Специфической
формой участия Генерального прокурора
Российской Федерации в правотворческой
деятельности является согласование,
совместное издание с иными государственными
органами нормативных актов в
случаях и в порядке, определенных
федеральным законом.
Переход
российского общества к жизни
не по произволу, а по праву, не «по
понятиям», а по закону происходит не
столь последовательно и энергично,
как хотели бы люди, которых остро
волнует беспрецедентный разгул
криминала, коррумпированность значительной
части чиновников, невозможность
эффективно отстоять свои права и
социальные гарантии. Самым незащищенным
от произвола и преступности оказался
простой российский народ.
Количество
зарегистрированных преступлений за 10
лет возросло почти в 2 раза. Этот
рост четко обозначил общую негативную
тенденцию развития криминальных процессов
на рубеже третьего тысячелетия. Глубокие
корни практически во всех сферах
жизнедеятельности российского
общества пустила организованная преступность,
которая все более становится
реальной силой, обладающей значительным
капиталом и хорошо вооруженной
силовой поддержкой. Организованные
преступные группы и сообщества продолжают
наращивать свои позиции в экономике,
опираясь на коррумпированные связи, значительные
собственные капиталы, а также
финансовые ресурсы контролируемых
ими коммерческих структур. Изыскиваются
новые источники незаконного
обогащения, особое внимание привлекает
рынок сбыта ценных бумаг, сырьевые
и перерабатывающие отрасли промышленности,
торговля. За последние пять лет
опасное развитие получила тенденция
сращивания уголовных авторитетов
с отдельными представителями госаппарата,
продвижения на руководящие посты лидеров
и ставленников криминальных структур.
Наблюдаются попытки представителей преступного
мира проникновения в органы власти всех
уровней.
В
преодолении этих и многих других
проблем реформируемой России одно
из ключевых мест принадлежит прокуратуре.
Основное бремя выявления наиболее
острых правовых коллизий, а главное
– инициирование процесса их разрешения
юридически безупречными правовыми
средствами лежит на прокуратуре
«в силу ее социального предназначения
и исторически сложившегося законодательно
закрепленного статуса государственного
института, представители которого,
по выражению Анатолия Федоровича Кони,
выступают «живым напоминанием закона».
Прокуратура
как орган государственной власти
всегда служила ее оплотом и своеобразным
орудием единения. Вместе с тем
единство государственной власти неизбежно
сочетается с различными формами
ее осуществления и особой структурой
внутренней организации.
Современная
Россия, не только теоретически, но и
практически принявшая «общецивилизованный
уровень» разделения властей, может использовать
универсальную модель западной демократии.
Однако «нельзя опережать время, время
присутствует всегда», как и нельзя перепрыгнуть
через несколько ступеней исторического
развития, которые прошли страны Старого
и Нового света. Как утверждал «прародитель»
принципа разделения властей Ш.Монтескье,
«государственный строй может быть только
результатом всего предшествующего развития,
никто не стоит вне своего времени». Скорее
всего, российская модель прокуратуры
не вписывается в классическое действие
данного принципа, как и «разделение властей
на три ветви не может быть признано идеальным,
особенно в России».
Очевидно,
что разделение властей – это
не просто размежевание отдельных государственных
органов, оно должно сопровождаться
наличием специфического механизма
«сдержек и противовесов». Главный
«архитектор» Конституции США Дж.
Мэдисон видел реализацию данного положения
в той степени тесной связи и переплетении
государственных органов, которая позволит
«предоставить каждому из органов конституционный
контроль над другими».
Любая
модель действия принципа разделения
властей требует единства государственной
политики, единства действий всех органов
государства по наиболее актуальным
и принципиальным направлениям общественного
развития. При создании властных структур
государства необходимо также учитывать
национальный опыт и традиции, «культурный
уровень индивида», самобытность народа.
Поэтому «создание в России прокуратуры
как отдельной власти – явление
уникальное. Именно она призвана быть
балансом, уравновешивающим исполнение
законов всеми органами власти».
