Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:32, контрольная работа
Под потребностью в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. Наряду с естественными у человека есть духовные или социальные потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание музыки и др.).
1. Потребности и мотивы человека.
2. Теории мотивации.
3. Виды мотивационных установок.
4. Управление мотивацией
Мотивация
и стимулирование
труда
Под потребностью
в психологии понимают испытываемую
человеком нужду в чем-либо. Это
состояние физического и
Потребности
человека разнообразны. Прежде всего
выделяют потребности
Согласно
А. Маслоу, в каждом человеке
заложены от природы так
Самый низший (и самый значимый) базовый уровень составляют физиологические (органические) потребности. От их удовлетворения зависит физическое выживание. К ним относятся потребности в кислороде, сне, пище и питье, нормальной (для физического выживания) температуре, отдыхе при высоких физических нагрузках и т. п. Если та или иная физиологическая потребность не удовлетворяется, то она становится доминирующей и все потребности вышележащих уровней перестают быть значимыми, отходят на задний план. Согласно А. Маслоу, хронически голодный человек неспособен к творческой деятельности, отношениям привязанности и любви, стремлению к карьере и т. д.
Следующий
от основания пирамиды уровень
включает потребности
Третий уровень мотивации представлен потребностями принадлежности и любви. Они проявляются при удовлетворении потребностей двух предыдущих уровней. Человеку необходимы отношения привязанности и любви с членами своей семьи, отношения дружбы, духовной близости. Кроме того, он нуждается в привязанности к отчему дому, месту, где вырос. Реализация потребностей данного уровня является согласно А. Маслоу, основной предпосылкой психического здоровья.
При достаточном удовлетворении потребностей в принадлежности и любви их актуальность снижается и возникает следующий, четвертый уровень – потребности в уважении и самоуважении. Потребности в самоуважении направлены на обретение уверенности в себе, на достижения, свободу и независимость, компетентность. Потребности в уважении (другими людьми) связаны с мотивами престижа, статуса, репутации, признания, славы, оценки. Удовлетворение потребностей этого уровня порождает чувство собственного достоинства, осознание своей полезности и необходимости. Неудовлетворение ведет к пассивности, зависимости, низкой самооценке, чувству неполноценности.
При достаточной
степени удовлетворения
Мотив - побудительная причина поведения и действий человека: - возникающая под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага. Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:
1. побуждающую функцию,
которая характеризует энергетику мотива,
иными словами, мотив вызывает и обусловливает
активность человека, его поведение и
деятельность;
2. направляющую
функцию, которая отражает направленность
энергии мотива на определенный объект,
т. е. выбор и осуществление определенной
линии поведения, поскольку личность всегда
стремится к достижению конкретных целей.
Направляющая функция тесно связана с
устойчивостью мотива;
3. регулирующую
функцию, суть которой состоит в том, что
мотив предопределяет характер поведения
и деятельности, от чего, в свою очередь,
зависит реализация в поведении и деятельности
человека либо узколичных (эгоистических),
либо общественно значимых (альтруистических)
потребностей. Реализация этой функции
всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция
состоит в том, какие мотивы оказываются
наиболее значимыми и, следовательно,
в наибольшей мере обусловливают поведение
личности.
Классификация
мотивов
Общепризнано
отсутствие единой и удовлетворяющей
всех классификации мотивов. Классификаций
мотивов ровно столько, сколько существует
оснований для их классификации.
Одним из таких
оснований может быть содержание
потребностей. С этой точки зрения
выделяют биологические и социальные
мотивы, мотивы достижения и избегания
неудачи, самоуважения и самоактуализации.
Выделение личных
и общественных мотивов, эгоистических
и общественно-значимых, идейных
и нравственных значимо связано
с установками личности.
Различают мотивы
по видам деятельности: мотивы общения
и игры, учения и профессиональной деятельности
и по времени проявления: постоянные (действующие
на протяжении длительного отрезка жизни),
ситуативные (обусловленные содержанием
и длительностью ситуации) и кратковременные
(в течение ограниченного интервала времени).
