Прокуротура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад

Краткое описание

Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 329.68 Кб (Скачать)

В Главной военной прокуратуре  образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его  первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным  прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению  Главного военного прокурора.

Статья 47 Закона регламентирует основные полномочия военных прокуроров, которые во многом определяются спецификой их деятельности по осуществлению прокурорского  надзора в войсках.

Главный военный прокурор и подчиненные  ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным  законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Военные прокуроры также обладают полномочиями: участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаний  органов военного управления; назначать  вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются  по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят  на довольствии проверяемые воинские части и учреждения; по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц; требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. В качестве совещательного органа образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.

Структура прокуратур данного уровня состоит  из управлений и отделов (на правах управлений, а также в составе  управлений). Начальники управлений и  отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители  и начальники отделов в составе  управлений – помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

В указанных прокуратурах устанавливаются  должности старших помощников и  помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  следователей по особо важным делам  и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним  прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых  соответствует статусу заместителей начальников управлений (ст.15 Закона).

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие  прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого  заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших  прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов  – следователей по особо важным делам) и их помощников. По решению  Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов  и районов и приравненных к  ним прокуратурах могут быть образованы отделы (ст.16 Закона).

Полномочия  Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Федерации, городов с районными делениями  по руководству системой прокуратуры  регламентированы ст.ст.17, 18 и 19 Закона.

Так, согласно ст. 17 Закона Генеральный прокурор Российской Федерации обладает следующими полномочиями по руководству системой прокуратуры Российской Федерации:

1. Руководит системой прокуратуры  Российской Федерации, издает  обязательные для исполнения  всеми работниками органов и  учреждений прокуратуры приказы,  указания, распоряжения, положения  и инструкции, регулирующие вопросы  организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

2. В пределах выделенной штатной  численности и фонда оплаты  труда устанавливает штаты и  структуру Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, определяет  полномочия структурных подразделений,  устанавливает штатную численность  и структуру подчиненных органов  и учреждений прокуратуры.

3. Назначает на должность и освобождает  от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений  системы прокуратуры Российской  Федерации и их заместителей.

При этом Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность  за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры федеральным  законодательством.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, а  также приравненные к ним прокуроры  руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов  Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми  подчиненными работниками, могут вносить  изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных  прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации (ст.18 Закона).

Прокуроры городов с районным делением согласно ст.19 Закона руководят деятельностью  районных и приравненных к ним  прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной  численности своих аппаратов  и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

очное и единообразное исполнение законов  – основа стабильности любого государства  и неотъемлемый признак, характеризующий  его в качестве правового. В связи  с этим для каждого государства, независимо от строя и формы правления, правозащитная (отсюда и надзорная) функция является одной из главных.

Согласно  Закону «О прокуратуре Российской Федерации» и в соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура  осуществляет надзор за исполнением  действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры по устранению их нарушений и привлечению  виновных к ответственности, выполняет  иные виды деятельности.

В соответствии со ст.1 Закона целями прокурорской деятельности являются: 1) обеспечение  верховенства закона, единства и укрепления законности; 2) защита прав и свобод человека и гражданина, а также  охраняемых законом интересов общества и государства.

Верховенство  закона и единство законности означают единообразное понимание и применение законов на всей территории Российской Федерации, непротиворечивость законодательства, приоритет законов над иными  правовыми актами. Обеспечение единства законности на территории всей страны – необходимое условие успешного  социального, экономического и политического  развития государства. Верховенство закона, защита прав и свобод человека и  гражданина – один из главных устоев правового государства.

По  смыслу закона прокуратура не подменяет  другие государственные органы, а  осуществляет надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие  должностные лица выполняют возложенные  на них законом обязанности по обеспечению и контролю исполнения законов всеми органами и гражданами, на которых распространяется их компетенция.

Вновь обратимся к биографу российской прокуратуры Н.В.Муравьеву, который  более века назад очень точно  заметил: «Термин – блюститель законов (conservator legis...) есть один из коренных эпитетов прокуратуры, выражающий собою один из главнейших ее атрибутов... Это своего рода юридическая цензура... Наблюдательная функция прокуратуры состоит из двух логически связанных частей: 1) наблюдение за тем, чтобы законный порядок не был нарушен и 2) принятие мер к его восстановлению, когда нарушение уже последовало. Отсюда двоякая деятельность прокуратуры: предупредительная, направленная к тому, чтобы не допустить нарушения... и карательная, имеющая целью восстановить уже нарушенный порядок посредством преследования нарушений и нарушителей».

