Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад
Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.
2.
До недавнего времени участие
прокурора в рассмотрении дел
судами было самостоятельной
отраслью прокурорского
Нормативной основой названного вида деятельности является раздел IV Закона, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, приказы Генерального прокурора Российской Федерации.
Формы
участия прокуроров в судопроизводстве
весьма многообразны. Согласно ст. 35 Закона
прокурор участвует в рассмотрении
дел судами в случаях, предусмотренных
процессуальным законодательством
Российской Федерации и другими
федеральными законами. Осуществляя
уголовное преследование в
Приказ
Генерального прокурора Российской
Федерации № 28 от 3 июня 2002 г. «Об
организации работы прокуроров в
судебных стадиях уголовного судопроизводства»
констатировал закрепленную УПК
РФ ведущую роль прокуроров в уголовном
преследовании, и, соответственно, необходимость
существенного повышения
Вопрос
о том, кто из работников прокуратуры
должен выступать в суде по тому
или иному делу, решается руководителем
прокуратуры. Как правило, в судебном
разбирательстве уголовного дела участвуют
прокуроры уровня, соответствующего
суду либо их заместители, старшие помощники,
помощники, старшие прокуроры и
прокуроры отделов и
Выступление прокурора в суде в качестве государственного обвинителя – важнейшая часть возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования. Квалифицированное участие в суде государственного обвинителя – непременное условие реализации конституционного принципа состязательности судебного разбирательства.
Признание прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовного дела, государственным обвинителем ни в коей мере не означает придания его деятельности одностороннего, предвзятого характера. Поддерживая обвинение, прокурор должен делать это лишь в меру его доказанности, не упуская из виду факты, говорящие в пользу подсудимого, обязан строго соблюдать закон, выступать против любых его нарушений.
Как известно, в ранее действовавшем законодательстве задачи прокурора, участвовавшего в судебном разбирательстве уголовного дела, заключались в осуществлении надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. С началом судебной реформы это положение подверглось острой критике, как равнозначное утверждению о поднадзорности суда прокуратуре и впоследствии исключено из закона.
В рамках состязательного процесса государственный обвинитель, оставаясь представителем органа, на который возложен надзор за законностью, обязан не только соблюдать закон, но и в пределах прав, предоставленных ему уголовно-процессуальным кодексом, реагировать на любое его нарушение, а если оно не устранено, своевременно принимать меры по восстановлению нарушенного права.
Согласно ст. 246 УПК РФ участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.
Государственное
обвинение могут поддерживать несколько
прокуроров. Если в ходе судебного
разбирательства обнаружится
Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.
Если
в ходе судебного разбирательства
государственный обвинитель придет
к убеждению, что представленные
доказательства не подтверждают предъявленное
подсудимому обвинение, то он отказывается
от обвинения и излагает суду мотивы
отказа. Полный или частичный отказ
государственного обвинителя от обвинения
в ходе судебного разбирательства
влечет за собой прекращение уголовного
дела или уголовного преследования
полностью или в
Государственный
обвинитель до удаления суда в совещательную
комнату для постановления
Участвуя
в любой форме в
3.
Следующее направление –
Прокуратура
в силу своеобразия своего положения
в механизме разделения и взаимодействия
властей, обусловленного, прежде всего,
ее целями, задачами и полномочиями,
оказалась объективно наиболее подходящей
государственно-правовой структурой,
способной осуществить должным
образом координацию
Статья 8 Закона о прокуратуре предписывает Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам координировать деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных структур.
В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в п. 1 ст. 8 Закона, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Перечень полномочий прокурора, определяющий его деятельность по координации и указанный в п. 2 ст. 8 Закона, не является исчерпывающим. Закон устанавливает, что прокурор осуществляет и иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 567 от 18 апреля 1996 г.
Положением координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью возложена на Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и других территориальных прокуроров, а также на приравненных к ним прокуроров военных и специализированных прокуратур.
Согласного данному Положению основные направления координационной деятельности выражаются в :
– проведении совместного всестороннего анализа состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозировании тенденций, а также изучении деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений для определения основных направлений борьбы с преступностью,
– выполнении федеральных и региональных программ по борьбе с преступностью, разработке совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями мероприятий и предложений по предупреждению преступлений;
– подготовке и направлении информации по вопросам борьбы с преступностью Президенту, Федеральному собранию и Правительству Российской Федерации, другим органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;
– обобщении по согласованной программе практики применения законов по борьбе с преступными проявлениями и подготовке предложений по улучшению правоохранительной деятельности;
–
разработке предложений по совершенствованию
правового регулирования
– изучении практики координации деятельности правоохранительных органов, распространении положительного опыта.
4.
Статья 9 Закона предусматривает
участие прокуроров в
При установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов прокурор вправе вносить в законодательные соответствующего и нижестоящего уровней органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
При
этом необходимо учитывать следующее
обстоятельство. Характер задач, возложенных
на прокуратуру, содержание деятельности
ее органов, распространенность прокурорского
надзора на все сферы отношений,
урегулированные нормами
Было бы расточительным для государства не использовать имеющуюся у прокуратуры разностороннюю информацию о недостатках и потребностях правового регулирования. На различных этапах государственного строительства органы прокуратуры осуществляли функцию участия в правотворческой деятельности в различных формах.
Важно
отметить, что Конституция Российской
Федерации 1993 г. упразднила право законодательной
инициативы Генерального прокурора, которой
он наделялся в течение
Прежде
всего, прокурор вправе вносить в
законодательные органы и органы,
обладающие правом законодательной
инициативы, предложения об изменении,
дополнении, отмене или принятии законов
и иных правовых актов. Отличие данного
права прокурора от права законодательной
инициативы состоит в правовых последствиях
такого обращения. Обращение Генерального
прокурора с соответствующими предложениями
по поводу законодательства, в отличие
от субъектов законодательной
Согласно
конституциям (уставам) ряда субъектов
Российской Федерации прокурорам предоставляется
право законодательной
При
выполнении работ, связанных с участием
в правотворческой