Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад
Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.
Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского. Эта фраза стала «крылатой» на многие годы, подчеркивая не только значение органов прокуратуры в государстве и обществе, но и тот бесспорный факт, что она всегда оставалась «державным» оружием власти в стране. 280-летний путь «исканий и бурь», пройденный прокуратурой как органом надзора за законностью в России, со всей очевидностью свидетельствует о жизненной важности и необходимости осмысления нашего исторического прошлого, собственных ошибок и обретений.
В
условиях развития современной судебно-правовой
реформы в стране развернулась острая
дискуссия (а по сути – столкновение
полярных мнений) относительно роли и
места прокуратуры в
Необходимо
признать, что концептуально
На
первой конференции Международной
ассоциации прокуроров было подчеркнуто,
что новая прокурорская организация
будет способствовать упрочению
в общественном сознании совершенно
очевидной, но не всегда и везде признаваемой
истины: прокуратура есть источник
справедливости, она действует от
имени общества и в интересах
общества. До тех пор, пока в России
не будет отлажена четкая система
государственного контроля, пока в
полной мере не окрепнет судебная власть
и, таким образом, не появится реальная
возможность компенсировать прокурорский
надзор иными институтами
Редакция
Закона о прокуратуре 1995 г. в большей
степени покончила с
Названная
(довольно радикальная) и последующие
редакции Закона (в работе анализируется
Федеральный закон «О прокуратуре
Российской Федерации» в редакции Закона
от 10 февраля 1999 г., 29 декабря 2001 г., 28 июня,
25 июля, 5 октября 2002 г.) более четко
определили конституционный статус
прокуратуры, разрешили отдельные
концептуальные проблемы, касающиеся
построения ее органов и учреждений,
а также осуществления
Правовые
основы современной российской прокуратуры
«усилились» также и за счет изданных
в последние годы приказов и указаний
Генерального прокурора Российской
Федерации, определяющих основные стратегические
приоритеты и средства их реализации
при организации и
Издание подготовлено с учетом изменений и дополнений, внесенных в законодательное и ведомственное регулирование организации и деятельности российской прокуратуры, что позволит, на наш взгляд, составить полное представление о ее функциях, задачах и полномочиях на современном этапе.
Обширная
и порой непримиримая дискуссия
о месте и роли прокуратуры
в правоохранительном механизме
страны, развернувшаяся в России в
последние годы, несколько утратила
свой накал после принятия в 1995 г.
новой редакции закона «О прокуратуре
Российской Федерации». Ее отличительной
особенностью стала ярко выраженная
полярность позиций сторон спора: от
обоснования необходимости
Действительно, научный спор о месте и значении прокуратуры в государстве не только и не столько определяет ее дальнейшую судьбу, хотя во многом позволяет представить будущую модель российской государственности.
В
юридической литературе место прокуратуры
в системе разделения властей
определяется по-разному, но суть дискуссии
и выработанных в ее ходе точек
зрения можно свести к следующему:
1) прокуратура –
Последняя
позиция представляется наиболее аргументированной
и последовательной. В отличие
от судебной власти, которая по своей
природе сугубо объективна и первична
по отношению к власти исполнительной,
прокурорская власть – это плод
исключительно воли монарха, т.е. административной
ветви власти, «державное оружие»
ее укрепления и стабильности. При
этом необходимо учитывать, что чаще
всего в теории государства президент
рассматривается как глава
Прокуратура как государственный институт зародилась во Франции в начале ХIV столетия, исходя исключительно из потребностей и интересов королевской власти. Отсюда и первое название прокуроров: «люди короля», деятельность которых была направлена на обеспечение всевластия «короны». Действительно, прокуратура исторически сложилась как исполнительный орган государства, представляющий и защищающий его интересы. Вместе с тем история прокуратуры – это процесс конкуренции двух основных направлений ее деятельности: а) публичного уголовного преследования, т.е. поддержания обвинения от имени общества и государства в отношении лиц, совершивших преступление и б) представительства государственных интересов в области правоохраны. Собственно прокуратура сложилась окончательно для целей последнего, в то время как жизнь ей дало именно первое направление.
