Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального Закона №131 (на примере Муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:27, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является совершенствование системы управления защитой в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ многообразия организационных форм систем муниципального управления в мире и его значение в области защиты от ЧС;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Основные теории и принципы местного самоуправления
1.2 Системы и организация местного самоуправления за рубежом
1.3 Современная организация местного самоуправления в России
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

2.1 Система гражданской обороны РФ
2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
2.3 Территориальный орган управления РСЧС - Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА
3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ
3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ
3.3 Преобразование финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ
3.4 Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления РБ в области защиты от ЧС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Совершенствование управление системы ГЗ на примере города.docx

— 245.69 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра муниципального управления и социальной инженерии

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №131 (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)»

 

Студента 5 курса заочного отделения

специальности 080504 Государственное и 

муниципальное управление

___________ (подпись)

Руководитель:

генерал-майор, канд. технич. наук, Начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан___________ (подпись)

Рецензент:

докт. техн. наук, проф., ___________ (подпись)

Допустить к защите:

Зав. кафедрой муниципального управления и социальной инженерии _____________________ д.с.н., проф. О.А. Уржа

  (подпись)

 

 

 

У Ф А 2009г.

 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

 

«Утверждаю» Специальность 080504.65

Зав. кафедрой «Государственное и муниципальное управление»

___________О.А. Уржа

«___»____________200__г.

 

задание

на разработку дипломного проекта

Студент ______________

(фамилия,  имя, отчество)

1. Тема  проекта Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального закона №131-ФЗ (на примере муниципальных образований Республики Башкортостан)_________________

_____________________________________________________________

2. Цель  работы ____ Совершенствование системы управления защитой в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечень  вопросов, подлежащих разработке  в дипломном проекте:

  • теоретико-методологических:

анализ  многообразия организационных форм систем муниципального управления (в  аспекте безопасности в чрезвычайных ситуациях) __________

_____________________________________________________________

  • методических, аналитических:

анализ организационной и функциональной структуры Главного управления МЧС  России по Республике Башкортостан___________________

_____________________________________________________________

  • проектных, оценочных:

разработка рекомендаций по совершенствованию  системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан_______________________________________________________________

 

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель дипломного проекта:

 

______________________ ()

 

 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ  ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

1.1 Основные  теории и принципы местного  самоуправления

1.2 Системы и организация местного самоуправления за рубежом

1.3 Современная  организация местного самоуправления  в России

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ  ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


2.1 Система гражданской обороны РФ

2.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

2.3 Территориальный  орган управления РСЧС - Главное  управление МЧС России по Республике Башкортостан

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ЧС В МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАНИЯХ БАШКОРТОСТАНА 

3.1 Основные направления развития системы пожарной безопасности в муниципальных образованиях РБ

3.2 Реализация главных направлений реформирования государственной службы в Главном управлении МЧС РФ по РБ

3.3 Преобразование финансовых и экономических отделов Главного управления МЧС России по РБ

3.4 Рекомендации по совершенствованию работы органов местного самоуправления РБ в области защиты от ЧС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ


«Только квалифицированная и ответственная, обеспеченная ресурсами и прозрачная местная власть сможет достойно решать проблемы граждан»

В.В. Путин

 

Одна  из ключевых проблем, стоящих перед  человечеством, - противоречие между  потребностями социально-экономического развития и необходимостью сохранения среды обитания. Научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводит к возрастанию риска аварий больших технических систем. Последнее связано с усложнением их конструкции, увеличением их числа, ростом единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их территориальной концентрацией. Кроме того, наряду с природными и антропогенными рисками возникновения катастроф и чрезвычайных ситуаций (ЧС) с тяжелыми последствиями нарастает угроза террористических воздействий на общество

По оценкам  экспертов, в США совокупные прямые издержки, связанные с авариями, катастрофами и вызываемыми ими заболеваниями, составляют 4-6% валового внутреннего продукта (ВВП). На долю техногенных катастроф приходится 15-25% преждевременной смертности.

Особую  роль в решении проблем обеспечения  безопасности населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера играют система гражданской обороны (в  соотв. с ФЗ от 12.02.1998г. №28-фз ) и Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (в соотв. с ФЗ от 21.12.1994г. №68-фз). Одним из основных постоянно действующих органов управления двух систем является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям (ЧС) и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

МЧС России является уникальной государственной структурой, не имеющей аналогов в мире. Его подразделения, институты и организации выполняют весьма широкий спектр работ: от оперативных, связанных с аварийно-спасательными мероприятиями, до научно-технических, обеспечивающих развитие науки о рисках и безопасности и опытно-конструкторские разработки, создание совместной специализированной техники. МЧС также занимает достойное место в общей государственной системе противодействия терроризму, являясь как главным организатором (совместно с ФСБ, МВД и МО России), так и основным исполнителем мероприятий, работ по минимизации и полной ликвидации последствий ЧС разного происхождения, в т.ч. и за счет террористических воздействий.

