Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:27, дипломная работа
Целью дипломного проекта является совершенствование системы управления защитой в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ многообразия организационных форм систем муниципального управления в мире и его значение в области защиты от ЧС;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Основные теории и принципы местного самоуправления
1.2 Системы и организация местного самоуправления за рубежом
1.3 Современная организация местного самоуправления в России
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
2.1 Система гражданской обороны РФ
2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
2.3 Территориальный орган управления РСЧС - Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА
3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ
3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ
3.3 Преобразование финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ
3.4 Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления РБ в области защиты от ЧС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
4. Управление оперативного реагирования, оперативного планирования и организации оперативной службы.
5. Управление материально-технического обеспечения
6. Управление кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения.
7. Организационно-мобилизационный отдел.
8. Финансово-экономический отдел.
9. Отдел по защите государственной тайны.
10. Группа пропаганды и связи с общественностью.
11. Общий отдел.
12. Юридическая группа.
13. Отдел государственной инспекции по маломерным судам
14. Отдел организации и развития системы управления, связи и оповещения
15. Бухгалтерия
16. Управления гражданской защиты городов и муниципальных районов
17. Структурные и подведомственные подразделения ГУ МЧС РФ по РБ
Также структура Главного управления МЧС России по РБ по организации и личному составу (военнослужащие, госслужащие, сотрудники по ЕТС) приведена в штатном расписании [19, 20].
2.3.3 Система управления в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях
Для системы управления в области защиты от ЧС существуют жесткие требования, благодаря которым она обладает такими главными свойствами как устойчивость, оперативность и непрерывность. Именно поэтому организация управления в структуре МЧС России и субъектов РФ занимает одно из первых пунктов, на которые обращают внимание при реформировании. Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:
Выводы по второй главе:
В результате анализа функционирования систем Гражданской обороны и РСЧС, территориальным органом управления которых является Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан, выявлено 4 аспекта, требующих структурных преобразований и имеющих большие перспективы развития системы управления на уровне муниципальных образований Республики Башкортостан.
1. Во исполнение Указа Президента РФ №1309 от 9 ноября 2001г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»органичное слияние Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства внутренних дел РФ с МЧС России.
2. Реализация главных направлений реформирования государственной службы в России, заложенных в Федеральном законе №58-фз от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы РФ», в Федеральной программе "О "Реформирование государственной службы Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ №1336 от 19 ноября 2002г., и других законодательных актах.
3. Особенности функционирования
Главного Управления МЧС
4. Реализация Федерального закона №131-фз от 6 октября 2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» по реформированию системы местного самоуправления - одного из уровней системы управления РСЧС.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА
Глава посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления безопасностью в ЧС на основе выявленных в главе 2 четырех аспектов, требующих структурных преобразований и имеющих большие перспективы развития системы управления на уровне муниципальных образований Республики Башкортостан.
3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ
Одной из главных задач при исполнении Указа Президента РФ №1309 от 9 ноября 2001г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» стояло обеспечение быстрого и эффективного присоединения Государственной противопожарной службы к МЧС России, находившейся ранее в ведении МВД России.
Слияние двух систем - МЧС России и ГПС - это формирование структуры, способной с большей эффективностью решать задачи защиты населения и территорий от аварий и катастроф, стихийных бедствий и пожаров. МЧС РФ приняло в свое ведение 8 813 центральных и территориальных органов управления, подразделений, учреждений, организаций и предприятий ГПС общей штатной численностью 295 021 человек. На баланс министерства принято также 30 157 единиц транспорта, зданий и сооружений. В итоге процесс слияния двух систем должен обеспечить создание единой Государственной спасательной службы.
В результате такого преобразования необходимо выделить несколько основных направлений развития системы Государственной противопожарной службы.
1. Создание необходимых условий для расширения функций пожарных частей по оказанию помощи населению при пожарах и других ЧС. В настоящее время основную нагрузку по борьбе с огнем несут 3,8 тысяч территориальных подразделений ГПС. Осуществляют круглосуточное дежурство в пожарных частях более 54 тысяч сотрудников службы. Однако рассредоточенность частей в муниципальных образованиях, четырех сменное несение службы позволяет иметь в боевом расчете только 2-3 человека, вместо 6-9 по норме. Представляется целесообразным: 1) изучить возможность укрепления боевых расчетов ГПС за счет личного состава дежурных смен спасателей; 2) расширить возможности региональных спасательных отрядов и специализированных частей (при укреплении данных подразделений кадрами и техникой, они способны стать силами экстренного реагирования в интересах субъектов и федеральных округов); 3) придать новый статус телефону «01» (единый для обращения граждан в случае любой ЧС).
2. Совершенствование методов государственного пожарного надзора, в том числе с учетом предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (вопрос о повышении ответственности нарушителей правил пожарной безопасности и привлечения к ответственности юридических лиц за выпуск и реализацию продукции и услуг, не отвечающих требованиям пожарной безопасности).
3. Повышение уровня материально-технического оснащения ГПС и социальной защищенности ее личного состава. Продолжение федеральной целевой программы «Пожарная безопасность на 2003-2005 годы».
4. Совершенствование системы подготовки кадров Государственной противопожарной службы. В настоящее время замещение должностей специалистами в системе ГПС составляет: с высшим образованием - около 48 %, со средним специальным - чуть более 48 %. Предлагается расширить учебную базу подготовки специалистов пожарной охраны: 1) в частности, создать сеть дополнительных пожарно-технических образовательных учреждений, а также факультеты заочного обучения на базе существующих учебных заведений (в городском округе г.Уфа на базе факультета защиты в ЧС ГОУ ВПО УГАТУ создана кафедра «Пожарная безопасность» - очное и заочное отделения); 2) для улучшения подготовки кадров, планируется пересмотреть учебные программы, включив в них мероприятия, направленные на подготовку специалистов не только пожарного, но и спасательного профиля.
Функциональные изменения
Таким образом, структура ГПС органично влилась в общую схему организации МЧС России, в том числе и на региональном уровне (в Республике Башкортостан). В новой структуре [9,16] начальник Управления государственной противопожарной службы РБ является Первым заместителем начальника Главного Управления МЧС России по РБ, наряду с Первым заместителем министра в управлении гражданской защиты. Сама организационная структура Управления государственной противопожарной службы не претерпела существенных изменений, сохранился и аппарат заместителей Начальника УГПС.
3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ
Реализация главных
- Федеральном законе №58-фз от
27 мая 2003г. «О системе
- Федеральной программе "О
"Реформирование
- Федеральном законе №122-фз от 22 августа 2004г. "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
требует некоторых структурных и иных изменений в системе управления МЧС РФ, в том числе и на территориальном уровне – в Главном управлении МЧС РФ по РБ. Согласно вышеупомянутым законодательным актам главными направлениями реформирования государственной службы РФ, которые затронули сферу деятельности ГУ МЧС РФ по РБ, являются:
В результате изменения затронули реформирование Государственной противопожарной службы и пожарной охраны, а также получение части работников Главного Управления МЧС России по РБ статуса государственного служащего РФ.
В сфере реформирования государственной службы произошли существенные социальные изменения управления. Вводятся принципиально новые понятия государственной службы как механизма государственного управления в сфере безопасности в ЧС. Появившаяся дифференциация госслужбы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации позволила существенно повысить эффективность работы служащих. В рамках реформы предполагается также унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми будет введена эквивалентность [6,8]. Также принимается новый порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, вводится понятие служебного контракта.