Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального Закона №131 (на примере Муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является совершенствование системы управления защитой в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ многообразия организационных форм систем муниципального управления в мире и его значение в области защиты от ЧС;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Основные теории и принципы местного самоуправления
1.2 Системы и организация местного самоуправления за рубежом
1.3 Современная организация местного самоуправления в России
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

2.1 Система гражданской обороны РФ
2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
2.3 Территориальный орган управления РСЧС - Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА
3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ
3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ
3.3 Преобразование финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ
3.4 Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления РБ в области защиты от ЧС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Совершенствование управление системы ГЗ на примере города.docx

— 245.69 Кб (Скачать)

д) работники  органов местного самоуправления и  организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и  ликвидации ЧС, включенные в состав органов управления РСЧС;

е) председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления и организаций.

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение  квалификации в течение первого  года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Повышение квалификации в области защиты от ЧС проходят:

- руководители и председатели КЧС и ОПБ органов местного само-управления и организаций - в УМЦ Главного управления МЧС РФ по РБ;

- уполномоченные работники – на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Совершенствование знаний, умений и навыков населения  в области защиты от ЧС осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок. Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.

 

3.4.3 Финансовое обеспечение мероприятий по защите в ЧС, проводимых муниципальными образованиями РБ

Финансовое  обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС – это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т.п.) на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, Республикой Башкортостан, муниципальными образованиями РБ и объектами экономики.

Федеральный закон № 68-фз от 21 декабря 1994 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» [3] определяет, что финансовое обеспечение деятельности органа местного самоуправления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, является расходным обязательством соответственно муниципального образования. Статьей 24 Федерального закона установлено финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в границах (на территории) муниципального образования – является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности участвуют  в ликвидации ЧС за счет собственных  средств в порядке, установленным  Правительством РФ.

Аналогичное источники финансового обеспечения  устанавливаются и для финансирования мероприятий по ГО и защите населения  Федеральным законом от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [2]:

- обеспечение мероприятий местного уровня по ГО, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в статье 10 определено финансовое и материально-техническое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, как являющееся расходным обязательством муниципального образования.

Положение о подготовке населения в области  защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденное ПП РФ от 4 сентября 2003г. № 547 определяет, что финансирование подготовки председателей КЧС и ОПБ органов местного самоуправления, уполномоченных работников муниципального звена Башкирской территориальной подсистемы РСЧС, содержания курсов ГО муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов. Следует отметить, что на финансирование мероприятий по ликвидации ЧС на территории муниципального образования РБ возможно выделение средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, что осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Перечень  мероприятий и расходов на реализацию полномочий, согласно Федеральному закону от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ приведен в Приложении 7.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетные полномочия органов местного самоуправления Республики Башкортостан:

- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета;

- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета;

- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

Кроме того, следует заметить, что ФЗ от 6 октября 2003г. №131-фз к вопросам местного значения муниципальных образований, в том числе, отнесено «установление, изменение и отмена местных налогов и сборов…».

Для реализации полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, по организации и осуществлению мероприятий по ГО, по созданию и организации аварийно-спасательных служб и осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах необходимо правовыми актами органа местного самоуправления предусмотреть постоянное финансирование в объеме не менее 2-4% от годового бюджета муниципального образования.

Ответственность за ущерб, причиненный техногенными ЧС, лежит на объекте экономики, являющемся ее источником. В этих условиях одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации ЧС и возмещению причиненного вреда играет страхование объектов экономики. Его основными задачами являются страхование и перестрахование рисков ЧС.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Зарубежный  опыт организации муниципальных  учреждений свидетельствует о  том, что там сочетается местное  самоуправление и государственное  управление на местах, учитываются  исторические, демографические, географические  особенности страны, формы правления государственного устройства, политический режим, правовая система и другие факторы, что формирует основы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты в ЧС.