В связи  с этим постоянное совершенствование  системы управления в чрезвычайных ситуациях, ведущим органом которой является МЧС России, весьма актуально.

В настоящее  время Россия находится на стадии формирования системы муниципального управления, поэтому практически значимо совершенствование системы управления в ЧС при реализации Федерального закона №131-фз «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Одним из промышленно-развитых субъектов Российской Федерации является Республика Башкортостан, площадь которой составляет 143,6 тыс. км2 (0,8 % общей площади России). В республике проживает более 4 миллионов человек (около 3% населения России). Башкортостан занимает 7-е место по численности населения среди субъектов Российской Федерации. РБ входит в хорошо заселенную и освоенную зону страны. По территории проходят важнейшие железнодорожные, трубопроводные и автомобильные магистрали, связывающие европейскую часть РФ с Уралом и Сибирью.

В республике сильно развиты такие отрасли  промышленности как нефтедобыча  и нефтепереработка; химия и нефтехимия; электроэнергетика; деревообрабатывающая промышленность и промышленность строительных материалов. Развиты также машиностроение и металлообработка. Такое промышленное развитие в республике предопределяет и повышенный риск возникновения ЧС.

В связи  с этим целью дипломного проекта является совершенствование системы управления защитой в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.

Объектом исследования является система управления в чрезвычайных ситуациях, а предметом – совершенствование системы управления в ЧС в муниципальных образованиях Башкортостана.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- анализ многообразия организационных форм систем муниципального управления в мире и его значение в области защиты от ЧС;

- анализ особенностей функционирования системы Гражданской обороны (ГО) и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в субъекте РФ - Республике Башкортостан;

- оценка  информационной, организационной, социальной  структуры Главного управления  МЧС России по Республике Башкортостан, особенностей управления в чрезвычайных ситуациях;

- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления в чрезвычайных ситуациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.

 

 

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Важнейшей составной частью процесса совершенствования  политической системы в России является реорганизация механизма государственной  и муниципальной власти. Реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой  структурой демократического режима в  любом правовом государстве. Охватывая  своими институтами почти все  стороны демократической организации  местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать  многие функции государственной  власти, перенести принятие решений  по всем вопросам местной жизни в  территориальные сообщества, в т.ч. по защите в ЧС, тем самым, стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Российское  государство традиционно отличалось высокой степенью централизации  управления, но ни один из периодов в  истории российского государства  нельзя считать свободным от элементов  самоуправления. Даже в периоды наивысшего расцвета российского чиновничьего централизованного государства  элементы самоуправления сохранялись  в городах и сельских общинах. На нынешнем этапе развития общества важным условием преодоления отчуждения между государством и населением может стать широкое развитие институтов регионального и местного общественного самоуправления.

В настоящее  время Россия находится на стадии формирования системы муниципального управления, поэтому представляет интерес  анализ и обобщение опыта зарубежных стран. Так, в последние годы во многих странах при организации систем муниципального управления используется опыт корпоративного управления, когда  орган исполнительной власти возглавляет  профессиональный управляющий (менеджер), работающий по контракту.

В процессе реформы местного самоуправления, проводимой в настоящее время в России, целесообразно учесть многообразие организационных форм систем муниципального управления. Выбор конкретной модели должен осуществляться исходя из исторически  сложившихся традиций местного самоуправления, территориальных и политических особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.

 

1.1 Основные теории и принципы местного самоуправления

 

Местное самоуправление как самостоятельное  явление общественной жизни и  институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного  общества, прошло этапы античного  мира, средних веков и нового времени. С конца XVIII в. и особенно в XIX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ.

В современной  научной и учебной литературе выделяется пять основных теорий местного самоуправления [23, 24, 35].

Теория  свободной общины. Теория свободной общины разработана в начале XIX в. немецкими учеными. Главная направленность ее заключается в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общины, которая исторически предшествовала государству. Эта теория, основанная на идее естественного права, исходила из признания общины как естественного сложившегося организма, независимого от государства. Идеи теории свободной общины получили отражение в законодательстве. В бельгийской конституции 1831г. наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями признавалась особая, «общинная» власть.

Теория  общественного самоуправления. Теория общественного самоуправления, пришедшая на смену теории свободной общины, также исходила из противостояния государства и общества, из признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. Эта теория выдвигала в качестве признаков самоуправления не государственный, а именно хозяйственный характер деятельности местного самоуправления, усматривала сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать своими общественными интересами без каких-либо вмешательств со стороны государства. При этом на первый план выдвигались не естественные права общины, а хозяйственная деятельность органов самоуправления. Однако на практике оказалось затруднительным выделить чисто хозяйственные дела местного значения, которые по своему существу отличались бы от дел государственного управления.

Информация о работе Совершенствование системы управления в чрезвычайных ситуациях на основе Федерального Закона №131 (на примере Муниципальных образований