Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:27, дипломная работа
Целью дипломного проекта является совершенствование системы управления защитой в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ многообразия организационных форм систем муниципального управления в мире и его значение в области защиты от ЧС;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Основные теории и принципы местного самоуправления
1.2 Системы и организация местного самоуправления за рубежом
1.3 Современная организация местного самоуправления в России
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
2.1 Система гражданской обороны РФ
2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
2.3 Территориальный орган управления РСЧС - Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА
3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ
3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ
3.3 Преобразование финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ
3.4 Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления РБ в области защиты от ЧС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Федеральный закон №58-фз от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы РФ» дает возможность определить оптимальный уровень зарплаты чиновника, разобраться с подготовкой кадров, сделать работу государственной службы более открытой.
Реорганизация
затронула и некоторые
Таким образом, решение задачи реформирования системы государственной службы в Главном управлении МЧС России по РБ успешно решены в необходимые сроки, повысив эффективность работы и органично выстроив всю систему управления.
3.3 Преобразование финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ
Особенности функционирования Главного
Управления МЧС России по Республике
Башкортостан, связанные с финансированием
и подготовкой отчетности по дифференцированным
бюджетам (республиканский и
Изменения организационной структуры. Изменения в организационной структуре финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ коснулись упразднением должности помощник начальника Главного управления по финансово-экономической работе и созданием единой структуры в виде финансового управления ГУ МЧС России по РБ, возглавляемого начальником финансового управления (бывшая должность помощника по финансово-экономической работе).
В новой
структуре начальник
- заместителя начальника финансово-экономического отдела;
- главного специалиста;
- специалиста.
Далее по
вертикали организационной
- главного бухгалтера;
- заместителя главного бухгалтера;
- специалиста по расчетам с персоналом;
- специалиста по расчетам с предприятиями по охране от пожаров.
На рисунке 3.1 приведена схема структурной реорганизации финан-совых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ.
Рис. 3.1 Изменение структуры финансового управления Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан
Как видно из рисунка 3.1, организационная структура стала более строгой по вертикали, с уменьшением общего числа работников, но с увеличением численности работников в статусе государственных служащих. Существенно изменяются должностные инструкции и численность сотрудников. Если до реорганизации служба насчитывала: помощник министра (в/сл), планово-финансовый отдел (6 гос/сл), фин.отдел федерального бюджета (1 в/сл), бухгалтерия (3 сотрудника по ЕТС), то в новой: начальник ФЭО (в/сл), ФЭО (3 гос/сл), бухгалтерия (4 гос/сл). Руководящие документы для практической работы финансовых служащих приведены в Приложении 4.
Срок выплаты денежного содержания по аттестованному составу – с 20 по 25 число ежемесячно, по гражданскому персоналу - аванс 20 числа, заработная плата – 5 числа. Новая финансовая служба оформляет и организует выплату заработной платы и денежного содержания безналичным путем - перечислением на картсчета через ОАО «Уралсиб».
Функциональные преобразования. Изменение организационной структуры, в том числе уменьшение численности сотрудников, влечет за собой и функциональные изменения должностных обязанностей сотрудников. Если до реорганизации служба насчитывала: помощник начальника Главного управления МЧС России по РБ (в/сл), планово-финансовый отдел (6 гос/сл), фин.отдел федерального бюджета (1 в/сл), бухгалтерия (3 сотрудника по ЕТС), то в новой: начальник ФЭО (в/сл), ФЭО (3 гос/сл), бухгалтерия (4 гос/сл).
Начальник финансово-экономического отдела ГУ МЧС РФ по РБ и его заместитель назначается, перемещается и освобождается от должности Начальником ГУ МЧС России по РБ. Главный специалист и специалист назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности по представлению начальника ФЭО. Должностные лица бухгалтерии (главный бухгалтер, его заместитель, специалисты) назначаются, перемещаются и освобождаются от занимаемой должности руководителем по представлению Начальника ФЭО ГУ МЧС России по РБ. Штатная структура финансового управления ГУ МЧС России по РБ представлена на рисунке 3.2.
Для обеспечения
эффективного выполнения возложенных
на финансовое управление ГУ МЧС РФ
по РБ функций разработанные
Финансово-экономический отдел (ФЭО). Начальник ФЭО – начальник финансового управления организует финансовую и бухгалтерскую деятельность Главного управления МЧС России по РБ и его подразделений на основе утвержденных смет расходов. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (А).
