Прокуротура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад

Краткое описание

Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 329.68 Кб (Скачать)

Нормативное ограничение принципа гласности  в деятельности органов прокуратуры  определяется конституционными требованиями, а также федеральным законодательством. Прокуратура, в частности, действует  гласно в той мере, в какой это  не противоречит законодательству Российской Федерации о государственной  тайне.

На  органы прокуратуры возложена обязанность  информировать властные структуры  Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления и населения о состоянии законности.

Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генеральным  прокурором Российской Федерации палатам  Федерального собрания и Президенту доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о  проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры обеспечивают такой информацией органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Системе, структуре и организации прокуратуры  Российской Федерации посвящен второй раздел Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации».

В соответствии со ст.11 Закона систему  органов прокуратуры Российской Федерации составляют:

– Генеральная прокуратура;

– прокуратуры субъектов Российской Федерации;

– приравненные к последним военные и другие специализированные прокуратуры;

– научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами;

– прокуратуры городов и районов;

– другие территориальные, военные и  иные специализированные прокуратуры.

Верхнюю ступень в иерархической лестнице системы органов прокуратуры  занимает Генеральная прокуратура  Российской Федерации.

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному  устройству России. Согласно ст. 5 Конституции  Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. В  настоящее время в составе  России 89 субъектов. В каждом из них  имеется соответствующая прокуратура.

Планшеты 
  
Бу планшеты по очень низкой цене! 
slando.ru  
от 2 500 руб.

Ботильоны 
  
Модные новинки мира красивой женской обуви! 
sapato.ru  
от 1 790 руб.

Автомагнитолы 2012 
  
Отличный выбор новинок в Магазилле! 
magazilla.ru

Точная  копия 
  
Он идеален, идеальный телефон для каждого Apple iPhone 4 
iphoneshop.su  
4 900 руб.

       

В прокуратурах субъектов Федерации  действуют сообразно административно-территориальному делению прокуратуры городов  и районов, которые непосредственно  подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В большинстве  субъектов Федерации имеются  только прокуратуры городов и  районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов и городов  образованы межрайонные (окружные, межмуниципальные) прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов  или иных образований.

Вместе  с тем в конце 2001 г. Генеральный  прокурор России рекомендовал нижестоящим  прокурорам рассмотреть вопрос о  необходимости дальнейшего функционирования городских прокуратур в городах  с районным делением.

В систему прокуратуры Российской Федерации входят также специализированные прокуратуры. К ним следует отнести: военные прокуратуры; природоохранные  прокуратуры; транспортные прокуратуры; прокуратуры по надзору за соблюдением  законов в исправительных учреждениях; прокуратуры по надзору за исполнением  законов в закрытых административно-территориальных  образованиях и на особо режимных объектах (так называемые «спецпрокуратуры»).

Таким образом, общую систему российской прокуратуры можно представить  как своеобразную пирамиду, возглавляемую  Генеральным прокурором Российской Федерации, и состоящую из  трех звеньев: Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Федерации (и приравненные к ним прокуратуры), прокуратуры городов и районов (и приравненные к ним прокуратуры).

Приказом  Генерального прокурора Российской Федерации № 54 от 9 сентября 2002 г. разграничена компетенция территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур, основные функции которых связаны  с осуществлением надзора за законностью  в отдельной специфической сфере  деятельности.

Систему органов военной прокуратуры  составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных  округов, флотов, Ракетных войск стратегического  назначения, Федеральной пограничной  службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура  и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры  объединений, соединений, гарнизонов и  другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее – органы военной прокуратуры). В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с  международными договорами находятся  войска Российской Федерации, осуществление  функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной  прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов  военной прокуратуры, определение  их статуса, компетенции, структуры  и штатов осуществляются Генеральным  прокурором Российской Федерации, приказы  которого по этим вопросам реализуются  в соответствии с директивами  Генерального штаба Вооруженных  Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно- штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

Органы  военной прокуратуры возглавляет  заместитель Генерального прокурора  Российской Федерации – Главный  военный прокурор, который руководит  деятельностью органов военной  прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку  и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами. Свои полномочия органы военной прокуратуры  осуществляют в Вооруженных Силах  Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами.