Не
присоединяясь к концепции «прокурорской
власти», тем не менее, нельзя не утверждать,
что прокуратура должна способствовать
согласованности и скоординированности
действий властей, уравновешивать их и
обеспечивать единство их деятельности.
Однако, нападки на прокуратуру продолжаются,
она мешает некоторым горе-реформаторам,
которые по невежеству или недомыслию
не хотят разобраться в современной ситуации
в российском государстве, требуя передачи
ряда государственных функций гражданскому
обществу. Вместе с тем даже крайне консервативные
эксперты Совета Европы, придирчиво изучавшие
опыт нашей прокуратуры, признали, что
«российская модель прокурорского надзора
не только эффективна, но и отвечает требованиям
общедемократических принципов правового
государства, а по ряду позиций может служить
примером» .
Выступая
на Всероссийском совещании прокуроров
в январе 2002 г. Президент России В.В.
Путин подчеркнул: «Прокуратура постоянно
совершенствуется, не стоит на месте.
Перемены в прокуратуре отвечают
целям демократизации правовой и
правоохранительной системы России».
Это свидетельствует о том, что
на первый план должны выступать вопросы
выбора наиболее важных, актуальных направлений
прокурорской деятельности, а жизнь и
здравые потребности судебно-правовой
реформы подскажут возможную переориентацию
приоритетов в составе осуществляемых
прокуратурой функций.
Так,
большие и сложные задачи встают
перед российской прокуратурой в
связи с принятием Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации, вступившего
в действие с 1 июля 2002 г. «Практическая
реализация предусмотренных в нем
новелл, касающихся, прежде всего, возложения
на прокурора ведущей роли в осуществлении
уголовного преследования, обеспечения
надзора за процессуальной деятельностью
органов дознания и предварительного
следствия, соблюдения законности, конституционных
прав и свобод граждан, углубления состязательных
начал уголовного судопроизводства, требует
принятия неотложных мер по организации
работы в соответствии с положениями нового
уголовно-процессуального закона». Безусловно,
повсеместное внимание в этих условиях
должно уделяться организации участия
прокуроров в уголовном преследовании,
обеспечении реализации назначения уголовного
судопроизводства.
Вместе
с тем реформирование прокуратуры
следует проводить с учетом национального
и зарубежного опыта, реальных потребностей
общества, состояния законности и
правопорядка в стране. При этом
«магистральной линией совершенствования
организации и деятельности прокуратуры
является упрочение ее статуса как
многофункционального органа обеспечения
законности, дальнейшего развития в
качестве прокуратуры смешанного (надзорно-обвинительного)
типа, сохраняющего все нынешние функции
с расширением в необходимых случаях полномочий
по их осуществлению».
На
современном этапе развития государства
общими приоритетами российской прокуратуры,
на наш взгляд, должны выступать: охрана
прав и свобод человека и гражданина, интересов
общества и государства; защита конституционных
основ федеративного государства, его
целостности и безопасности; обеспечение
эффективного контроля над преступностью;
преодоление правового нигилизма в жизни
общества.
Безусловно,
сильное государство должно иметь
сильную власть, в связи с чем России
необходим эффективный механизм надзорной
деятельности за исполнением законов,
что наглядно подтверждено нашей историей.
Как орган государственной власти прокуратура
должна постоянно развиваться и совершенствоваться
с учетом долговременных потребностей
и интересов общества и государства, взвешенных
и тщательно выверенных прогнозов, решений
и действий, большой и кропотливой созидательной
работы ученых и практикующих юристов.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П
Р И К А З № 30
от
22 мая 1996 г.
ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ
ПРАВ
И
СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В
целях совершенствования прокурорского
надзора за исполнением законов,
соблюдением прав и свобод человека
и гражданина, приведения его в
соответствие с новыми социально-экономическими
реалиями, руководствуясь ст. 17 Федерального
закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
приказываю:
1.
Заместителям Генерального прокурора,
начальникам управлений и отделов
Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, прокурорам субъектов
Российской Федерации, городов
и районов, военным прокурорам,
прокурорам специализированных
прокуратур в полной мере использовать
предоставленные Федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации»
полномочия для укрепления правовых
основ российской государственности,
обеспечения верховенства закона
и единства законности.
