Прокуротура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад

Краткое описание

Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 329.68 Кб (Скачать)

Особенностью  процессуального положения прокурора  на стадии предварительного расследования  является то, что его надзор включает право решать по существу процессуальные вопросы, возникающие в ходе дознания и предварительного следствия, и  распространяется практически на всех участников уголовно-процессуальных отношений.

Согласно  ч.1 ст.37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований  федерального закона при приеме, регистрации и разрешении  сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело и  в порядке, установленном УПК  РФ, поручать его расследование  дознавателю, следователю, нижестоящему  прокурору либо принимать его  к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного  расследования и в необходимых  случаях лично производить отдельные  следственные действия;

4) давать согласие дознавателю,  следователю на возбуждение уголовного  дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ;

5) давать согласие дознавателю,  следователю на возбуждение перед  судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры  пресечения либо о производстве  иного процессуального действия, которое допускается на основании  судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему  прокурору, следователю, дознавателю,  а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя  от дальнейшего производства  расследования, если ими допущено  нарушение требований УПК РФ  при производстве предварительного  расследования;

8) изымать любое уголовное дело  у органа дознания и передавать  его следователю, передавать уголовное  дело от одного следователя  другому с обязательным указанием  оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от  одного органа предварительного  расследования другому с соблюдением  правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК РФ, с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные  постановления нижестоящего прокурора,  следователя, дознавателя в порядке,  установленном УПК РФ;

11) поручать органу дознания производство  следственных действий, а также  давать ему указания о проведении  оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного  расследования;

13) утверждать постановление дознавателя,  следователя о прекращении производства  по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение  или обвинительный акт и направлять  уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю,  следователю со своими указаниями  о производстве дополнительного  расследования;

16) приостанавливать или прекращать  производство по уголовному делу;

17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные  уголовно-процессуальным законом  (ч.2 ст.37 УПК РФ).

Письменные  указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в  порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением  случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ.

Полномочия  прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК  РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными  к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Кроме того, полномочия прокурора при осуществлении  надзора за досудебным производством  детализируются в иных нормах УПК  РФ.

Так, согласно ч.3 ст.153 УПК РФ соединение уголовных дел производится на основании постановления прокурора. Практически с согласия прокурора принимается и решение следователя о выделении уголовного дела для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица (ч.3 ст.154 УПК РФ). Глава 31 УПК РФ регламентирует действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.

Надзор  за исполнением законов службой  судебных приставов – самостоятельная  отрасль прокурорского надзора  – введена в практику деятельности органов прокуратуры Федеральным  законом от 10 февраля 1999 г.

В соответствии с Федеральным законом  от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в Российской Федерации модернизируются  подразделения судебных исполнителей и при Министерстве юстиции образуется служба судебных приставов, на которых  возлагаются задачи по обеспечению  установленного порядка деятельности всех судов Российской Федерации, а  также по исполнению судебных актов  и актов органов, предусмотренных  федеральным законом об исполнительном производстве.

Закон о прокуратуре лишь обозначил  появление новой отрасли прокурорского  надзора, не раскрывая при этом методы прокурорской деятельности, предмет  надзора и акты прокурорского  реагирования на выявленные нарушения. Представляется, что законодатель в  данном случае отсылает правоприменителя к средствам и актам прокурорской деятельности, регламентированным нормами Закона, применительно к другим отраслям прокурорского надзора, рассмотренным выше. Это объясняется уже тем, что служба судебных приставов является частью всей правоохранительной системы страны, использующей присущие ей методы и средства деятельности. Так, на законодательном уровне рассматривается возможность наделения службы судебных приставов правом оперативно-розыскной деятельности, а ст. 40 УПК РФ включила их в перечень органов дознания. По сути, служба судебных приставов стала объектом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие и, соответственно, выделение данной самостоятельной отрасли прокурорского надзора в Законе становится явно декларативным.

Надзор  за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных  и заключенных под стражу (надзор в местах лишения и ограничения  свободы) статьей 1 Закона выделен в  качестве самостоятельного направления  деятельности прокуратуры, тем самым  подчеркнута особая значимость этой деятельности прокуратуры для охраны прав и свобод граждан, защиты интересов  общества и государства.

Правовую  основу анализируемого направления  деятельности прокуратуры составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон о прокуратуре, уголовный, уголовно-процессуальный и  уголовно-исполнительный кодексы, другие федеральные законы.

Статья 32 Закона определяет предмет надзора, в который входят: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые  судом; соблюдение установленных законодательством  Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам  принудительного характера, порядка  и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Понятием  законности нахождения лиц в указанных  местах в данном случае охватывается: 1) законность их водворения и содержания, 2) соблюдение сроков содержания, 3) законность освобождения.