В 1980–1990 гг. практически во всех субъектах  Российской Федерации были образованы межрайонные природоохранные прокуратуры  со статусом районных, подчиненные  соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением  законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации. Они также производят предварительное следствие по делам  об экологических преступлениях, совершенных  преимущественно на поднадзорных природоохранным  прокурорам предприятиям.

Транспортные  прокуратуры, в настоящее время  переподчиненные (на правах районных прокуратур) прокуратурам субъектов Российской Федерации, осуществляют надзор за исполнением  законов на железнодорожном, воздушном, речном и морском транспорте.

В начале 80-х гг. в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, были образованы прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Они приравнены по статусу к районным прокуратурам и подчиняются прокурору субъекта Российской Федерации.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов  на особо режимных объектах были созданы  более 40 лет назад и специализируются по осуществлению надзора за исполнением  законов в закрытых административно-территориальных  образованиях (ЗАТО), на особо важных объектах и отдельно расположенных  воинских формированиях ряда министерств  и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством России. Данные прокуратуры действуют  на правах районных и подчиняются  прокурорам субъектов Российской Федерации.

Прокуроры названных прокуратур производят предварительное  следствие по всем делам о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах, за их пределами, если они непосредственно  связаны с деятельностью объектов, а также о преступлениях, совершенных военными строителями и военнослужащими, занятыми на строительстве, в охране и при эксплуатации особо важных и режимных объектов, независимо от места совершения.

В систему органов прокуратуры  входят также научные и образовательные  учреждения, являющиеся юридическими лицами. Среди них необходимо выделить научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и  правопорядка при Генеральной прокуратуре  Российской Федерации, Институт повышения  квалификации руководящих кадров Генеральной  прокуратуры Российской Федерации, юридические институты Генеральной  прокуратуры в Санкт-Петербурге и Иркутске. Кроме того, в системе  органов прокуратуры имеются 5 региональных учебных центров.

Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Федерации, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Структура Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов  Федерации, городов и районов  определена ст. ст. 14, 15 и 16 Закона о прокуратуре.

Генеральную прокуратуру Российской Федерации  возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который имеет  первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Генерального прокурора  Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого  заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых  Генеральным прокурором Российской Федерации. Решения данного совещательного органа реализуются путем издания  приказов Генеральным прокурором. На заседаниях коллегий рассматриваются  наиболее важные вопросы работы органов  прокуратуры, актуальные проблемы, связанные  с организацией надзора и управления, и т.п.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и  отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители  и начальники отделов в составе  управлений – помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

В главных управлениях, управлениях  и отделах устанавливаются должности  старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  старших следователей по особо важным делам и следователей по особо  важным делам и их помощников (п. 4 ст. 14 Закона).

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет  советников, старших помощников и  старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители  Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует  статусу заместителей начальников  управлений.

Для рассмотрения вопросов, связанных с  организацией и деятельностью органов  прокуратуры при Генеральной  прокуратуре Российской Федерации, действует Научно-консультативный  совет, положение о котором утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Структурным подразделением Генеральной прокуратуры  Российской Федерации является Главная  военная прокуратура, возглавляемая  Главным военным прокурором, который  имеет первого заместителя и  заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых  соответствует статусу начальников  управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует  статусу заместителей начальников  управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры  составляют управления, отделы (самостоятельные  и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе  управлений, канцелярии и приемной – помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных  подразделениях Главной военной  прокуратуры утверждаются Главным  военным прокурором. В управлениях  и отделах устанавливаются должности  старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  старших следователей по особо важным делам и следователей по особо  важным делам.

Информация о работе Прокуротура РФ