Прокуротура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад

Краткое описание

Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 329.68 Кб (Скачать)

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке  гражданского судопроизводства, когда  пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может  лично отстаивать в суде или арбитражном  суде свои права и свободы или  когда нарушены права и свободы  значительного числа граждан  либо в силу иных обстоятельств нарушение  приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (ст.27 Закона).

В соответствии со ст. 28 Закона прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права  человека и гражданина, в орган  или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в  порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган  или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты  и представления вносятся и рассматриваются  в порядке и сроки, установленные  ст.ст. 23 и 24 Закона.

Особенностью  этой отрасли надзора является ее органичная связь с надзором за исполнением  законов и совпадение задач при  осуществлении надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина с задачами таких отраслей прокурорского  надзора как надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

По  сути, две обозначенные выше отрасли  и образуют так называемый общий  надзор, поскольку остальные отрасли, речь о которых пойдет ниже, образуют сферу специального прокурорского  надзора.

Данный  вывод в полной мере подтверждается общими положениями приказа Генерального прокурора Российской Федерации  № 30 от 22 мая 1996 г. «Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Взаимосвязь  первых двух отраслей прокурорского  надзора просматривается в самом  названии приказа.

Этим  же приказом определены приоритетные направления надзорной деятельности, которыми следует считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и  экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Вместе  с тем, определяя общую для  всех прокурорских формирований стратегическую задачу – укрепление правовых основ  государственности, следует отметить «объективный процесс, происходящий в  недрах органов прокуратуры –  переход от «широкозахватного» общего надзора к конкретной работе по направлениям, наиболее значимым для общества и  государства».

В связи с этим только в последние  годы Генеральный прокурор издал  ряд приказов, регулирующих деятельность прокуратуры в отдельных наиболее «горячих» сферах современного российского  общества. Среди них приказы № 38 от 22 июня   2001 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» и № 25 от 29 апреля 2002 г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие проявлениям фашизма и иных форм экстремизма». Так, в соответствии с этими документами и основными положениями молодежной политики предлагается усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также за соблюдением законности в их деятельности, не допуская использования названных формирований в политических, экстремистских, оккультных и религиозных целях. 

 

Надзор  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие. Предмет данной отрасли  надзора установлен ст.29 Закона о  прокуратуре: это соблюдение прав и  свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и  сообщений о совершенных и  готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий  и проведения расследования, а также  законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие.

Полномочия  прокурора по надзору за исполнением  законов органами, осуществляющими  ОРД, дознание и предварительное  следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации  и другими федеральными законами (ст.30 Закона о прокуратуре).

Анализ  рассматриваемой нормы закона позволяет  разделить полномочия прокурора  с учетом специфики деятельности указанных органов на две относительно самостоятельные подгруппы:

1. Полномочия прокурора по надзору  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, которые закреплены  в ст. 21 Федерального закона «Об  оперативно-розыскной деятельности»  и конкретизированы в приказе  Генерального прокурора Российской  Федерации № 56 от 25 апреля 2000 г.

2. Содержание деятельности и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, регламентируется уголовно-процессуальным законодательством, в частности, ст.ст. 37, 108, 124, 146, 153, 154, 213, 221, 222 УПК РФ, а также приказами Генерального прокурора Российской Федерации № 31 от 18 июня 1997 г. и № 39 от    5 июля 2002 г.

Приведенное деление рассматриваемой отрасли  может быть сугубо условным, т.к. проводимое органами дознания и предварительного следствия расследование конкретного  преступления может сопровождаться или обеспечиваться оперативно-розыскной  деятельностью, что встречается  довольно часто. Вместе с тем оперативно-розыскная  деятельность осуществляется и вне  рамок производства по уголовному делу.

Остановимся более детально на этих поднаправлениях прокурорской деятельности.