Исходя
из разной степени и доли соотношения
этих направлений, можно выделить несколько
исторически сложившихся
1)
фискально-контрольный тип
2)
французская прокуратура,
3) англосаксонская прокуратура – основана на полном отсутствии законоохранительного элемента и ограничивающаяся в своей деятельности функцией уголовного преследования (по сути, это государственная адвокатура, представляющая в суде интересы своего клиента – государства);
4) германская прокуратура – по деятельности более близка к англосаксонскому типу, а по устройству – к французскому;
5)
русская (российская) прокуратура.
Представляет собой
В
допетровские времена России были чужды
понятия основных элементов прокурорского
учреждения, хотя отдельные «мотивы»
прокурорского
Идея учреждения органов прокуратуры в России, безусловно, принадлежит императору Петру I, хотя ее зарождение нельзя не связывать с влиянием иноземного права. Вместе с тем в литературе высказывается точка зрения, что в основе этого нововведения лежит сугубо русский бюрократизм как одна из наиболее серьезных болезней аппарата российского государства: неисполнительность чиновников, обман, закононепослушание, мздоимство, казнокрадство, а в целом – пренебрежение к интересам государства и народа. Именно понимание этого явления и привело Петра I к необходимости учреждения прокуратуры в ходе реформы системы государственного управления в первой четверти XVIII в. По его замыслу прокурорский надзор был сформирован как институт контроля в первую очередь за деятельностью государственного аппарата.
В этой связи сразу же после образования 23 февраля 1711 г. Правительствующего Сената 2 марта 1711 г. создается орган, специально предназначенный для надзора за соблюдением законности в деятельности сенаторов – фискалат Основными функциями института фискалов были: политический сыск – «правильное применение истинной мысли государя»; «поддержание интересов фиска и казны» (сбор налогов); борьба с казнокрадством и наблюдение за «чиновничьей нравственностью» и т.п. Их учреждением была реализована идея создать такую должность, которая была бы «всевидящим оком царевым», посредством которого правительство могло надзирать за деятельностью всех подчиненных ему органов и должностных лиц. Вместе с тем, по утверждению известного биографа российской прокуратуры Н.В.Муравьева, фискалы «не заслужили доверия и сочувствия современников и оставили по себе потомству темную память, о ней достаточно свидетельствует сохранившееся и до наших дней укоризненное и оскорбительное значение самого слова «фискал», в смысле доносчика, представление о котором возбуждает чувство страха, ненависти и презрения».
Постепенно фискалат как орган «догляда» за нравственностью чиновников и «выгодами государства», доноса на «противников царевых интересов» переродился в прокуратуру – орган надзора за законностью в государстве. Указами Петра I в 1722 г. введена должность генерал-прокурора, которому предписывалось надзирать за законностью деятельности Сената, а впоследствии и всех иных государственных органов. При обнаружении нарушения закона генерал-прокурор обязан был предложить исправить ошибку, а в случаях неподчинения имел право «протестовать и оное дело остановить».
Прокуроры стали занимать важное место в государственной службе. Активно складывался прокурорский корпус, которому царь Петр старался дать «большую силу и авторитет». Прокуроров по предложению генерал-губернаторов избирал Сенат. Они осуществляли контроль за деятельностью центральных и местных учреждений, докладывали генерал-губернаторам о выявленных недостатках. Обнаружив нарушение, прокурор сначала устно предлагал устранить его, а при неподчинении мог принести письменный протест в орган нарушивший закон, а далее – в соответствующую коллегию или Сенат. Принесение протеста на незаконный акт приостанавливало его действие.
После смерти Петра I прокуратура и прокурорский надзор пережили несколько «взлетов и падений». Значение прокуратуры в обществе менялось полярно: то она становилась малозаметной структурой в государственном устройстве страны, то снова занимала подобающее положение в государстве. В эпоху децентрализации Екатерины II получила развитие местная (губернская) прокуратура. С созданием в 1802 г. при Александре I Министерства юстиции генерал-прокурор и министр юстиции Российской империи стали выступать в одном лице.