2. Важную  правовую основу самоуправления  для всех стран Европы составляет  Европейская Хартия местного  самоуправления, принятая Советом  Европы 15 октября 1985г. Значительная  часть в организации этой Хартии  принадлежит Конгрессу местных  и региональных властей Европы. Он представляет собой совещательный  орган, состоящий из двух палат  – Палаты местных властей и  Палаты регионов. С 1996г. Россия  – член Совета Европы, ее делегации  участвуют в работе Конгресса. 8 февраля 1996г. Европейская Хартия  местного самоуправления подписана  от имени РФ в городе Страсбурге  и ратифицирована Федеральным  законом от 11 апреля 1998г.

С 1 января 2006г. Россия вступила на главный этап реформы местного самоуправления в  связи с вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» №131-фз, который заложил  единые основы организации местного самоуправления в России и внес некоторые  изменения в систему обеспечения  защиты в ЧС на муниципальном уровне.

3. Система  управления в области защиты  от ЧС на территориальном уровне (в Республике Башкортостан) соответствует  необходимым требованиям, благодаря  которым обладает такими главными  свойствами как устойчивость, оперативность  и непрерывность. 

4. В результате анализа функционирования повседневного органа управления систем Гражданской обороны и РСЧС на территориальном уровне (Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан), выявлено 4 аспекта, требующих структурных преобразований и имеющих большие перспективы развития системы управления на уровне муниципальных образований Республики Башкортостан:

- органичное слияние Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства внутренних дел РФ с МЧС России;

- реализация главных направлений реформирования государственной службы в России;

- особенности функционирования Главного Управления МЧС России по РБ, связанные с финансированием и подготовкой отчетности по дифференцированным бюджетам (республиканский и федеральный).

- реформирование системы местного самоуправления - одного из уровней системы управления РСЧС.

5. В качестве рекомендаций по совершенствованию системы управления безопасностью в ЧС на основе выявленных четырех аспектов, требующих структурных преобразований и имеющих большие перспективы развития системы управления на уровне муниципальных образований Республики Башкортостан предложено:

- основные  направления развития системы  пожарной безопасности в муниципальных  образованиях РБ;

- преобразования финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ, в т.ч. по реализации главных направлений реформирования государственной службы;

- рекомендации  по совершенствованию работы  органов местного самоуправления  РБ в области защиты от ЧС: по разграничению полномочий, по  созданию муниципального звена  территориальной подсистемы РСЧС, а также по финансовому обеспечению мероприятий по защите в ЧС.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Законы и нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (с гимном России), принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М.: Проспект, 2006г.
  2. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ.
  4. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ (с изменениями и поправками).
  5. Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"».
  6. Федеральный закон №58-фз от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы РФ».
  7. Указ Президента РФ №1309 от 9 ноября 2001г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности».
  8. Указ Президента РФ №1336 от 19 ноября 2002г. "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)".
  9. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000г. №841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (в ред. ПП РФ №501 от 15.08.2006г.).
  10. Приказ Министра МЧС России №372 от 06.08.2004г. «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации.
  11. Конституция Республики Башкортостан, г. Уфа, 4.12.2002.
  12. Закон РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18.03.2005г. №162-з.
  13. Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» от 28.12.2005г. №260-з.
  14. Закон Республики Башкортостан «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республике Башкортостан» от 17 декабря 2004 года.
  15. Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления городского округа город Уфа отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан в области социального обслуживания населения» от 28 декабря 2005 года.
  16. Указ Президента РБ № УП-562 от 25 сентября 2003 года
  17. Положение о Главном управлении МЧС России по Республике Башкортостан, утв. Указом Президента РБ от 25.09.2003 №УП-562.
  18. Структура Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан.
  19. Штатное расписание № 40/43 Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, утв. 26.10.2004г. Министром МЧС России С.Шойгу
  20. Схема организации Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан
  21. Должностные инструкции работников финансовой службы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.
  22. Книги
  23. Ковешников Е.М., Муниципальное право, Норма - Инфра М, Москва, 2000г.
  24. Баглай Н.В., Конституционное право зарубежных стран, Норма - Инфра М, Москва, 2000г.
  25. Седова О.Л., Бабаева О.В. Модели организации систем муниципального управления.
  26. Франчук В.И. Социальное управление: самоуправление, менеджмент и политическое руководство. – М.: Суптник+, 2007. – 68с.
  27. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. Учебник. – М., 2006.
  28. Патрушев В.И., Иванов В.Н. Социальные технологии: учебное пособие. – М., 2001.
  29. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. Словарь-справочник и схемы. Учебное пособие. - Уфа, 2005. 322 с.
  30. Уржа О.А. Стратификация и социальное управление. – М., 1999.
  31. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2004. - 336с.
  32. Гимаев И.Р., Кабашов С.Ю., Лаврентьев С.Н. Местное самоуправление и муниципальная служба в системе властных отношений. – Уфа: Гилем, 2006. – 286 с.
  33. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ": Постатейный./. / Под ред. Чаннова С.Е. – М., «Ось-89», 2004.- 304 с.
  34. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Справочное пособие по Федеральному закону. Обнинск, 2004.
  35. Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. - Уфа: РИО БАГСУ, 2005. - 310 с.