1. Надзор за исполнением законов  Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, возлагается на Генерального  прокурора Российской Федерации  и уполномоченных им прокуроров. К ним относятся прокуроры  субъектов Российской Федерации,  приравненные к ним военные  и другие специализированные  прокуроры, прокуроры городов  и районов, другие территориальные,  военные и иные специализированные  прокуроры, а также выделенные  для этой цели приказами прокуроров  субъектов Российской Федерации  уполномоченные прокуроры.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации надзор возлагается также  на заместителей Генерального прокурора, Главного военного прокурора и его  заместителей, начальников отделов  и управлений и их заместителей (старших  помощников и помощников), старших  прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.

В связи со спецификой объекта прокурорской деятельности (методы и средства, данные, полученные в ходе оперативно-розыскной  деятельности, относятся к государственной  тайне) уполномоченным прокурорам, определенным в каждой прокуратуре, предписано иметь  для работы с документами специальный  допуск, оформленный надлежащим образом.

Генеральный прокурор Российской Федерации в  своем приказе рекомендовал при  осуществлении надзора исходить из того, что предметом данной отрасли  надзора являются соблюдение прав и  свобод человека и гражданина, порядка  выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность. Отмечается, что сведения об организации, тактике, методах и средствах  осуществления оперативно-розыскной  деятельности в предмет прокурорского  надзора не входят.

В соответствии со ст.21 Закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» по запросу уполномоченного  прокурора в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией  и обращениями граждан о нарушении  законов при проведении оперативно-розыскных  мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий  и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представляют указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения этих мероприятий.

Периодичность проверок установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий  и законности принимаемых при этом решений установлена Генеральным прокурором Российской Федерации в приказе № 56 от 25 апреля 2000 г. Они должны осуществляться:

а) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;

б) по результатам изучения уголовных  дел о нераскрытых преступлениях  или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение  или указание следователя, прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе  по указанию вышестоящего прокурора;

г) в других случаях с учетом состояния  законности в этой сфере деятельности.

Уполномоченным  прокурорам предоставлено право  требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета.

Незаконный  отказ в предоставлении документов, в зависимости от обстоятельств, рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору  в этом случае следует принимать  меры для привлечения к ответственности  виновных должностных лиц в установленном  законом порядке.

Согласно  данному приказу Генерального прокурора  при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных  гарантий от нарушений со стороны  должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, и проведении проверок по другим основаниям прокурор использует следующие определенные законом  средства прокурорского надзора: знакомится с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий; дает письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требует их прекращения; направляет в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей; требует письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий; опротестовывает противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; вносит представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требует от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.

При обнаружении признаков преступления проверка проводится в соответствии с требованиями УПК РФ.

Этим  же приказом уполномоченным прокурорам предписано при проведении проверок обращать внимание на: законность принимаемых  решений о производстве или прекращении  оперативной проверки и использовании  результатов оперативно-розыскной  деятельности; соответствие оперативно-розыскных  мероприятий целям и задачам  оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических  средств, наносящих ущерб жизни  и здоровью людей и причиняющих  вред окружающей среде; наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений.

Используя предоставленные полномочия, прокуроры  обязаны пресекать нарушения  прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к  их восстановлению, возмещению причиненного вреда.

2. В предмет надзора за исполнением  законов органами дознания и  предварительного следствия входят  соблюдение прав и свобод человека  и гражданина, установленный порядок  разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, проведение расследования, а также законность принимаемых этими органами решений.

С учетом введения в действие с 1 июля 2002 г. УПК Российской Федерации Генеральный  прокурор 5 июля 2002 г. подписал приказ № 39 «Об организации прокурорского  надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного  производства», хотя оставил в силе действие (в части, не противоречащей новому приказу) ранее изданного  по данным вопросам приказа № 31 «Об  организации прокурорского надзора  за расследованием и раскрытием преступлений» от 18 июня 1997 г. В этих документах конкретизируются задачи прокурорского надзора на современном этапе в рассматриваемой сфере: защита граждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдение конституционных гарантий, прав и свобод личности в процессе следствия и дознания. Предлагается организовать работу прокуратур таким образом, чтобы деятельность прокуроров максимально обеспечивала конечную цель уголовного преследования – изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности. При этом следует исходить из того, что в досудебном производстве прокурор выступает руководителем уголовного преследования.

Информация о работе Прокуротура РФ