Научным базисом мотивации являются современные теории мотивации.
Среди них, выделяют
два основные направления - содержательные
и процессуальные теории мотивации.
Содержательные
теории мотивации основываются на идентификации
тех внутренних побуждений (потребностей),
которые заставляют людей действовать
так или иначе.
1. Теория потребностей М. Туган-Барановского. Известный украинский ученый М. Туган-Барановский (1865-1919 гг.) одним из первых предложил четкую классификацию потребностей. Он выделил 5 групп потребностей: физиологические, положительные, альтруистские, симптоматические потребности, а также инстинкты и потребности практического характера;
Особое значение
уделяется национальной принадлежности,
а также моральным и религиозным взглядам.
2. Теория иерархии потребностей А. Маслоу определяет, что все потребности людей могут быть объединены в пять иерархических групп: физиологические; безопасности; принадлежности и причастности; признания и уважения; самовыражения. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены хотя бы частично потребности низшего уровня. Применение теории:
3. Теория К. Альдерфера
исходит из того, что потребности человека
можно объединить в три группы, расположенные
иерархически: существования, связи, роста.
Различие теорий К. Альдерфера и А. Маслоу
состоит в том, что по А.Маслоу, движение
от одной потребности к другой происходит
только снизу вверх. К. Альдерфер считает,
что движение происходит в обе стороны:
вверх, если не удовлетворена потребность
низшего уровня, и вниз, если не удовлетворена
потребность более высокого уровня. В
тоже время, по мнению К. Альдерфера, одновременно
для одного и того же человека актуальными
могут быть несколько уровней потребностей.
4. Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клеланда исходит из того, что на мотивацию и поведение людей существенно влияют три основные потребности, приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения:
5. Мотивационно-гигиеническа теория (Теория двух факторов Ф. Герцберга) ориентирует на две группы факторов, влияющих на удовлетворенность человека работой:
Гигиенические
факторы связаны с окружающей
средой, в которой осуществляется
работа, а мотивации – с самим
характером и сущностью работы.
6. Теория У.
Оучи. Теория утверждает, что основою успеха
в деятельности персонала является его
вера в общие цели. Ведущими стимулами
являются доверительные взаимоотношения
и взаимоподдержка, полная согласованность
действий.
Процессуальные
теории мотивации анализируют реакцию
человека на мотивирующие факторы, т.е.
на то, что заставляет его направлять усилия
на достижение различных целей.
1. Теория ожидания (К. Левина, В.Врума и др.) основана на том, что наличие потребностей не является единственным необходимым условием мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или получению желаемого. При этом ключевую роль играет полнота реализации трех факторов:
2. В соответствии с теорией постановки целей (Э. Лок, Т. Райен и др.) поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой. При этом уровень исполнения работы зависит от четырех характеристик целей:
3. Теория равенства
(справедливости) (основатель С. Адамс)
исходит из того, что в процессе работы
человек сравнивает оценку собственных
действий с оценкой таких же действий
других людей. И если при этом человек
обнаруживает, что недовознагражден, у
него возникает чувство неудовлетворенности,
и он может сократить затраты труда, предпринять
попытку увеличить вознаграждение, потерять
уверенность в себе, покинуть организацию
и т.п. Все последствия недовознаграждения
отрицательны.
4. Согласно теории
партисипативного управления, если человек
заинтересованно принимает участие во
внутриорганизационной деятельности,
он получает от этого удовлетворение,
работает, с большей отдачей.
5. Теория морального
стимулирования направлена к потребностям
высшего порядка (признание, причастности
и т.д.) и базируется на использовании системы
моральных стимулов, т.е. морального побуждения
к деятельности, которое основывается
на разноплановых формах общественного
признания и оценки трудовой активности
персонала (награждение грамотами, медалями,
орденами, почетными званиями, вынесение
благодарностей и похвал и т.д.).