В
случае нарушения прав и свобод человека
и гражданина, защищаемых в порядке
гражданского судопроизводства, когда
пострадавший по состоянию здоровья,
возрасту или иным причинам не может
лично отстаивать в суде или арбитражном
суде свои права и свободы или
когда нарушены права и свободы
значительного числа граждан
либо в силу иных обстоятельств нарушение
приобрело особое общественное значение,
прокурор предъявляет и поддерживает
в суде или арбитражном суде иск в интересах
пострадавших (ст.27 Закона).
В
соответствии со ст. 28 Закона прокурор
или его заместитель приносит
протест на акт, нарушающий права
человека и гражданина, в орган
или должностному лицу, которые издали
этот акт, либо обращается в суд в
порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Представление
об устранении нарушений прав и свобод
человека и гражданина вносится прокурором
или его заместителем в орган
или должностному лицу, которые полномочны
устранить допущенное нарушение.
Протесты
и представления вносятся и рассматриваются
в порядке и сроки, установленные
ст.ст. 23 и 24 Закона.
Особенностью
этой отрасли надзора является ее
органичная связь с надзором за исполнением
законов и совпадение задач при
осуществлении надзора за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина
с задачами таких отраслей прокурорского
надзора как надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность,
дознание и предварительное следствие,
а также надзор за исполнением
законов администрациями органов
и учреждений, исполняющих наказание,
администрациями мест содержания задержанных
и заключенных под стражу.
По
сути, две обозначенные выше отрасли
и образуют так называемый общий
надзор, поскольку остальные отрасли,
речь о которых пойдет ниже, образуют
сферу специального прокурорского
надзора.
Данный
вывод в полной мере подтверждается
общими положениями приказа Генерального
прокурора Российской Федерации
№ 30 от 22 мая 1996 г. «Об организации
прокурорского надзора за исполнением
законов, соблюдением прав и свобод
человека и гражданина». Взаимосвязь
первых двух отраслей прокурорского
надзора просматривается в самом
названии приказа.
Этим
же приказом определены приоритетные
направления надзорной деятельности,
которыми следует считать надзор
за законностью правовых актов, соблюдением
прав и свобод человека и гражданина,
надзор в сфере экономики и
экологической безопасности, предупреждение
преступных проявлений.
Вместе
с тем, определяя общую для
всех прокурорских формирований стратегическую
задачу – укрепление правовых основ
государственности, следует отметить
«объективный процесс, происходящий в
недрах органов прокуратуры –
переход от «широкозахватного» общего
надзора к конкретной работе по направлениям,
наиболее значимым для общества и
государства».
В
связи с этим только в последние
годы Генеральный прокурор издал
ряд приказов, регулирующих деятельность
прокуратуры в отдельных наиболее
«горячих» сферах современного российского
общества. Среди них приказы №
38 от 22 июня 2001 г. «Об организации прокурорского
надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
и молодежи» и № 25 от 29 апреля 2002 г. «Об
усилении прокурорского надзора за исполнением
законодательства, направленного на противодействие
проявлениям фашизма и иных форм экстремизма».
Так, в соответствии с этими документами
и основными положениями молодежной политики
предлагается усилить надзор за соблюдением
прав органов и учреждений по делам молодежи,
молодежных и детских общественных объединений,
а также за соблюдением законности в их
деятельности, не допуская использования
названных формирований в политических,
экстремистских, оккультных и религиозных
целях.
Надзор
за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие. Предмет данной отрасли
надзора установлен ст.29 Закона о
прокуратуре: это соблюдение прав и
свобод человека и гражданина, установленного
порядка разрешения заявлений и
сообщений о совершенных и
готовящихся преступлениях, выполнения
оперативно-розыскных мероприятий
и проведения расследования, а также
законность решений, принимаемых органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие.
Полномочия
прокурора по надзору за исполнением
законов органами, осуществляющими
ОРД, дознание и предварительное
следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации
и другими федеральными законами
(ст.30 Закона о прокуратуре).