Статьи в периодических изданиях и сборниках:

  1. Рысаев И.Ш. Зарубежный опыт муниципального управления в современных условиях // Экономика и управление. - №6. – 2004. – с.43-47.
  2. Васильев, В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. - 2004. - №1. - С.5-14.
  3. Гимаев И. Р. Муниципальная служба в контексте реформы местного самоуправления в России: сравнительно-правовой анализ: Монография. - М.: Палеотип, 2003. – 196с.
  4. Гимаев И. Р. Развитие системы местного самоуправления: стратегия и тактика взаимодействия федеральных и региональных органов власти Сб. научных статей международной российско-канадской конференции: Общие вопросы организации взаимодействия органов власти РФ и ее субъектов. – Уфа: БАГСУ, 2005. С.69-75
  5. Гимаев И.Р. Формирование модели муниципальных образований и муниципальной службы в российских регионах // Закон и право. 2005. № 1.
  6. График реализации переходных положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003 г. №131-ФЗ // Муниципальная власть. - 2004. - №1. - С.6-7.
  7. Гричук, А.Г. Организационное обеспечение реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Чиновникъ. - 2003. - №5. - С.21-27.
  8. Кокин, И. О мифах и реалиях новой редакции закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Муниципальное право. - 2004. - №1. - С.2-5.
  9. Кокин И. Примерный план действий органов государственной власти субъекта РФ по реализации новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Муниципальное право. - 2003. - С.13-22.
  10. Комментарий к Переходным положениям Федерального закона от 6 окт. 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Муниципальная власть. - 2004. - №1. - С.8-18.
  11. Нудненко, Л.А. Новеллы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 окт. 2003г. о непосред-ственной демократии // Право и политика. - 2004. - №3. - С.28-36.
  12. О конституционности ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Муниципальное право. - 2004. - №1. - С.6-14.
  13. Проблемам местного самоуправления – приоритетное внимание: Материалы Республиканской конференции по проблемам местного самоуправления // Экономика и управление. - 2003. - №6. - С.4-12.
  14. Рысаев И.Ш., Янбухтин Н.Р., Ахметов С.Г. Местное самоуправление: международные, национальные и региональные аспекты: Материалы научно-практического семинара. – Стерлитамак, 2006. 47 с.
  15. Филиппов, П.Д. Наделяй, чтобы управлять эффективнее: О порядке делегирования исполнения государственных полномочий органами МСУ // Управа. - 2004. - №1. - С.24-26; №2. - С.28-29.
  16. Халиков М.И. Реформа местного самоуправления в свете новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». // Экономика и управление. – 2004. - № 5.
  17. Широков, А. Новые территориальные принципы в подписанном Президентом России базовом законе // Муниципальная власть. - 2003. -№5. - С.12-15.

Информация о работе Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального Закона №131 (на примере Муниципальных образований