Предметом прокурорского надзора, таким образом, можно определить исполнение законов, соответствие законам издаваемых правовых актов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина объектами, перечисленными в Законе о прокуратуре.

Особенностями правового регулирования данной государственной деятельности является то, что прокурорский надзор:

– осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами  от имени и по поручению государства;

– обеспечивается мерами государственного принуждения;

Смотрите  здесь 
  
Подержанные планшеты по необычно низким ценам! 
slando.ru  
от 2 500 руб.

Копия iPhone 4 
  
Тонкая реплика iPhone 4, бесплатная доставка! 
iphoneshop.su  
4 900 руб.

Спортивная  обувь 
  
Огромный выбор кроссовок на любой вкус! 
sapato.ru  
от 2 490 руб.

Крутые  мобилки 
  
Новинки 2012 в Магазилле! Выбирайте 
magazilla.ru

       

– распространяется на всю территорию Российской Федерации;

– включает в себя также надзор за исполнением законов органами, осуществляющими  контрольные функции государства, в т.ч. и в сфере правоохранительной деятельности (например, исполнение законов  органами внутренних дел, налоговой  полиции, таможенными органами и  т.п.).

Вместе  с тем необходимо уточнить важную деталь – надзор осуществляется именно за исполнением законов, но не за деятельностью  органов, учреждений и организаций. В соответствии с ч.2 ст. 26 Закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организации. По этой причине, скорее всего, среди объектов прокурорского надзора Закон не выделяет граждан, т.е. частных лиц, исполнение законов которыми остается подконтрольным названным выше правоохранительным органам государства.

Таким образом, прокурорский надзор – это  осуществляемая от имени государства  деятельность специально уполномоченных должностных лиц – Генерального прокурора и подчиненных ему  прокуроров по обеспечению точного  исполнения и единообразного применения законов органами власти и управления, их должностными лицами, хозяйствующими субъектами и объединениями, а также  защите прав и свобод человека и  гражданина, интересов общества и  государства путем принятия мер  к своевременному предупреждению, выявлению  и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.

Справедливости  ради необходимо признать, что законодатель не сразу пришел к такому пониманию  направлений прокурорской деятельности. В последние годы наряду с необходимостью реформирования прокуратуры неоднократно проводилась мысль о ликвидации одного из основных видов ее деятельности – общего надзора как высшего  надзора за исполнением законов  и соответствием законам подзаконных  актов. Приводились доводы о том, что прокуратура не справляется  с надзорными функциями ввиду  их огромного объема, поскольку резко  увеличилось количество поднадзорных органов, в том числе предприятий  различных форм собственности.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации  предложила реформировать органы прокуратуры, пересмотреть вверенные ей функции.

Основная  проблема, вокруг которой, как и 130 лет  назад развернулась широкая дискуссия: «должна ли будущая прокуратура  сохранить ту сферу деятельности, которую мы привыкли называть общим  надзором, останется ли прокуратура  органом, на которую возложен надзор за законностью в стране, или станет лишь властью обвинительной, органом  уголовного преследования».

Долгие  годы исследовавший деятельность прокуратуры  и немало сделавший для ее совершенствования  В.М.Савицкий вынужден был признать, что российская прокуратура сегодня  – рудимент тоталитарной системы  советского периода. Стержневой функцией прокуратуры автор видел лишь осуществление уголовного преследования, т.е. предлагал вернуться к положению  органов прокуратуры в России с 60-х гг. XIX в. до 1917 г. 

Вместе  с тем высказывались позиции, которые сводились к общему выводу: «в настоящее время не нужны радикальные  перемены в положении прокурора». Склонившись к данной точке зрения, законодатель сохранил и укрепил  позиции прокуратуры в системе  государственных органов, обеспечил  ее независимость, расширил некоторые  направления ее функционирования и, наконец, содержание деятельности прокуратуры  тесно связал с надзором за исполнением  законов, что и определяет предназначение прокуратуры в государстве.

Информация о работе Прокуротура РФ