Прокуротура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад

Краткое описание

Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 329.68 Кб (Скачать)

Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в интересах осуществления экономических  реформ, для пресечения и устранения нарушений законности.

8. С учетом экологической обстановки  в каждом регионе наладить  эффективный надзор за исполнением  законов об охране природы  и рациональном использовании  ее ресурсов.

По  каждому факту экологического правонарушения остро ставить вопросы об ответственности  виновных и взыскании причиненного материального ущерба.

9. В надзоре за исполнением законов  контролирующими органами первостепенное  значение придавать выполнению  ими обязанностей по выявлению  и пресечению правонарушений. Требовать  в необходимых случаях выделения  специалистов для выяснения возникших  вопросов. Проверять законность  и полноту принятых этими органами  мер по устранению нарушений  и привлечению виновных к ответственности.

В случае бездействия органов контроля решать вопрос об ответственности их руководителей.               

10. Конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора – соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами  и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).               

10.1. Акцентировать внимание на  защите закрепленных в Конституции  Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, экологических,  избирательных и иных политических  прав и свобод человека и  гражданина.               

  При проверках на предприятиях  и в организациях анализировать  выполнение работодателями обязанностей  по своевременной  выплате заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.

Решительно  пресекать факты незаконного  применения к гражданам административного  задержания, штрафов и иных мер  административной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать  своим постановлением лиц, необоснованно  подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

При осуществлении надзора за исполнением  законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать  правомерность принимаемых в  отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных  организаций.

В случаях обнаружения нарушения  прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично  отстаивать в суде или арбитражном  суде свои права и свободы, когда  нарушены права и свободы значительного  числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нарушение приобрело  особое общественное значение, предъявлять  и поддерживать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.

Обеспечить  профилактическую направленность прокурорского  надзора. Систематически проверять  исполнение законов о занятости  населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Стремиться  к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представительных (законодательных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также  негативные последствия нарушений  закона, причины и условия, которые  этому способствовали. Ставить вопрос об их устранении и ответственности  виновных лиц. Контролировать фактическое  устранение нарушений законов, принципиально  реагировать на неисполнение требований прокурора.

При внесении представлений и протестов  в каждом случае решать вопрос о  необходимости участия прокурора  в их исполнении.

Прокурорский  надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам  массовой информации предоставлять  возможность получения в предусмотренных  законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.

При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве, руководствуясь ст. 9 Закона о прокуратуре, вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной  инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов  и иных нормативных правовых актов.

В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору.

Деятельность  прокуроров по надзору за исполнением  законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать,  исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

Прокурорам  субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить должную организацию  прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.

Направлять  в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского  реагирования по наиболее актуальным вопросам, информировать ее о возникающих  проблемах, имеющих общегосударственное  значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

Управлениям по надзору за исполнением законов  и законностью правовых актов, по надзору за исполнением законов  на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, Второму управлению, Главной военной  прокуратуре:

осуществлять  надзор за исполнением законов, соответствием  законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами, органами контроля, военного управления, их должностными лицами, соблюдением  законов общероссийскими общественными  объединениями по предметам их ведения;

систематически  анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную  практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;

оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского  надзора, осуществлять руководство  и контроль за их деятельностью;

наладить  взаимодействие всех звеньев органов  прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации  работы. Установить тесную координацию  надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур;

совместно с Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и  правопорядка и Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.

Считать утратившими силу пп. 2-3, 7.3, 8,10 приказа Генерального прокурора Российской федерации от 28.05.92 №20.

Контроль  за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В. И. и Паничева В. Н.

Приказ  направить прокурорам субъектов  Российской Федерации, прокурорам городов  и районов, прокурорам специализированных прокуратур.

Генеральный прокурор

Российской  Федерации.

действительный  государственный

советник  юстиции             Ю.И. Скуратов 

 

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П Р И К А З  № 31

от 18 июня 1997 г.

ОБ  ОРГАНИЗАЦИИ  ПРОКУРОРСКОГО  НАДЗОРА  ЗА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СЛЕДСТВИЕМ И ДОЗНАНИЕМ

(с  изм., внесенными Приказом Генпрокуратуры РФ

от 05.07.2002  № 39)

Вступление  в законную силу нового Уголовного кодекса Российской Федерации, внесение существенных изменений и дополнений в Уголовно - процессуальный кодекс требуют корректировки организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений.

Первостепенное  значение приобретают охрана жизни  и здоровья, собственности граждан, интересов общества и государства  от преступных посягательств. В то же время многие тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, терроризм, бандитизм, разбойные нападения, остаются нераскрытыми. Распространены нарушения требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств при расследовании уголовных дел.

Допускается применение незаконных методов расследования. Некоторые прокуроры районного  звена не выполняют свои профессиональные обязанности о своевременной  отмене незаконных постановлений следователей и дознавателей, не проявляют настойчивости  и принципиальности в привлечении  начальников следственных подразделений  и органов дознания к ответственности  за ненадлежащий контроль деятельности подчиненных им следователей и дознавателей. Недостаточно используются возможности  прокурорского надзора в повышении  эффективности оперативно-розыскной  работы при раскрытии преступлений. В некоторых аппаратах республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратур отсутствует  четкая система надзора и контроля, вдумчивый анализ состояния законности при расследовании уголовных  дел.

В целях надлежащей организации прокурорского  надзора за предварительным следствием и дознанием приказываю:

1. Прокурорам субъектов Российской  Федерации, приравненным к ним  военным и другим специализированным  прокурорам, прокурорам городов  и районов, другим территориальным,  военным и иным специализированным  прокурорам:

1.1. Обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно - процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела).

1.2. Считать важнейшей обязанностью  прокуроров защиту прав и законных  интересов потерпевших от преступлений. Внимательно подходить к рассмотрению  их жалоб и заявлений, принимать  все необходимые меры к восстановлению  нарушенных прав, возмещению морального  и материального вреда.

1.3. Обеспечивать своевременную проверку  законности решений следователей  и дознавателей по каждому  сообщению о преступлении. Не  допускать промедления в возбуждении  уголовного дела при очевидных  признаках преступления, проведения  не вызванных необходимостью  проверочных действий. Отменять  постановления о возбуждении  дела в случае признания их  незаконными.

В соответствии с требованием п. 1 ст. 211 Уголовно - процессуального кодекса проводить проверки исполнения законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях не реже одного раза в месяц. В ходе проверок использовать сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.п.

Результаты  проверок анализировать. При выявлении  нарушений порядка приема, регистрации, учета заявлений и сообщений  о преступлениях, фальсификации  материалов доследственной проверки принимать меры по привлечению виновных лиц к ответственности, вплоть до возбуждения уголовного дела.

1.4. При получении сообщения об  убийстве, террористическом акте, бандитизме, массовых беспорядках обеспечивать  выезд прокуроров или их заместителей  либо других ответственных работников  прокуратуры на место происшествия.

Принимать меры к проведению качественного  осмотра места происшествия, неотложных следственных и оперативно - розыскных  действий, организационному обеспечению  квалифицированного расследования  и раскрытия преступления, к должному взаимодействию следователей и органов дознания. При необходимости определять подследственность уголовного дела, поручать расследование группе следователей.

Информация о работе Прокуротура РФ