Прокуротура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад

Краткое описание

Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 329.68 Кб (Скачать)

2. До недавнего времени участие  прокурора в рассмотрении дел  судами было самостоятельной  отраслью прокурорского надзора,  но и после «модернизации»  данное направление по-прежнему  сохраняет важное значение в условиях построения правового государства. Более того, поддержание в суде государственного обвинения в настоящее время признано одним из наиболее приоритетных направлений прокурорской деятельности.

Нормативной основой названного вида деятельности является раздел IV Закона, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, приказы Генерального прокурора Российской Федерации.

Формы участия прокуроров в судопроизводстве весьма многообразны. Согласно ст. 35 Закона прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных  процессуальным законодательством  Российской Федерации и другими  федеральными законами. Осуществляя  уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации  прокурор вправе обратиться в суд  с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого  требует защита прав граждан и  охраняемых законом интересов общества или государства. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а также вправе обращаться в Конституционный суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Приказ  Генерального прокурора Российской Федерации № 28 от 3 июня 2002 г. «Об  организации работы прокуроров в  судебных стадиях уголовного судопроизводства»  констатировал закрепленную УПК  РФ ведущую роль прокуроров в уголовном  преследовании, и, соответственно, необходимость  существенного повышения качества поддержания государственного обвинения  и укрепления корпуса государственных  обвинителей.

Вопрос  о том, кто из работников прокуратуры  должен выступать в суде по тому или иному делу, решается руководителем  прокуратуры. Как правило, в судебном разбирательстве уголовного дела участвуют  прокуроры уровня, соответствующего суду либо их заместители, старшие помощники, помощники, старшие прокуроры и  прокуроры отделов и управлений. Вместе с тем не исключается возможность  выступления в качестве государственного обвинителя как вышестоящего прокурора, если он сочтет это необходимым с  учетом важности дела, так и нижестоящего (если прокурор области поручит прокурору  района поддержать обвинение по делу, которое рассматривается областным  судом с выездом в район).

Выступление прокурора в суде в качестве государственного обвинителя – важнейшая часть  возложенной на прокуратуру функции  уголовного преследования. Квалифицированное  участие в суде государственного обвинителя – непременное условие  реализации конституционного принципа состязательности судебного разбирательства.

Признание прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовного дела, государственным  обвинителем ни в коей мере не означает придания его деятельности одностороннего, предвзятого характера. Поддерживая  обвинение, прокурор должен делать это  лишь в меру его доказанности, не упуская из виду факты, говорящие  в пользу подсудимого, обязан строго соблюдать закон, выступать против любых его нарушений.

Как известно, в ранее действовавшем  законодательстве задачи прокурора, участвовавшего в судебном разбирательстве уголовного дела, заключались в осуществлении  надзора за исполнением законов  при рассмотрении дел в судах. С началом судебной реформы это  положение подверглось острой критике, как равнозначное утверждению о  поднадзорности суда прокуратуре и  впоследствии исключено из закона.

В рамках состязательного процесса государственный  обвинитель, оставаясь представителем органа, на который возложен надзор за законностью, обязан не только соблюдать  закон, но и в пределах прав, предоставленных  ему уголовно-процессуальным кодексом, реагировать на любое его нарушение, а если оно не устранено, своевременно принимать меры по восстановлению нарушенного  права.

Согласно  ст. 246 УПК РФ участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел  публичного и частно-публичного обвинения.

Государственное обвинение могут поддерживать несколько  прокуроров. Если в ходе судебного  разбирательства обнаружится невозможность  дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему  в судебное разбирательство прокурору  суд предоставляет время для  ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в  судебном разбирательстве. Замена прокурора  не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены  в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд  может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного  разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому  наказания.

Прокурор  предъявляет или поддерживает предъявленный  по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных  интересов.

Если  в ходе судебного разбирательства  государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное  подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ  государственного обвинителя от обвинения  в ходе судебного разбирательства  влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования  полностью или в соответствующей  его части по основаниям, предусмотренным  пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную  комнату для постановления приговора  может также изменить обвинение  в сторону смягчения путем: исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание; исключения из обвинения  ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается  другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось  ему в обвинительном заключении или обвинительном акте; переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.

Участвуя  в любой форме в судопроизводстве, прокурор обладает полномочиями, предусмотренными ст.36 Закона. Вместе с тем изменилось название требования об устранении допущенного  нарушения закона. Если ранее прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносил в  вышестоящий суд кассационный или  частный протест на незаконное или  необоснованное решение, приговор, определение  или постановление суда, то в соответствии с УПК РФ в связи с появлением названных поводов вносится представление  прокурора. В связи с этим данная норма Закона подлежит приведению в  соответствие с УПК РФ.