Рис. 3.2 Новая штатная структура финансового управления Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан
Заместитель начальника ФЭО организует финансовую деятельность финансово-экономического отдела и бухгалтерии. Осуществляет методическое руководство подведомственных подразделений. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (Б).
Главный специалист ФЭО ведет журнал операций по счету «Касса», журнала операций расчетов с подотчетными лицами, а также работу по статистической отчетности. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (В).
Специалист ФЭО ведет работу по расчетам с персоналом, обеспечивает своевременное и правильное начисление и выплату денежного содержания по ГУ МЧС России по РБ, сдает отчетность во внебюджетные фонды по ЕСН, ГНИ, Пенсионный фонд. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (Г).
Бухгалтерия. Главный бухгалтер организует и ведет бухгалтерский учет ГУ МЧС России по РБ. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (Д).
Заместитель главного бухгалтера организует сметное планирование и нормативное регулирование оплаты труда и денежного содержания, проводит работы по администрированию неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней по коду 177 с отделом доходов Управления Федерального казначейства по РБ, работы по подготовке сводов бухгалтерской отчетности и предоставлению отчетности в вышестоящую организацию (ПУРЦ). Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (Е).
Специалист по расчетам с персоналом ведет работу по расчетам с персоналом, обеспечивает своевременное и правильное начисление и выплату денежного содержания по ГУ МЧС России по РБ, сдает отчетность во внебюджетные фонды по ЕСН, ГНИ, Пенсионный фонд. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 5 (Ж).
Специалист по расчетам с предприятиями по охране объектов от пожаров ведет работы по расчетам по лицевым счетам через казначейство, работа по расчетам по договорам с предприятиями по охране объектов от пожаров. Разработанные должностные инструкции представлены в Приложении 6 (З).
3.4 Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления РБ в области защиты от ЧС
Реализация Федерального закона №131-фз от 6 октября 2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» [4, 12] по реформированию системы местного самоуправ-ления - одного из уровней системы управления РСЧС – требует разработки рекомендаций для органов управления муниципальных образований РБ с учетом их особенностей (экономических, географических и т.д.).
3.4.1 Разграничение полномочий местного значения для муниципальных образований РБ в области защиты от ЧС
Перечень полномочий местного значения для каждого из типов муниципальных образований Республики Башкортостан (поселение, муниципальный район, городской округ) определен статьями 14 - 18 ФЗ от 6 октября 2003г. № 131-фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Вопросом местного значения является организация и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность проживающего населения и сохранность материальных средств.
В соответствии требованиями ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ [5] необходимо внести в уставы муниципальных образований по вопросам в области обеспечения защиты населения и предупреждения ЧС природного и техногенного характера, положения, представленные в таблице 3.1, дополнив статьи уставов муниципальных образований (Приложение 6).
Таблица 3.1. Положения для внесения в Уставы муниципальных образований Республики Башкортостан по вопросам в области обеспечения защиты населения и предупреждения ЧС природного и техногенного характера
В Уставы 957 (943+14) поселений Республики Башкортостан |
В Уставы 54 муниципальных районов Республики Башкортостан |
В Уставы 9 городских округов Республики Башкортостан |
участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселения |
участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района |
участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах городского округа |
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья |
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья |
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья |
организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории поселения от ЧС природного и техногенного характера |
организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера |
организация и осуществле-ние мероприятий по ГО, защите населения и террито-рии городского округа от ЧС природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств |
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах н.п. поселения |
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа | |
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения |
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа |
Как видно
из таблицы 3.1, в различных типах
муниципальных образований
Основные рекомендации по реализации Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ отражены в рабочей схеме (Приложение 7).
Организация работы в муниципальных образованиях РБ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС. Для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:
- создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (на территориях, отнесенных к группам по ГО, муниципальных образованиях «муниципальный район», «городской округ», «городское поселение»), назначение в органе местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (в муниципальных образованиях «сельское поселение»);
- порядок обучения населения способам защиты при ЧС;
- создание координационного органа РСЧС – комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления;
- создание органов повседневного управления РСЧС – единой дежурно-диспетчерской службы «01» муниципальных образований (кроме сельских поселений);
- своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
- подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация работы в муниципальных образованиях РБ по обеспечению пожарной безопасности. Для реализации полномочий в области пожарной безопасности с целью обеспечения выполнения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (кроме муниципального района) необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления по вопросам:
- организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов;