Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального Закона №131 (на примере Муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является совершенствование системы управления защитой в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ многообразия организационных форм систем муниципального управления в мире и его значение в области защиты от ЧС;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Основные теории и принципы местного самоуправления
1.2 Системы и организация местного самоуправления за рубежом
1.3 Современная организация местного самоуправления в России
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

2.1 Система гражданской обороны РФ
2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
2.3 Территориальный орган управления РСЧС - Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА
3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ
3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ
3.3 Преобразование финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ
3.4 Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления РБ в области защиты от ЧС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Совершенствование управление системы ГЗ на примере города.docx

— 245.69 Кб (Скачать)

4. Управление оперативного реагирования, оперативного планирования и организации оперативной службы.

  • Отделение организации службы и подготовки пожарно-спасательских и аварийно-спасательских формирований.
  • Отделение организации тушения пожаров, аварийно-спасательных работ.
  • Группа территориального взаимодействия и применения сил РСЧС.

5. Управление материально-технического обеспечения

  • Отдел материально-технического обеспечения.
  • Отдел эксплуатации и ремонта вооружения.
  • Группа медицинского обеспечения и охраны труда.
  • Группа развития инфраструктуры.

6. Управление кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения.

  • Отдел подбора и расстановки кадров (гражданск./военнослуж.).
  • Отдел подбора, расстановки и проф. подготовки кадров ГПС.
  • Отдел воспитательной работы и психологического обеспечения.

7. Организационно-мобилизационный отдел.

8. Финансово-экономический отдел.

9. Отдел по защите государственной тайны.

10. Группа пропаганды и связи с общественностью.

11. Общий отдел.

12. Юридическая группа.

13. Отдел государственной инспекции по маломерным судам

14. Отдел организации и развития системы управления, связи и оповещения

15. Бухгалтерия

16. Управления гражданской защиты городов и муниципальных районов

17. Структурные и подведомственные подразделения ГУ МЧС РФ по РБ

  • Аварийно-спасательная служба Главного управления МЧС РФ по РБ.
  • Приволжская региональная поисково-спасательная служба МЧС РФ.
  • Учебно-методический центр (УМЦ ГО).
  • Курсы по гражданской обороне.
  • Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности.
  • Государственная инспекция по маломерным судам.
  • Специальное предприятие ГУ МЧС России по РБ.

Также структура  Главного управления МЧС России по РБ по организации и личному составу (военнослужащие, госслужащие, сотрудники по ЕТС) приведена в штатном расписании [19, 20].

 

2.3.3 Система управления в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях

Для системы  управления в области защиты от ЧС существуют жесткие требования, благодаря которым она обладает такими главными свойствами как устойчивость, оперативность и непрерывность. Именно поэтому организация управления в структуре МЧС России и субъектов РФ занимает одно из первых пунктов, на которые обращают внимание при реформировании. Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:

  • максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении ЧС;
  • заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;
  • оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;
  • сопряжением систем оповещения и связи РСЧС с соответствующими системами оповещения ГО, Минобороны РФ, МВД РФ;
  • заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;
  • заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

 

Выводы  по второй главе:

 

В результате анализа функционирования систем Гражданской  обороны и РСЧС, территориальным  органом управления которых является Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан, выявлено 4 аспекта, требующих структурных преобразований и имеющих большие перспективы развития системы управления на уровне муниципальных образований Республики Башкортостан.

1. Во исполнение Указа Президента РФ №1309 от 9 ноября 2001г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»органичное слияние Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства внутренних дел РФ с МЧС России.

2. Реализация главных направлений реформирования государственной службы в России, заложенных в Федеральном законе №58-фз от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы РФ», в Федеральной программе "О "Реформирование государственной службы Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ №1336 от 19 ноября 2002г., и других законодательных актах.

3. Особенности функционирования  Главного Управления МЧС России  по Республике Башкортостан, связанные с финансированием и подготовкой отчетности по дифференцированным бюджетам (республиканский и федеральный).

4. Реализация Федерального закона №131-фз от 6 октября 2003г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» по реформированию системы местного самоуправления - одного из уровней системы управления РСЧС.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА

 

Глава посвящена  разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления безопасностью в ЧС на основе выявленных в главе 2 четырех аспектов, требующих структурных преобразований и имеющих большие перспективы развития системы управления на уровне муниципальных образований Республики Башкортостан.

 

3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ

 

Одной из главных задач при исполнении Указа Президента РФ №1309 от 9 ноября 2001г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» стояло обеспечение быстрого и эффективного присоединения Государственной противопожарной службы к МЧС России, находившейся ранее в ведении МВД России.

