Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:01, дипломная работа
Для того чтобы все задачи, поставленные перед организацией, были достигнуты, недостаточно только набора квалифицированных кадров. Необходимо так организовать труд, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач, независимо от своих личных проблем.
Существует стойкое заблуждение, что только высокая оплата побуждает человека трудиться лучше, а потому проблемы дисциплины на предприятии в условиях рыночной экономики не существует.
Введение
1. Общая характеристика предприятия
1.1. История создания, цели и задачи предприятия
1.2. Основные виды деятельности
1.3. Организационная структура управления предприятием
1.4. Характеристика персонала предприятия
1.5. Экономические показатели деятельности
2. Теоретические основы стимулирования трудовой деятельности
персонала
2.1. Сущность, роль и принципы стимулирования трудовой активности персонала предприятия
2.2. Формы и системы оплаты труда
2.3. Обзор систем и форм оплаты труда и стимулирования в
зарубежной практике
3. Анализ состояния и пути совершенствования стимулирования труда на предприятии
3.1. Моральное стимулирование персонала
3.2. Материальное стимулирование трудовой активности
3.3. Пути совершенствования стимулирования труда на предприятии
3.4. Оценка экономической целесообразности мероприятий
Заключение
Список литературы
Введение
Изменения в статусе сотрудника не обязательно должны быть значимыми в должностной иерархии компании, это может быть повышение статуса или классности (разряда) в рамках одной должности, что само по себе является признанием заслуг сотрудника и не влечет за собой заметного повышения в заработной плате.
Политика в супермаркете «Орджоникидзе, 21» в области совершенствования мотивации труда может быть реализована в нескольких направлениях:
- оптимизация системы морального стимулирования труда;
- совершенствование системы нематериального стимулирования труда;
- улучшение системы материального стимулирования труда.
Рисунок 6 - Предлагаемые варианты решения проблемы совершенствования системы мотивации и стимулирования трудовой активности персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21»
Организация системы материального денежного стимулирования труда персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21» имеет более весомые затраты, но для сотрудников представляет больший интерес.
Организация системы материального неденежного стимулирования труда имеет также существенные затраты, и для работников также является приемлемым.
Формируя четкую систему мотивации труда, необходимо предпринять следующие шаги:
- провести исследования и анализ рынка труда на интересующем сегменте рынка;
- определить необходимый и возможный список социальных льгот, который может быть сведен в единую систему и должен положительно повлиять на общую картину состояния производительности труда на предприятии. Причем данная система должна быть достаточно прозрачной и понятной работнику предприятия;
- по необходимости ранжировать предоставляемые льготы по иерархической системе предприятия. Чем выше статус, тем более значимые льготы могут быть предоставлены;
- комплекс социальных льгот может быть выборочным не только по должностям, но и по видам деятельности. Например, социальный пакет зав. отелом может несколько отличаться от социального пакета простого продавца, что обусловлено разными уровнями решаемых задач;
- определить источники финансирования социальных программ, так как система должна функционировать достаточно четко и носить регулярный характер.
Удержать персонал без материального стимулирования невозможно.
Но неправильная «монетарная» политика в коллективе может только навредить. Социологические исследования показали, что неоправданно высокие оклады и несправедливо распределенные премии также разлагающе действуют на обстановку, как и слишком низкие. Особенно эффективным, и в то же время опасным инструментом, считается премия.
Фиксированная сумма оклада не позволяет руководителю изменять ее по желанию. На оклад работник твердо рассчитывает, и из месяца в месяц он будет повторять свои достижения для того, чтобы получать его. Поэтому гибким механизмом влияния на работника может быть только премия.
Выдаваемые по праздникам, юбилеям и на день рождение, премии укрепляют командный дух и лояльность в человеке. Он чувствует со стороны руководства внимание и заботу. Но здесь следует учесть и то, что премия неэффективна, если она выдается через два месяца и позднее того срока, когда произошло событие, за которое сотрудник награждается. Сотрудник к тому времени забывает, за что он ее получает. У него уже не возникает условный рефлекс «заработал - получил».
Так же неэффективна премия, которая составляет менее половины зарплаты. Увеличение премии на 10-20% от оклада серьезного воздействия на улучшение работы сотрудника не имеет. Но самое негативное последствие оказывает на деятельность может оказать несправедливое лишение премии. Оно поселяет в сердце работника обиду, беспокойство и намерение искать другое место работы.
Материальное стимулирование следует дополнять социальной заботой о работниках. Однако при планировании тех или иных социальных мероприятий требуется особая осторожность. Недопустимо использовать исключительно коллективные - то есть распространяемые на весь персонал -формы социальной поддержки. Тут целесообразнее применить дифференциацию по:
- категориям персонала, несколько расширив его общую номенклатуру;
- структурным подразделениям с учетом достигнутых ими результатов за соответствующий период времени.
Разработка мероприятий по обеспечению реализации резервов роста производительности труда на предприятии может быть организована в разрезе основных направлений его деятельности. Эти направления можно подразделить на следующие основные группы:
- организационные. К ним можно отнести мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием; совершенствованию форм товарной специализации отдельных структурных единиц и подразделений; внедрению прогрессивных форм организации труда; совершенствованию режима работы магазина и т.п.;
- технические. К ним относятся мероприятия по повышению уровня механизации труда работников; внедрению более производительного оборудования; повышению коэффициентов использования их во времени и по мощности и т.п.;
- технологические. К ним относятся мероприятия по внедрению прогрессивной технологии товародвижения с использованием тары-оборудования; внедрению прогрессивных методов продажи товаров и новых видов торговых услуг покупателям; совершенствованию технологии осуществления погрузо-разгрузочных работ и т.п.;
- экономические. К ним относятся мероприятия по формированию центров ответственности на базе отдельных структурных единиц и подразделений с правом самостоятельного распоряжения частью суммы полученной прибыли; совершенствованию системы участия наемных работников в прибылях и т.п.;
- социальные. К ним относятся мероприятия по укреплению трудовой дисциплины на предприятии; совершенствованию условий труда и быта персонала; созданию благоприятного психологического климата и т.п.
