Прокуротура РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:25, доклад

Краткое описание

Широко известной фразой, выведенной в эпиграф настоящего пособия, российский император Петр I довольно образно и точно охарактеризовал сущность вводимой в России Указом от 12 января 1722 г. должности генерал-прокурора, назначив на этот пост своего сподвижника и любимца Павла Ивановича Ягужинского.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 329.68 Кб (Скачать)

9.6. В заседании президиума Верховного  суда республики, краевого или  областного суда, суда города  федерального значения, суда автономной  области и суда автономного  округа, окружного (флотского) военного  суда принимать участие руководителям  субъектов Российской Федерации  и приравненным к ним прокурорам.

9.7. В заседании Судебной коллеги  по уголовным делам, Военной  коллегии Верховного Суда Российской  Федерации участвовать соответственно  прокурорам управлений по обеспечению  участия прокуроров в рассмотрении  уголовных дел судами Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  и Главной военной прокуратуры.

9.8. В заседании Президиума Верховного  суда Российской Федерации принимать  участие Генеральному прокурору  Российской Федерации и его  заместителям.

9.9. В случае необоснованного отклонения надзорного представления судом надзорной инстанции либо несогласия с принятым судебным решением по жалобе стороны защиты ставить в пределах установленной компетенции, с приложением всех необходимых материалов, вопрос перед вышестоящим прокурором о внесении надзорного представления в вышестоящий суд.

10. Руководителю прокуратуры при  оценке качества и эффективности  участия прокурора в рассмотрении  дела судом исходить из его  реального вклада в принятие  судом законного, обоснованного  и справедливого решения, учитывать  проявленные активность, профессиональное  мастерство и объективность занятой  позиции. Стремиться к тому, чтобы  оценка деятельности прокурора  способствовала развитию его  творческой инициативы, служила  стимулом к надлежащему выполнению  им служебного и нравственного  долга.

11. Управлению по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам, отраслевым управлениям и отделам регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику принесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений, используя результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуратур, повышения качества государственного обвинения и устранения ошибок, допускаемых при расследовании уголовных дел.

12. Обратить особое внимание на  совершенствование профессионального  мастерства государственных обвинителей,  в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта  участия в судебных процессах.  В этих целях организовать надежную систему профессиональной учебы; постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, а там, где это возможно, - ученых-юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие формы обучения, в том числе деловые игры; развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию; повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях.

13. Использовать средства массовой  информации для пропаганды деятельности  государственных обвинителей. Обеспечить  достоверность материалов, подлежащих  опубликованию, их юридическую  обоснованность.

14. Всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным  прокурорам поддерживать постоянное  взаимодействие и осуществлять  обмен опытом по вопросам, возникающим  в практике обеспечения участия  прокуроров в рассмотрении судами  уголовных дел и принесения  представлений на неправосудные  решения.

15. Управлению по обеспечению участия  прокуроров в рассмотрении уголовных  дел судами Генеральной прокуратуры  Российской Федерации постоянно  совершенствовать организацию контроля за деятельностью нижестоящих прокуроров. Регулярно анализировать состояние работы по участию прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, тенденции ее изменения и вырабатывать соответствующие рекомендации.

Своевременно  выявлять потребности корпуса государственных  обвинителей в организационной  и методической помощи и совместно  с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, управлением  методического обеспечения разрабатывать необходимые пособия и рекомендации для применения их в практической деятельности.

16. Считать недействующим приказ  Генерального прокурора Российской  Федерации от 24 ноября 1998 г. №  82 «О задачах прокуроров, участвующих  в рассмотрении судами уголовных  дел».

17. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Приказ  направить прокурорам субъектов  Российской Федерации, приравненным к  ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и  районов, иным территориальным, военным  и специализированным прокурорам.

Генеральный прокурор

Российской  Федерации

действительный  государственный

советник  юстиции                                                                                           В.В.УСТИНОВ 

 

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П Р И К А З  № 39

от 5 июля 2002 г.

ОБ  ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА  ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

В СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА 

 

В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства и в целях обеспечения прокурорского  надзора за единообразным применением  в ходе досудебного производства требований Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам организовать работу таким образом, чтобы деятельность прокуратуры максимально обеспечивала конечную цель уголовного преследования - изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности.

В полной мере использовать предусмотренные  ст. 37 УПК Российской Федерации полномочия для надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов  участников уголовного судопроизводства, в первую очередь – потерпевших  от преступлений.

2. Исходить из того, что в досудебном  производстве прокурор является  руководителем уголовного преследования.  В этой связи для выполнения  возложенной задачи надлежит:

2.1. Ежемесячно проверять исполнение  законодательства при приеме, разрешении  и учете заявлений и сообщений  о преступлениях, сопоставляя  для этого данные органов внутренних  дел, сообщения средств массовой  информации, жалобы граждан, сведения  страховых компаний, медицинских  учреждений и иных источников.

Обращать  особое внимание на соблюдение порядка  регистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформления, обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения.

2.2. Тщательно изучать материалы  проверок заявлений и сообщений  о преступлениях. Не допускать  промедления в возбуждении уголовного  дела при очевидных признаках  преступления.

Возбуждать  уголовное дело в строгом соответствии с УПК Российской Федерации при  наличии достаточных данных, указывающих  на признаки преступления.