Анализ
рассматриваемой нормы закона позволяет
разделить полномочия прокурора
с учетом специфики деятельности
указанных органов на две относительно
самостоятельные подгруппы:
1.
Полномочия прокурора по надзору
за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, которые закреплены
в ст. 21 Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности»
и конкретизированы в приказе
Генерального прокурора Российской
Федерации № 56 от 25 апреля 2000 г.
2.
Содержание деятельности и полномочия
прокурора при осуществлении надзора
за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие,
регламентируется уголовно-процессуальным
законодательством, в частности, ст.ст.
37, 108, 124, 146, 153, 154, 213, 221, 222 УПК РФ, а также
приказами Генерального прокурора Российской
Федерации № 31 от 18 июня 1997 г. и № 39 от 5
июля 2002 г.
Приведенное
деление рассматриваемой отрасли
может быть сугубо условным, т.к. проводимое
органами дознания и предварительного
следствия расследование конкретного
преступления может сопровождаться
или обеспечиваться оперативно-розыскной
деятельностью, что встречается
довольно часто. Вместе с тем оперативно-розыскная
деятельность осуществляется и вне
рамок производства по уголовному делу.
Остановимся
более детально на этих поднаправлениях
прокурорской деятельности.
1.
Надзор за исполнением законов
Российской Федерации органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, возлагается на Генерального
прокурора Российской Федерации
и уполномоченных им прокуроров.
К ним относятся прокуроры
субъектов Российской Федерации,
приравненные к ним военные
и другие специализированные
прокуроры, прокуроры городов
и районов, другие территориальные,
военные и иные специализированные
прокуроры, а также выделенные
для этой цели приказами прокуроров
субъектов Российской Федерации
уполномоченные прокуроры.
В
Генеральной прокуратуре Российской
Федерации надзор возлагается также
на заместителей Генерального прокурора,
Главного военного прокурора и его
заместителей, начальников отделов
и управлений и их заместителей (старших
помощников и помощников), старших
прокуроров и прокуроров в соответствии
с их функциональными обязанностями.
В
связи со спецификой объекта прокурорской
деятельности (методы и средства, данные,
полученные в ходе оперативно-розыскной
деятельности, относятся к государственной
тайне) уполномоченным прокурорам, определенным
в каждой прокуратуре, предписано иметь
для работы с документами специальный
допуск, оформленный надлежащим образом.
Генеральный
прокурор Российской Федерации в
своем приказе рекомендовал при
осуществлении надзора исходить
из того, что предметом данной отрасли
надзора являются соблюдение прав и
свобод человека и гражданина, порядка
выполнения оперативно-розыскных мероприятий,
установленного законами и нормативными
актами, принятыми в развитие этих
законов, а также законность решений,
принимаемых органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность.
Отмечается, что сведения об организации,
тактике, методах и средствах
осуществления оперативно-розыскной
деятельности в предмет прокурорского
надзора не входят.
В
соответствии со ст.21 Закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» по запросу уполномоченного
прокурора в связи с поступившими
в прокуратуру материалами, информацией
и обращениями граждан о нарушении
законов при проведении оперативно-розыскных
мероприятий, а также при проверке
установленного порядка проведения
оперативно-розыскных мероприятий
и законности принимаемых при этом
решений руководители органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, представляют
указанному прокурору оперативно-служебные
документы, послужившие основанием для
проведения этих мероприятий.
Периодичность
проверок установленного порядка проведения
оперативно-розыскных мероприятий
и законности принимаемых при этом
решений установлена Генеральным прокурором
Российской Федерации в приказе № 56 от
25 апреля 2000 г. Они должны осуществляться:
а)
по жалобам граждан и обращениям
должностных лиц;
б)
по результатам изучения уголовных
дел о нераскрытых преступлениях
или при поступлении информации
о ненадлежащем реагировании на поручение
или указание следователя, прокурора;
в)
в плановом порядке, в том числе
по указанию вышестоящего прокурора;
г)
в других случаях с учетом состояния
законности в этой сфере деятельности.