3. Следующее направление – координация  деятельности по борьбе с преступностью,  существовавшее de facto в работе прокуратуры много лет, в новом Законе получило закрепление de jure.

Прокуратура в силу своеобразия своего положения  в механизме разделения и взаимодействия властей, обусловленного, прежде всего, ее целями, задачами и полномочиями, оказалась объективно наиболее подходящей государственно-правовой структурой, способной осуществить должным  образом координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Статья 8 Закона о прокуратуре предписывает Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему  прокурорам координировать деятельность по борьбе с преступностью органов  внутренних дел, органов федеральной  службы безопасности, органов налоговой  полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных структур.

В целях обеспечения координации  деятельности органов, указанных в  п. 1 ст. 8 Закона, прокурор созывает координационные  совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с  Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Перечень  полномочий прокурора, определяющий его  деятельность по координации и указанный  в п. 2 ст. 8 Закона, не является исчерпывающим. Закон устанавливает, что прокурор осуществляет и иные полномочия в  соответствии с Положением о координации  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации  № 567 от 18 апреля 1996 г.

Положением  координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью  возложена на Генерального прокурора  Российской Федерации, прокуроров субъектов  Российской Федерации, городов, районов  и других территориальных прокуроров, а также на приравненных к ним  прокуроров военных и специализированных прокуратур.

Согласного  данному Положению основные направления  координационной деятельности выражаются в :

– проведении совместного всестороннего анализа состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозировании тенденций, а также изучении деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений для определения основных направлений борьбы с преступностью,

– выполнении федеральных и региональных программ по борьбе с преступностью, разработке совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями мероприятий и предложений по предупреждению преступлений;

– подготовке и направлении информации по вопросам борьбы с преступностью  Президенту, Федеральному собранию и  Правительству Российской Федерации, другим органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления;

– обобщении по согласованной программе практики применения законов по борьбе с преступными проявлениями и подготовке предложений по улучшению правоохранительной деятельности;

– разработке предложений по совершенствованию  правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

– изучении практики координации деятельности правоохранительных органов, распространении положительного опыта.

4. Статья 9 Закона предусматривает  участие прокуроров в правотворческой  деятельности.

При установлении в ходе осуществления  своих полномочий необходимости  совершенствования действующих  нормативных правовых актов прокурор вправе вносить в законодательные  соответствующего и нижестоящего уровней  органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения  об изменении, дополнении, отмене или  принятии законов и иных нормативных  правовых актов.

При этом необходимо учитывать следующее  обстоятельство. Характер задач, возложенных  на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распространенность прокурорского  надзора на все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру осведомленной  не только об исполнении законов, но и  о состоянии правового регулирования.

Было  бы расточительным для государства  не использовать имеющуюся у прокуратуры  разностороннюю информацию о недостатках  и потребностях правового регулирования. На различных этапах государственного строительства органы прокуратуры осуществляли функцию участия в правотворческой деятельности в различных формах.

Важно отметить, что Конституция Российской Федерации 1993 г. упразднила право законодательной  инициативы Генерального прокурора, которой  он наделялся в течение длительного  времени. Однако ст.9 Закона о прокуратуре  в существенной мере компенсирует отсутствие такого права. Генеральный прокурор может реализовать свою функцию  участия в правотворческой деятельности, хотя и более сложным путем. 

Прежде  всего, прокурор вправе вносить в  законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной  инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов  и иных правовых актов. Отличие данного  права прокурора от права законодательной  инициативы состоит в правовых последствиях такого обращения. Обращение Генерального прокурора с соответствующими предложениями  по поводу законодательства, в отличие  от субъектов законодательной инициативы не влечет обязанность законодателя рассмотреть внесенный законопроект и в любом случае принять по нему решение. Он рассматривается в  обычном порядке как обращение. При этом учитываются место и  роль прокуратуры в государственном  механизме, степень обоснованности и значимость вносимых прокуратурой предложений. Одобренное и рассмотренное  надлежащим образом обращение Генерального прокурора Российской Федерации  вносится в законодательный орган  субъектом законодательной инициативы от своего имени в доработанном либо измененном виде.

Согласно  конституциям (уставам) ряда субъектов  Российской Федерации прокурорам предоставляется  право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти.

При выполнении работ, связанных с участием в правотворческой деятельности, органы прокуратуры руководствуются  соответствующими приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Ряд требований по данным вопросам изложен в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации  № 47 от 9 августа 1996 г., согласно которому координацию и согласование усилий прокуратуры в процессе выполнения работы по участию в правотворческой  деятельности осуществляют управление правового обеспечения Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  и соответствующие структуры  прокуратур субъектов Федерации.

Информация о работе Прокуротура РФ