Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального Закона №131 (на примере Муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является совершенствование системы управления защитой в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ многообразия организационных форм систем муниципального управления в мире и его значение в области защиты от ЧС;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Основные теории и принципы местного самоуправления
1.2 Системы и организация местного самоуправления за рубежом
1.3 Современная организация местного самоуправления в России
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

2.1 Система гражданской обороны РФ
2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
2.3 Территориальный орган управления РСЧС - Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА
3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ
3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ
3.3 Преобразование финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ
3.4 Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления РБ в области защиты от ЧС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Совершенствование управление системы ГЗ на примере города.docx

— 245.69 Кб (Скачать)

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

 

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998г. №28-фз «О гражданской обороне» [2] в России функционирует система гражданской обороны (ГО), предназначенная для подготовки к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от военных опасностей.

Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994г. №68-фз «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), основной целью которой является координация усилий органов государственного управления всех уровней для решения задач защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время.

Современной особенностью, определяющей организацию  защиты населения в ХХI веке, является сложность в разграничении мирного и военного времени, которая появилась с ростом угрозы международного терроризма. На сегодняшний день военный конфликт между цивилизацией и терроризмом уже идет, и его столкновения могут проявляться в любой точке планеты в мирное время. Поэтому на современном этапе идет процесс слияния этих систем с созданием единой государственной системы защиты населения и территорий под общим названием «Российская система гражданской защиты».

 

2.1 Система гражданской обороны РФ

 

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Федеральным законом №28-фз «О гражданской обороне» от 12.02.1998. основными задачами ГО были определены:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • борьба с пожарами, обеззараживание населения, техники и зданий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • защита населения от последствий стихийных бедствий, катастроф и применения противником современных средств поражения;
  • повышение устойчивости работы объектов экономики в военное время;
  • проведение спасательных и других неотложных работ и др.

Структура гражданской обороны РФ. Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам по всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов РФ, городов, районов и населенных пунктов в соответствии с административно-территориальным делением РФ.

Производственный  принцип заключается в организации ГО в министерстве (ведомстве), учреждении, на объекте экономики и т.д.

Общее руководство  ГО РФ осуществляет Председатель Правительства  РФ, первым заместителем которого является министр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС России). Структура Гражданской  обороны РФ представлена на рисунке 2.1.

Руководство ГО на территориях субъектов РФ и  муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

Рис. 2.1 Структура гражданской обороны Российской Федерации

 

Как видно  из рисунка 2.1., руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении и предприятии, независимо от форм собственности, осуществляют их руководители, которые по должности  являются начальниками ГО.

Органами, осуществляемыми управление ГО, являются:

- федеральный  орган исполнительной власти, специально  уполномоченный на решение задач  в области ГО (МЧС России), и  его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

- структурные  подразделения федеральных органов  исполнительной власти, специально  уполномоченные на решение задач  в области ГО (штабы, отделы, управления  по ГО и ЧС);

- структурные  подразделения организаций, специально  уполномоченные на решение задач  в области ГО, создаваемые в  порядке, установленном Правительством  РФ.

Для непосредственного  выполнения мероприятий ГО создаются  службы ГО, а также силы и средства ГО, включающие военизированные и  невоенизированные формирования.

Служба  и силы гражданской обороны. Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении военных действий или вследствие этих действий.

Службы  ГО функционируют на четырех уровнях: федеральном, территориальном, местном  и объектовом. На каждом уровне руководство  осуществляют начальники ГО, координацию  действий – органы управления по делам  ГО, непосредственное руководство –  начальники служб ГО. К службам  ГО относятся: служба оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения  и другие.

Силами  ГО являются воинские формирования, объединенные в войска ГО, а также гражданские  организации ГО.

Войска  ГО – соединения, части, подразделения  и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи ГО. Являются составной частью сил обеспечения  безопасности государства. В военное  время руководство осуществляет Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент РФ через Начальника ГО. Непосредственное управление осуществляет Первый заместитель начальника ГО – Министр МЧС России.

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному  принципу, не входящие в состав Вооруженных  Сил РФ, владеющие специальной  техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций  от опасностей, возникающих при ведении  военных действий или вследствие этих действий.

 

2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

 

Единая  государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов  исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение  вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Основными задачами РСЧС являются:

¾ разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

¾ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление  мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в  области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное  сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Структура РСЧС и режимы функционирования. РСЧС действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и состоит из функциональных и территориальных подсистем.

Функциональные  подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для  организации работы в области  защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы единой системы создаются  в субъектах Российской Федерации  для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональная схема РСЧС представлена на рисунке 2.2.

 

Рис. 2.2 Функциональная схема РСЧС

 

На каждом уровне РСЧС создаются координационные  органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы  связи, оповещения и информационного  обеспечения.

Режимами  функционирования РСЧС являются:

- режим  повседневной деятельности –  при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке.

- режим  повышенной готовности - при угрозе  возникновения ЧС;

- режим  чрезвычайной ситуации - при возникновении  и ликвидации ЧС.

Силы  и средства РСЧС. Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы  и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и  учреждения, осуществляющие государственный  надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния окружающей природной среды, потенциально-опасных  объектов, здоровья людей и т.д.

Силы  и средства ликвидации ЧС состоят  из формирований службы экстренной медпомощи  Минздрава России, формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза  России, противоградовых и противолавинных  служб Росгидромета, бассейновых  аварийно-спасательных управления Минтранса  РФ, соединений и частей ГО, спецотрядов  Минатома РФ, соединений инженерных войск  Минобороны РФ, газоспасательных отрядов  Минэнерго РФ, Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России и др.

 

2.3 Территориальный орган управления РСЧС - Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан

 

Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан (ГУ МЧС РФ по РБ, или  Главное Управление) является органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в целях реализации на территории республики единой государственной политики в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и пожарной безопасности.

Также ГУ МЧС РФ по РБ в пределах своих  полномочий осуществляет руководство  деятельностью дислоцированных  на территории Башкортостана органов, специально уполномоченных решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, в составе или при органах местного самоуправления, подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) и поисково-спасательных служб, за исключением непосредственно подчиненных МЧС России.

В своей  деятельности Главное Управление руководствуется  Конституцией России, Федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, Конституцией РБ, законами РБ, указами и распоряжениями Президента РБ, постановлениями и распоряжениями Правительства РБ, нормативными правовыми актами МЧС России.

ГУ МЧС  России по РБ осуществляет свою деятельность под общим руководством Президента РБ и непосредственным руководством Правительства РБ, а по вопросам боевой и мобилизационной готовности, осуществления надзорных функций, прохождения военной службы - под  руководством МЧС России.

Главное Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления.

Численность военнослужащих, лиц рядового и начальствующего  состава ГПС, проходящих военную  службу в Главном управлении МЧС  России по РБ, устанавливается в  соответствии со штатами, утверждаемыми  МЧС России по согласованию с Президентом РБ.

Главное Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РБ и со своим наименованием, другие необходимые для своей  деятельности печати, штампы и бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством, эмблему и  флаг.

Финансовое  обеспечение Главного управления МЧС  России по РБ осуществляется в установленном  порядке в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми  актами РФ, законодательными и иными  нормативными правовыми актами РБ.

Информация о работе Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального Закона №131 (на примере Муниципальных образований