Уполномоченным
прокурорам предоставлено право
требовать у руководителей органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, подлинные
оперативно-служебные документы, послужившие
основанием для заведения дел оперативного
учета, а также проведения оперативно-розыскных
мероприятий и их учета.
Незаконный
отказ в предоставлении документов,
в зависимости от обстоятельств,
рассматривается как невыполнение
требований прокурора или воспрепятствование
его законной деятельности. Прокурору
в этом случае следует принимать
меры для привлечения к ответственности
виновных должностных лиц в установленном
законом порядке.
Согласно
данному приказу Генерального прокурора
при восстановлении нарушенных прав
и свобод граждан, защите конституционных
гарантий от нарушений со стороны
должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, и проведении проверок
по другим основаниям прокурор использует
следующие определенные законом
средства прокурорского надзора: знакомится
с документами, содержащими сведения
об основаниях, порядке и решениях
оперативно-розыскных мероприятий;
дает письменные указания об осуществлении
по уголовным делам оперативно-розыскных
мероприятий, расширении их комплекса
либо требует их прекращения; направляет
в суд жалобы, проверка которых относится
к исключительной компетенции судей; требует
письменные объяснения от должностных
лиц, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность и допустивших нарушения
закона при проведении оперативно-розыскных
мероприятий; опротестовывает противоречащие
закону приказы и указания руководителей
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность; вносит представления по
поводу выявленных нарушений закона должностными
лицами этих органов и требует от руководителей
отстранения их от дальнейшего ведения
оперативных разработок.
При
обнаружении признаков преступления
проверка проводится в соответствии
с требованиями УПК РФ.
Этим
же приказом уполномоченным прокурорам
предписано при проведении проверок
обращать внимание на: законность принимаемых
решений о производстве или прекращении
оперативной проверки и использовании
результатов оперативно-розыскной
деятельности; соответствие оперативно-розыскных
мероприятий целям и задачам
оперативно-розыскной деятельности,
а также недопустимость применения
информационных систем и технических
средств, наносящих ущерб жизни
и здоровью людей и причиняющих
вред окружающей среде; наличие предусмотренных
законодательством полномочий у лиц, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, и
оснований для проведения оперативно-розыскных
мероприятий, в том числе на проведение
которых разрешение дано судом; соблюдение
установленных законодательством условий
и порядка проведения оперативно-розыскных
мероприятий, а также привлечения граждан
к их осуществлению на конфиденциальной
основе или на основе доверительных отношений.
Используя
предоставленные полномочия, прокуроры
обязаны пресекать нарушения
прав и законных интересов физических
и юридических лиц при проведении
оперативно-розыскной деятельности,
принимать своевременные меры к
их восстановлению, возмещению причиненного
вреда.
2.
В предмет надзора за исполнением
законов органами дознания и
предварительного следствия входят
соблюдение прав и свобод человека
и гражданина, установленный порядок
разрешения заявлений и сообщений
о совершенных преступлениях, проведение
расследования, а также законность принимаемых
этими органами решений.
С
учетом введения в действие с 1 июля
2002 г. УПК Российской Федерации Генеральный
прокурор 5 июля 2002 г. подписал приказ №
39 «Об организации прокурорского
надзора за законностью уголовного
преследования в стадии досудебного
производства», хотя оставил в силе
действие (в части, не противоречащей
новому приказу) ранее изданного
по данным вопросам приказа № 31 «Об
организации прокурорского надзора
за расследованием и раскрытием преступлений»
от 18 июня 1997 г. В этих документах конкретизируются
задачи прокурорского надзора на современном
этапе в рассматриваемой сфере: защита
граждан, общества, государства от преступных
посягательств, соблюдение конституционных
гарантий, прав и свобод личности в процессе
следствия и дознания. Предлагается организовать
работу прокуратур таким образом, чтобы
деятельность прокуроров максимально
обеспечивала конечную цель уголовного
преследования – изобличение лиц, виновных
в совершении преступлений, и привлечение
их к уголовной ответственности. При этом
следует исходить из того, что в досудебном
производстве прокурор выступает руководителем
уголовного преследования.