2.3. При поступлении от следователя, дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - соответствующих протоколов и постановлений незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, устанавливать обстоятельства, исключающие необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность проведения следственных действий.

2.4. В случаях, когда в собранных  материалах не содержится данных, необходимых для возбуждения  дела, но не исчерпаны возможности  для их сбора, в тот же  день выносить постановление  о возвращении материалов для  дополнительной проверки с указанием  о необходимости выполнения конкретных  процессуальных действий.

2.5. По сообщениям об убийстве, террористическом  акте, бандитизме и иных особо  тяжких преступлениях лично выезжать  на место происшествия, непосредственно  изучать обстоятельства происшедшего  и собранные материалы и при  наличии достаточных оснований  на месте возбуждать уголовное  дело либо давать согласие  на его возбуждение, если постановление  о возбуждении дела вынесено  следователем.

2.6. В случае решения о согласии на возбуждение уголовного дела, но невозможности оперативного возвращения следователю или дознавателю материалов дела для производства расследования или дознания о принятом решении уведомлять их по телефону, телеграфу, телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой, а постановления о возбуждении уголовного дела с материалами незамедлительно направлять следователю или дознавателю. Уведомление, полученное по телефону, оформлять телефонограммой.

Следить, чтобы поступившие сообщения  органами предварительного расследования  приобщались к материалам дела с  указанием времени их фактической  отправки и получения.

2.7. Для оперативного рассмотрения  вопросов, связанных с дачей согласия  на возбуждение уголовного дела, установить в нерабочее время  (включая выходные и праздничные  дни) дежурство прокурорских работников, правомочных принимать процессуальные  решения.

3. Строго руководствоваться требованиями  главы 52 УПК Российской Федерации  о порядке производства по  уголовным делам в отношении  лиц, перечисленных в части  первой статьи 447 Уголовно - процессуального кодекса.

Средствами  прокурорского надзора обеспечивать немедленное освобождение лиц, перечисленных  в статье 449 УПК Российской Федерации, задержанных в порядке, предусмотренном  статьей 91 Уголовно - процессуального кодекса (за исключением случаев задержания на месте преступления), по подозрению в совершении преступлений.

4. Определять подследственность уголовного дела, исходя из того, что возбуждение уголовного дела о преступлении, место совершения которого неизвестно, является прерогативой того прокурора города, района, на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

5. Имеющимися полномочиями своевременно  пресекать факты необоснованного  и незаконного применения к  подозреваемым и обвиняемым мер  процессуального принуждения. В  этих целях:

5.1. Ежедневно проверять законность  содержания подозреваемых, обвиняемых  в изоляторах временного содержания  и на гауптвахтах. Остро реагировать  на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся  в протоколе задержания, фактическим  обстоятельствам происшедшего.

Следить за тем, чтобы процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее 3 часов после  фактического доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю  или прокурору.

5.2. Пресекать случаи задержания  подозреваемых в совершении преступлений  на основании протоколов об  административных правонарушениях.  Безотлагательно принимать меры  к освобождению незаконно задержанных  лиц, в том числе содержащихся  свыше 48 часов без избрания  меры пресечения в виде заключения  под стражу, а также содержащихся  под стражей без продления  сроков.

6. Избирая меру пресечения и  определяя ее вид, исходить  из оснований, указанных в статье 97 УПК Российской Федерации, учитывая  при этом тяжесть предъявленного  обвинения, данные о личности  обвиняемого, его возраст, состояние  здоровья, семейное положение, место  жительства, род занятий и другие  обстоятельства. При отсутствии  оснований для избрания меры  пресечения и с учетом конкретных  обстоятельств отбирать обязательство  о явке.

6.1. При рассмотрении вопросов о  согласии на возбуждение перед  судом ходатайства об избрании  меры пресечения в виде заключения  под стражу иметь в виду, что  в статье 108 Уголовно - процессуального кодекса содержится исчерпывающий перечень условий для заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого.

Тщательно проверять доводы подозреваемого и  обвиняемого об их невиновности, оказании давления, нарушении права на защиту и другие. В необходимых случаях  лично допрашивать лицо, подлежащее аресту, а несовершеннолетнего - в  обязательном порядке.

6.2. Давать согласие на применение  к подозреваемому или обвиняемому  в качестве меры пресечения  домашнего ареста только при  наличии условий для реального  исполнения этой меры.

7. При невозможности окончания  предварительного следствия в  двухмесячный срок и отсутствии  оснований для изменения или  отмены меры пресечения в виде  заключения под стражу обеспечить  продление сроков содержания  под стражей в строгом соответствии  со статьей 109 УПК Российской  Федерации.

7.1. Принимая решение о даче согласия  на продление срока содержания  под стражей свыше 6 месяцев,  следить за тем, чтобы ходатайство  о продлении возбуждалось в  отношении лиц, обвиняемых в  совершении тяжких и особо  тяжких преступлений, только при  условии особой сложности уголовного  дела и наличии оснований для  избрания этой меры пресечения.

7.2. Для получения согласия Генерального  прокурора Российской Федерации  на представление суду ходатайства  о продлении срока содержания  под стражей свыше 12 месяцев  готовить и не позднее 30 суток  до истечения годичного срока  представлять в Генеральную прокуратуру  соответствующие материалы с  заключением об обоснованности  и законности его продления.

Информация о работе Прокуротура РФ