд, ибо от его качества зависит и качество средств производства и
предметов потребления, в которых живой труд объективизируется.
От уровня развития
эффективности общественных
многом зависит и
характеризуется особенностями его взаимодействия с общественным трудом.
Развитие живого труда предполагает необходимую материально-техническую
базу, и уровень подготовки рабочей силы должен не только соответствовать,
но и опережать развитие средств производства.
Теперь выделим два понятия: качество труда в широком смысле, как
качество процесса труда, и качество труда в узком смысле, как качество
самого, живого труда.
К вещественным элементам качества труда относятся: достижения научно-
технического прогресса, выраженное в передовой технике; технология, которая
определяет способ соединения живого и общественного труда; научная и
техническая информация, от содержания и степени которой во многом зависит
качество целесообразной деятельности человека.
Качество самого труда, при котором именно человек своим конкретным
трудом, используя вещественные элементы процесса труда обеспечивает
создание тех или иных потребительских стоимостей, повышения их качества.
Непосредственной предпосылкой качественной определенности труда является
качество рабочей силы, под которой понимается устойчивая совокупность
свойств физических и умственных способностей человека. Она содержит в себе
такие элементы как квалификацию и профессионализм, творчество,
интенсивность.
Квалификация как свойство качества рабочей силы выражает степень ее
профессиональной подготовки. Она отражает уровень знаний, умений, навыков,
мастерства, необходимой для выполнения определенной работы. Квалификация
работников следует
навыков, умений и способностей, необходимых для выполнения конкретных видов
труда и определяемых уровнем производства, с другой стороны она выступает
как степень овладения работником теоретическими знаниями, навыками,
развития приобретенных
Культура труда как способ деятельности людей в соответствии с их
способностями и наклонностями позволяет им расширить возможности выбора,
обрести свое мнение, усовершенствовать свою личность. Культура труда
связана с развитием у человека потребности высококачественно и творчески
трудиться, с его совершенствованием на основе новых достижений.
Творческий труд –
это сложный
умственных усилий; он базируется на достаточно высоком уровне современных
знаний и приобретенного профессионального опыта и обязательно включающий
такие элементы, как творческие отношения к своему труду, появление
инициативы и духа новаторства, рационализаторской и изобретательской
деятельности, дисциплинированности, активности.
В структуре присутствует интенсивность труда, которая характеризуется
напряженностью в единицу времени. Более интенсивный труд обеспечивает
большие результаты, он характеризуется как с количественной, так и с
качественной стороны, рационального использования рабочего времени.
К условию труда относятся
такие элементы как
окружающая среда, в которой человек работает. Представляется как данность
на рабочем месте, изменение которой выходят за рамки компетентности
работника.
Основополагающим признаком качества труда является его сложность.
Сложный труд понятие широкое, он органически связан с квалификацией и
включает также ответственность, напряженность. Сложность проявляется в
производстве продукции, со строго заданными параметрами, с эксплуатацией
сложного оборудования, а так же сложностью технологического процесса,
примером которого являются поточные линии.
Значимость определяется отраслевой принадлежностью производства,
важности роли в общественном хозяйстве, главной или второстепенной, класс
точности и ответственности. Что в свою очередь влияет на тарифные ставки.
После всего сказанного можно дать и определение.
Качество труда есть устойчивая совокупность профессиональных,
квалификационных и духовных свойств целесообразной деятельности человека,
обеспечивающая создание качественной продукции, а так же эффекта,
определяемого степенью общественной полезности труда.
Раскрывая качественную сторону труда, важно помнить, что он обладает и
количественной определенностью. Это прежде всего увеличение затрат,
связанных с накоплением и улучшение свойств рабочей силы, повышение ее
общих и профессиональных знаний, совершенствование вещественных факторов
труда, улучшением его условий и организации. За счет роста качества труда
можно обеспечить увеличение количества потребительских способностей и
полнее удовлетворить
Качество совместного труда любого количества базируется на качестве
индивидуального труда и представляет собой определенное сочетание
индивидуальных качественных характеристик трудовой деятельности. В создании
продукта участвуют работники, выполняющие не только один и тот же вид труда
разной степени сложности, но и различные его виды. Следовательно, в
совместном труде проявляются все разновидности качества труда: всеобщее,
качество особой сложности труда и качество специфически определенного вида
конкретного труда.
Особо хочется отметить, что качество труда в рыночной экономике
регулируется через обратные связи, посредством качества выпускаемых
товаров, выполняя функцию согласования между потребителями и
производителями.
Влияние внешних факторов
требует комплексного учета
факторов, влияющих на повышение качества труда, так и вычисление среди них
ведущих.
Все большее значение научно-технический прогресс обретает в процессе
интенсификации, который непосредственно связан с экологией. Необходим
мониторинг за созданием и выпуском принципиально новых видов техники и
технологий, революционирующих производство, в которую уже заложены
требования экологической
В группе социально-
качества труда, которые предполагают существенный рост профессионально-
квалификационной подготовки в процессе труда. За счет социальных изменений
происходящих в обществе выраженных и в экономической сфере производства,
внедрение новой техники и изменения в организации труда.
От интенсификации
труда с точки зрения рационального использования всех ресурсов – не только
рабочего времени, но и материальных затрат, производственных факторов,
природных ресурсов, достижений НТП. Эффективность как свойство качества
труда становится всеобъемлющей, охватывающей политическую и качественную
оценки его результативности, а значит и качество.
Эффективность труда – мера соответствия затрат и результатов труда
критериям, характеризующим достижение целей деятельности труда (10, с.9)
Сущность эффективности труда заключается в таком применении труда на
единицу выпускаемой продукции, при которой достигается наибольшее
использование основных фондов с наименьшим потреблением энергетического и
материального участия в процессе труда, при этих же или меньших затратах
труда.
Таким образом повышение эффективности труда определяет глубину
интенсификации. Конечным результатом является снижение стоимости товаров,
общественно необходимых затрат труда на единицу полезного свойства
продукции. Эффективность соответствующая потенциальным возможностям,
определяемая структурной
характеризует плодотворность, результативность всякого труда. Она
характеризуется чистым, свободным от возмещения затрат общественного труда,
добавленным результатом труда на единицу его затрат. Поэтому ее
целесообразно определить лишь в стоимостной форме как отношение прибыли к
затратам на оплату и содержание живого труда.
В условиях самоокупаемости необходимо правильное определение места
эффективности и качества труда в кругу других категорий и понятий
конкретной экономики. Для этого рассмотрим рисунок 3.
Как видим качество труда лежит в основе структуры и является самой
главной величиной, от которой происходит остальное. А эффективность труда
вследствие роста производительности труда и через рациональное
использование всех средств.
Наемным работником является физическое лицо, работающее по найму,
состоящее в трудовых отношениях с работодателем на основании трудового
договора и лично выполняющее определенную работу с подчинением внутреннему
трудовому распорядку. (12, с.341)
Работники имеют ярко выраженную структурированность: руководители,
специалисты, младшие служащие, рабочие. К каждой из этих категорий применим
специфический подход к стимулированию труда. То что применимо к рабочему
может совершенно не подойти к лицам творческого труда.
Предпринимательская фирма является юридическим лицом.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в
собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
(ГК РФ ст. 58)
1.3. Мировые тенденции развития
Оценивая в целом
различные школы и
персонала, следует отметить, что ряд их положений и рекомендаций содержат в
себе значительные резервы повышения эффективности трудовой деятельности.
Таковым является представления школы «человеческих отношений» об усилении