Слияние двух систем - МЧС России и  ГПС - это формирование структуры, способной  с большей эффективностью решать задачи защиты населения и территорий от аварий и катастроф, стихийных  бедствий и пожаров. МЧС РФ приняло в свое ведение 8 813 центральных и территориальных органов управления, подразделений, учреждений, организаций и предприятий ГПС общей штатной численностью 295 021 человек. На баланс министерства принято также 30 157 единиц транспорта, зданий и сооружений. В итоге процесс слияния двух систем должен обеспечить создание единой Государственной спасательной службы.

В результате такого преобразования необходимо выделить несколько основных направлений развития системы Государственной противопожарной службы.

1. Создание необходимых условий для расширения функций пожарных частей по оказанию помощи населению при пожарах и других ЧС. В настоящее время основную нагрузку по борьбе с огнем несут 3,8 тысяч территориальных подразделений ГПС. Осуществляют круглосуточное дежурство в пожарных частях более 54 тысяч сотрудников службы. Однако рассредоточенность частей в муниципальных образованиях, четырех сменное несение службы позволяет иметь в боевом расчете только 2-3 человека, вместо 6-9 по норме. Представляется целесообразным: 1) изучить возможность укрепления боевых расчетов ГПС за счет личного состава дежурных смен спасателей; 2) расширить возможности региональных спасательных отрядов и специализированных частей (при укреплении данных подразделений кадрами и техникой, они способны стать силами экстренного реагирования в интересах субъектов и федеральных округов); 3) придать новый статус телефону «01» (единый для обращения граждан в случае любой ЧС).

2. Совершенствование методов государственного пожарного надзора, в том числе с учетом предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (вопрос о повышении ответственности нарушителей правил пожарной безопасности и привлечения к ответственности юридических лиц за выпуск и реализацию продукции и услуг, не отвечающих требованиям пожарной безопасности).

3. Повышение уровня материально-технического оснащения ГПС и социальной защищенности ее личного состава. Продолжение федеральной целевой программы «Пожарная безопасность на 2003-2005 годы».

4. Совершенствование системы подготовки кадров Государственной противопожарной службы. В настоящее время замещение должностей специалистами в системе ГПС составляет: с высшим образованием - около 48 %, со средним специальным - чуть более 48 %. Предлагается расширить учебную базу подготовки специалистов пожарной охраны: 1) в частности, создать сеть дополнительных пожарно-технических образовательных учреждений, а также факультеты заочного обучения на базе существующих учебных заведений (в городском округе г.Уфа на базе факультета защиты в ЧС ГОУ ВПО УГАТУ создана кафедра «Пожарная безопасность» - очное и заочное отделения); 2) для улучшения подготовки кадров, планируется пересмотреть учебные программы, включив в них мероприятия, направленные на подготовку специалистов не только пожарного, но и спасательного профиля.

Функциональные изменения Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан заключаются в закреплении  за ним таких функций как обеспечение  пожарной безопасности.

Таким образом, структура ГПС органично влилась в общую схему организации МЧС России, в том числе и на региональном уровне (в Республике Башкортостан). В новой структуре [9,16] начальник Управления государственной противопожарной службы РБ является Первым заместителем начальника Главного Управления МЧС России по РБ, наряду с Первым заместителем министра в управлении гражданской защиты. Сама организационная структура Управления государственной противопожарной службы не претерпела существенных изменений, сохранился и аппарат заместителей Начальника УГПС.

 

3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ

 

Реализация главных направлений  реформирования государственной службы в России, заложенных в:

- Федеральном законе №58-фз от 27 мая 2003г. «О системе государственной  службы РФ»,

- Федеральной программе "О  "Реформирование государственной  службы Российской Федерации", утвержденной Указом Президента  РФ №1336 от 19 ноября 2002г.,

- Федеральном законе №122-фз от 22 августа 2004г. "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,

требует некоторых структурных и иных изменений в системе управления МЧС РФ, в том числе и на территориальном уровне – в Главном управлении МЧС РФ по РБ. Согласно вышеупомянутым законодательным актам главными направлениями реформирования государственной службы РФ, которые затронули сферу деятельности ГУ МЧС РФ по РБ, являются:

  • создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации;
  • разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;
  • выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;
  • внедрение программ подготовки кадров для государственной службы РФ и профессионального развития государственных служащих;
  • формирование системы управления государственной службой РФ.

В результате изменения затронули реформирование Государственной противопожарной службы и пожарной охраны, а также получение части работников Главного Управления МЧС России по РБ статуса государственного служащего РФ.

В сфере реформирования государственной  службы произошли существенные социальные изменения управления. Вводятся принципиально новые понятия государственной службы как механизма государственного управления в сфере безопасности в ЧС. Появившаяся дифференциация госслужбы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации позволила существенно повысить эффективность работы служащих. В рамках реформы предполагается также унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми будет введена эквивалентность [6,8]. Также принимается новый порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, вводится понятие служебного контракта.

Информация о работе Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального Закона №131 (на примере Муниципальных образований