Основными
направлениями надзорной деятельности
считать надзор за законностью правовых
актов, соблюдением прав и свобод
человека и гражданина, надзор в
сфере экономики и экологической
безопасности, предупреждение преступных
проявлений.
2.
В надзорных действиях руководствоваться
положением о высшей юридической
силе Конституции Российской
Федерации, прямом ее действии
и применении на всей территории
России, а также общепризнанными
принципами и нормами международного
права и международными договорами
Российской Федерации.
3.
Надзор за законностью правовых
актов, издаваемых федеральными
министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, военного управления,
органами контроля, их должностными лицами
осуществлять независимо от поступления
информации о нарушениях законности.
Использовать
для этого систематическое ознакомление
с протоколами заседаний, право
участия в заседаниях представительных
(законодательных), исполнительных органов
и органов местного самоуправления,
периодические проверки и т.п.
4.
Обеспечить надзор за соответствием
конституций республик, уставов,
законов нормативных актов субъектов
Российской Федерации, а также
уставов муниципальных образований
Конституции Российской Федерации
и федеральным законам. При
этом прежде всего исходить из установленного
распределения компетенций между Российской
Федерацией, составляющими ее субъектами
и органами местного самоуправления.
4.1.
В целях предотвращения принятия представительными
(законодательными) органами субъектов
Российской Федерации законов и иных нормативных
актов, противоречащих Конституции Российской
Федерации и федеральному законодательству,
в соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре
наладить необходимое взаимодействие
органов прокуратуры с представительными
органами, обеспечить непосредственное
участие прокуратуры в правотворческом
процессе (разработка законопроектов,
имеющих принципиальное значение, в составе
рабочих групп, подготовка заключений
на законопроекты, выступления на заседаниях
и др.).
4.2.
При выборе форм реагирования
на выявленные незаконные правовые
акты руководствоваться тем, что
прокурор вправе по своему
усмотрению либо принести протест
на незаконный правовой акт,
либо обратиться по этому поводу
непосредственно в суд.
В
случае отклонения органом власти субъекта
Российской Федерации протеста на противоречащий
Конституции России правовой акт, принятый
по вопросам ведения Российской Федерации
или совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов, все
материалы с необходимым обоснованием
незамедлительно направлять в Генеральную
прокуратуру.
При
отклонении иных протестов добиваться
отмены противоречащих Конституции
Российской Федерации и законам
правовых актов путем обращения
в суды общей юрисдикции, военные
или арбитражные суды.
5.
Установить постоянный надзор
за исполнением действующих на
территории Российской Федерации
законов, включая не противоречащие
федеральному законодательству
законы субъектов Российской
Федерации. О наиболее серьезных
нарушениях законности и возникающих
проблемах в осуществлении прокурорского
надзора информировать Генеральную
прокуратуру.
6.
Проверки исполнения законов проводить
на основании поступившей в органы прокуратуры
информации (обращений граждан, должностных
лиц, сообщений средств массовой информации
и т.п.), а также других материалов о допущенных
правонарушениях, требующих использования
прокурорских полномочий в первую очередь
– для защиты общезначимых или государственных
интересов, прав и гарантийных групп населения,
трудовых коллективов, репрессированных,
малочисленных народов, граждан, нуждающихся
в особой социальной и правовой охране.
В
качестве повода для проверок рассматривать
материалы уголовных, гражданских,
арбитражных и административных
дел, результаты анализа статистики,
прокурорской и правоприменительной
практики, а также другие материалы,
содержащие достаточные данные о
нарушении закона.
При
рассмотрении сигналов о правонарушениях
в сферах, на которые распространяется
действие законодательства о коммерческой
или банковской тайне, руководствоваться
порядком, установленным для таких
случаев законом.
7.
В области экономических отношений
сосредоточить усилия на надзоре
за исполнением законов о собственности,
земле, приватизации, предпринимательской
деятельности, финансового, налогового,
банковского, таможенного законодательства.
Особое
внимание уделять положению дел
на объектах военно-промышленного комплекса
и предприятиях, имеющих стратегическое
значение.