Реализация многих из этих мероприятий может быть осуществлена как на самом предприятии, так и на конкретных рабочих местах. В таких обстоятельствах необходимо осуществить следующие действия.
А) Решения проблем по различным направлениям, например: формирование маркетинговой стратегии, разработка новых направлений деятельности, сокращение дебиторской задолженности, реализация избыточных запасов товарно-материальных ценностей разной ликвидности, составление материального справочника и другие. Сформулировать порядок формирования групп (состав группы, распределение ролей), порядок работы групп (цели, требования к результату, сроки исполнения, точки контроля, механизмы совместительства с основной деятельностью), систему вознаграждения (бюджеты, премирование по результатам), механизмы внедрения и обеспечить координацию деятельности групп.
Б) Пересмотреть систему оплаты труда продавцов на предмет зависимости их дохода от достижения поставленных целей по продажам (по клиентам, по продуктам, по объемам продаж с фиксированным уровнем рентабельности, по прибыльности и т.д.).
В) Разработать и реализовать пакет положений по целевому стимулированию инициатив в хозяйственной деятельности предприятия, например, таких как: привлечение покупателей, поиск сторонних заказов на реализацию дополнительных услуг, реализация неликвидных запасов ТМЦ и другие. Любой человек должен получить возможность проявить себя в реализации мероприятий, направленных на улучшение деятельности предприятия и получить адекватное вознаграждение. Указанные мероприятия могут проводиться продавцами во внерабочее время без привлечения дополнительных маркетологов, в прямой зависимости от их успешности прежде всего в сфере оптовых закупок).
Г) Экспертно оценить кадровый состав предприятия на предмет возможности использования сотрудников для решения новых задач. Особенно интересна инвентаризация специальностей по базовому и дополнительному образованию. Необходимо, например, оценить и семейное положение сотрудников (количество детей, место работы супруга) для определения порядка очереди сокращения, если это понадобится.
Д) Сформировать резерв кадров и целенаправленно готовить перспективных сотрудников для занятия должностей отдельных специалистов пенсионного и предпенсионного возраста. Наибольший результат приносит постановка молодых сотрудников в непосредственное подчинение «заменяемым» специалистам, с переводом последних (по мере удовлетворительного освоения молодым сотрудником новых обязанностей) на должность внутреннего консультанта.
Е) Пересмотреть тарифы по оплате труда, исходя из изменившегося соотношения «внутренней ценности» должностей, а также сформировать механизм оценки результатов деятельности отдельных сотрудников для более объективного распределения премиальной части.
Эти меры могут стать первоочередными и необходимыми в разработке современной системы стимулирования персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21».
Также могут быть использованы и другие материальные и моральные стимулы, которые успешно применяются на современных зарубежных и отечественных предприятиях и могут с учетом поправок к рассматриваемому предприятию, быть заимствованы у них.
Это и подарочные сертификаты, которые позволяют работнику приобретать в своем магазине (или магазинах торговой фирмы) товары, в пределах суммы данного сертификата; получение дополнительного образования за счет работодателя для более высокооплачиваемой работы (с обязанностью отработать впоследствии на предприятии определенное количество времени - 3-5 лет); направления на семинары, конференции, в том числе и в другие регионы, по темам, которые интересуют самого работника; сертификаты на обед с членами семьи в кафе или ресторане; подарки сотрудникам, исходя из их специфических интересов; подписка на периодические издания и пр.
Представим в табл. 21 предложения по совершенствованию системы материального стимулирования труда персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21».
Таблица 21 - Предложения по совершенствованию системы материального стимулирования труда персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21»
Наименование материального поощрения | Затраты, руб./ед. | Количество | Затраты всего, руб. | |
ед./год | чел. | |||
к праздникам | 300 | 5 | 36 | 54000 |
к юбилеям | 3000 | 1 | 9 | 27000 |
к дням рождения | 1000 | 1 | 36 | 36000 |
к новому учебному году сотрудникам, имеющим детей | 1000 | 1 | 16 | 16000 |
Всего затрат | - | - | - | 133000 |
Таким образом, на предлагаемую систему материального поощрения персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21» магазину потребуется 133,0 тыс. руб. для покрытия затрат на реализацию предлагаемых мероприятий.
Представим в табл. 22 предложения по совершенствованию системы неденежного стимулирования труда персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21».
Таблица 22 - Предложения по совершенствованию системы неденежного стимулирования труда персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21»
Наименование затрат на моральное стимулирование | Затраты, руб./ед. | Количество | Затраты всего, руб. | |
ед./год | чел. | |||
Открытки к праздникам | 10 | 5 | 36 | 1800 |
Открытки к юбилеям | 100 | 1 | 9 | 900 |
Открытки к дням рождения | 25 | 1 | 36 | 900 |
Открытки к новому учебному году сотрудникам, имеющим детей | 10 | 1 | 16 | 160 |
Формирование доски почета | 12000 | 1 | - | 12000 |
Всего затрат | - | - | - | 15760 |
Информация о работе Совершенствование стимулирования труда на предприятии торговли