Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад
Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.
Особенностью
процессуального положения
Согласно ч.1 ст.37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1)
проверять исполнение
2)
возбуждать уголовное дело и
в порядке, установленном УПК
РФ, поручать его расследование
дознавателю, следователю,
3)
участвовать в производстве
4)
давать согласие дознавателю,
следователю на возбуждение
5)
давать согласие дознавателю,
следователю на возбуждение
6)
разрешать отводы, заявленные нижестоящему
прокурору, следователю,
7)
отстранять дознавателя,
8)
изымать любое уголовное дело
у органа дознания и
9)
передавать уголовное дело от
одного органа
10)
отменять незаконные или
11)
поручать органу дознания
12)
продлевать срок
13)
утверждать постановление
14)
утверждать обвинительное
15)
возвращать уголовное дело
16)
приостанавливать или
17)
осуществлять иные полномочия, предусмотренные
уголовно-процессуальным
Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ.
Полномочия
прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК
РФ, осуществляются прокурорами района,
города, их заместителями, приравненными
к ним прокурорами и
Кроме того, полномочия прокурора при осуществлении надзора за досудебным производством детализируются в иных нормах УПК РФ.
Так, согласно ч.3 ст.153 УПК РФ соединение уголовных дел производится на основании постановления прокурора. Практически с согласия прокурора принимается и решение следователя о выделении уголовного дела для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица (ч.3 ст.154 УПК РФ). Глава 31 УПК РФ регламентирует действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.
Надзор
за исполнением законов службой
судебных приставов – самостоятельная
отрасль прокурорского надзора
– введена в практику деятельности
органов прокуратуры
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в Российской Федерации модернизируются подразделения судебных исполнителей и при Министерстве юстиции образуется служба судебных приставов, на которых возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности всех судов Российской Федерации, а также по исполнению судебных актов и актов органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Закон
о прокуратуре лишь обозначил
появление новой отрасли
Надзор
за исполнением законов
Правовую
основу анализируемого направления
деятельности прокуратуры составляют
Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон о
Статья
32 Закона определяет предмет надзора,
в который входят: законность нахождения
лиц в местах содержания задержанных,
предварительного заключения, исправительных
и иных органах и учреждениях,
исполняющих наказание и меры
принудительного характера, назначаемые
судом; соблюдение установленных
Понятием законности нахождения лиц в указанных местах в данном случае охватывается: 1) законность их водворения и содержания, 2) соблюдение сроков содержания, 3) законность освобождения.
Для выполнения задач по обеспечению законности при исполнении наказания и иных, назначаемых судом мер принудительного характера, органы прокуратуры наделены необходимыми полномочиями. Наряду с общими для других отраслей прокурорского надзора полномочиями они используют и специальные полномочия, предоставленные ст. 33 Закона, которые также можно рассматривать как методы прокурорского надзора в названной отрасли.
При осуществлении данной отрасли надзора прокурор вправе: посещать в любое время органы и учреждения, указанные в ст. 32 Закона; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст.32 Закона о прокуратуре; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в отличие от общего надзора в данной отрасли до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.
Прокурор
или его заместитель обязан немедленно
освободить своим постановлением каждого
содержащегося без законных оснований
в учреждениях, исполняющих наказания
и меры принудительного характера,
либо в нарушение закона подвергнутого
задержанию, предварительному заключению
или помещенного в судебно-
Анализируя приведенное положение, следует иметь в виду, что содержание лиц в этих органах и учреждениях является незаконным в случаях:
– отсутствия надлежаще оформленного документа (приговора, определения, постановления), служащего основанием для отбывания наказания или иной меры принудительного характера;
–
истечения назначенных
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (ст.34 Закона).
Иные направления прокурорской деятельности
1.
В целях обеспечения
Согласно п.55 ст.5 УПК РФ «уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления».
В
содержание данного направления
прокурорской деятельности входит расследование
преступлений, процессуальное руководство
предварительным
В соответствии со ст.31 Закона, осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции. Причем прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
Еще
в 40-50-е гг. в науке уголовного
процесса сложилась позиция, согласно
которой прокурор осуществляет не только
надзор за предварительным следствием,
но и процессуальное руководство
им, причем обычно подчеркивалось, что
он не только надзирает за деятельностью
следователей, но и руководит ею.
Как писал В.М.Савицкий, «прокурорский
надзор, предупреждающий, выявляющий,
а затем непосредственно, своею
властью устраняющий нарушения
закона и иные упущения следователя,
есть по существу руководство следствием...».
Автор уверен, что «руководство следствием
со стороны прокурора –
При
современном построении досудебного
производства прокурор, надзирая за исполнением
законов при расследовании
В связи с этим в науке уголовного процесса высказывается довольно аргументированное предложение «отлучить» прокуратуру от надзора за предварительным следствием, т.к. последнее «как производное от судебной власти не может быть предметом прокурорского надзора, осуществляемого органом исполнительной власти».
В
соответствии с п.2 ст.35 Закона прокурор,
осуществляя уголовное