Для выполнения задач по обеспечению  законности при исполнении наказания  и иных, назначаемых судом мер  принудительного характера, органы прокуратуры наделены необходимыми полномочиями. Наряду с общими для  других отраслей прокурорского надзора  полномочиями они используют и специальные  полномочия, предоставленные  ст. 33 Закона, которые также можно рассматривать как методы прокурорского надзора в названной отрасли.

При осуществлении данной отрасли надзора  прокурор вправе: посещать в любое  время органы и учреждения, указанные  в ст. 32 Закона; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного  характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам  принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст.32 Закона о прокуратуре; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Необходимо  обратить внимание на то обстоятельство, что в отличие от общего надзора  в данной отрасли до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.

Прокурор  или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого  содержащегося без законных оснований  в учреждениях, исполняющих наказания  и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого  задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое  учреждение (п.2 ст.33 Закона).

Анализируя  приведенное положение, следует  иметь в виду, что содержание лиц  в этих органах и учреждениях  является незаконным в случаях:

– отсутствия надлежаще оформленного документа (приговора, определения, постановления), служащего основанием для отбывания  наказания или иной меры принудительного  характера;

– истечения назначенных приговором, определением, постановлением сроков наказания или применения иной меры принудительного характера (с учетом решений надзорной инстанции, актов  амнистии или помилования, определений  об условно-досрочном освобождении от наказания, освобождении от наказания  по болезни и др.).

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом  порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам  принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические  учреждения, подлежат обязательному  исполнению администрацией, а также  органами, исполняющими приговоры судов  в отношении лиц, осужденных к  наказанию, не связанному с лишением свободы (ст.34 Закона).

Иные  направления прокурорской деятельности

1. В целях обеспечения верховенства  закона, единства и укрепления  законности, защиты прав и свобод  человека и гражданина, а также  охраняемых законом интересов  общества и государства прокуратура  Российской Федерации осуществляет  уголовное преследование в соответствии  с полномочиями, установленными  уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации.

Согласно  п.55 ст.5 УПК РФ «уголовное преследование  – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения  подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления».

В содержание данного направления  прокурорской деятельности входит расследование  преступлений, процессуальное руководство  предварительным расследованием, осуществляемым органами дознания и предварительного следствия, а также поддержание  государственного обвинения в суде.

В соответствии со ст.31 Закона, осуществляя  уголовное преследование, органы прокуратуры  проводят расследование по делам  о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции. Причем прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Еще в 40-50-е гг. в науке уголовного процесса сложилась позиция, согласно которой прокурор осуществляет не только надзор за предварительным следствием, но и процессуальное руководство  им, причем обычно подчеркивалось, что  он не только надзирает за деятельностью  следователей, но и руководит ею. Как писал В.М.Савицкий, «прокурорский  надзор, предупреждающий, выявляющий, а затем непосредственно, своею  властью устраняющий нарушения  закона и иные упущения следователя, есть по существу руководство следствием...». Автор уверен, что «руководство следствием со стороны прокурора – единственный способ обеспечить законность действий следственных органов». Действительно, как пишет В.С.Шадрин, исследовавший  комплекс полномочий прокурора в  отношении следователя еще по УПК РСФСР (ст. 211), данный перечень «...впечатляет. Ознакомление с ним не оставляет  сомнений в том, кто в расследовании  главный. Хотя расследование ведет  следователь, прокурор имеет все  возможности в любой момент вмешаться  в него и побудить следователя  к правильной, с его точки зрения, корректировке хода и результатов  расследования в порядке осуществления  надзора за исполнением следователем требований закона».

При современном построении досудебного  производства прокурор, надзирая за исполнением  законов при расследовании преступлений, по сути, осуществляет процессуальное руководство данной деятельностью, имея при этом властные полномочия и возможность влиять на ход и  результаты дознания и предварительного следствия. Прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела, т.е. начало уголовного преследования, применение большей части мер процессуального принуждения, предваряя получение судебного решения на отдельные из них, утверждает обвинительное заключение (обвинительный акт) по делу, может «поменять» орган расследования, дать обязательные для исполнения указания о направлении хода расследования и др.

В связи с этим в науке уголовного процесса высказывается довольно аргументированное  предложение «отлучить» прокуратуру  от надзора за предварительным следствием, т.к. последнее «как производное  от судебной власти не может быть предметом  прокурорского надзора, осуществляемого  органом исполнительной власти».

В соответствии с п.2 ст.35 Закона прокурор, осуществляя уголовное преследование  и поддерживая обвинение, выступает  в суде в качестве государственного обвинителя, о чем речь пойдет ниже.

Информация о работе Прокуротура РФ