Прокуротура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад

Краткое описание

Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 329.68 Кб (Скачать)

В статье 1 Закона предусмотрены следующие  пять отраслей прокурорского надзора:

– надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и  некоммерческих организаций, а также  за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

– надзор за исполнением законов судебными  приставами;

– надзор за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных  и заключенных под стражу.

Наряду  с надзором за прокуратурой сохраняются  и иные направления деятельности:

– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

– участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством  Российской Федерации участвуют  в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений  судов.

– участие прокуратуры в правотворческой  деятельности.

Для осуществления надзорной и иной прокурорской деятельности прокуроры  должны обладать комплексом необходимых  правовых средств, позволяющих эффективно решать поставленные задачи. Под средствами прокурорского надзора (при расширенном  толковании – прокурорской деятельности), на наш взгляд, следует понимать полномочия прокурора, которыми его  наделяют исследуемый Закон, отраслевое законодательство, а также акты прокурорского  реагирования на выявленные нарушения  законодательства.

Рассмотрим  детальнее отдельные отрасли  прокурорского надзора и иные направления прокурорской деятельности (а с ними и правовые средства прокурорской деятельности).

Надзор  за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и  некоммерческих организаций, а также  за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является первой, наиболее объемной отраслью прокурорского  надзора, которая длительное время носила наименование общий надзор.

Предметом надзора являются:

– соблюдение Конституции Российской Федерации;

– исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и  руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

– соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в выше.

При осуществлении надзора за исполнением  законов органы прокуратуры, как  уже отмечалось, не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании  поступившей в органы прокуратуры  информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ч.2 ст.21 Закона). Этим ограничивается резко критикуемая оппонентами рассматриваемой редакции Закона наступательность общего надзора, плановость и предопределенность прокурорского вмешательства, он становится более демократичным и эффективным.

Приказ  Генерального прокурора Российской Федерации № 30 от 22 мая 1996 г. «Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» под коммерческими  и некоммерческими организациями  предлагает понимать предприятия, хозяйственные  товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, благотворительные  и иные фонды.

В целях осуществления возложенных  на него функций прокурор пользуется следующими полномочиями или вправе:

– по предъявлении служебного удостоверения  беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных  в п. 1 ст. 21 Закона, иметь доступ к  их документам и материалам, проверять  исполнение законов в связи с  поступившей в органы прокуратуры  информацией о фактах нарушения  закона;

– требовать от руководителей и  других должностных лиц указанных  органов представления необходимых  документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим  в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

– вызывать должностных лиц и граждан  для объяснений по поводу нарушений  законов.

Прокурор  или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом  ответственности, предостерегает о  недопустимости нарушения закона.

Прокурор  или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Закона: освобождает своим  постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании  решений несудебных органов; опротестовывает  противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный  суд с требованием о признании  таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 ст. 21 Закона, обязаны приступить к  выполнению требований прокурора или  его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Таким образом, в соответствии с Законом  прокурор при осуществлении надзора  за исполнением законов использует следующие акты прокурорского реагирования на выявленные (или готовящиеся) противоправные деяния: протест, представление, постановление  и предостережение.

В соответствии со ст.23 Закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в  суд в порядке, предусмотренном  процессуальным законодательством  Российской Федерации. Внесение протеста не приостанавливает действие изданного нормативного акта.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный  срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации  или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При  исключительных обстоятельствах, требующих  немедленного устранения нарушения  закона, прокурор вправе установить сокращенный  срок рассмотрения протеста. О результатах  его рассмотрения  незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Отзыв протеста до его рассмотрения может быть осуществлен принесшим его лицом.

Статья 24 Закона предусматривает внесение прокурором или его заместителем представления об устранении нарушений  закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления  должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений  закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления  коллегиальным органом прокурору  сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Исходя  из характера нарушения закона должностным  лицом, прокурор обязан вынести мотивированное постановление о возбуждении  уголовного дела (в случае обнаружения  признаков преступления) или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом  или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах  рассмотрения сообщается прокурору  в письменной форме.

Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ в  Закон «О прокуратуре Российской Федерации» введена статья 25-1, в  результате чего вновь восстановлено  и пополнило список актов прокурорского  реагирования предостережение о  недопустимости нарушения закона.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях прокурор или  его заместитель объявляет в  письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся  преступных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям  общественных (религиозных) объединений  и иным лицам предостережение  о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное  лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности  в установленном законом порядке (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

В качестве одного из средств прокурорского надзора можно рассматривать и право участия прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

В соответствии со ст.7 Закона Генеральный  прокурор Российской Федерации, его  заместители и по их поручению  другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов  и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления.

Прокуроры субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению  другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

Кроме того, прокурор, его заместитель, а  также по их поручению другие прокуроры  вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений  и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими  и некоммерческими организациями.

Предметом надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина надзора  является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы  прокуратуры не подменяют иные государственные  органы и должностных лиц, которые  осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ст.26 Закона).

При осуществлении возложенных на него функций прокурор реализует следующие  полномочия: рассматривает и проверяет  заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и  пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению  к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона.

При наличии оснований полагать, что  нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы  лица, его совершившие, были подвергнуты  уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет  характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или  незамедлительно передает сообщение  о правонарушении и материалы  проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Информация о работе Прокуротура РФ