9.6.
В заседании президиума Верховного
суда республики, краевого или
областного суда, суда города
федерального значения, суда автономной
области и суда автономного
округа, окружного (флотского) военного
суда принимать участие руководителям
субъектов Российской Федерации
и приравненным к ним прокурорам.
9.7.
В заседании Судебной коллеги
по уголовным делам, Военной
коллегии Верховного Суда Российской
Федерации участвовать соответственно
прокурорам управлений по обеспечению
участия прокуроров в рассмотрении
уголовных дел судами Генеральной
прокуратуры Российской Федерации
и Главной военной прокуратуры.
9.8.
В заседании Президиума Верховного
суда Российской Федерации принимать
участие Генеральному прокурору
Российской Федерации и его
заместителям.
9.9.
В случае необоснованного отклонения
надзорного представления судом надзорной
инстанции либо несогласия с принятым
судебным решением по жалобе стороны защиты
ставить в пределах установленной компетенции,
с приложением всех необходимых материалов,
вопрос перед вышестоящим прокурором
о внесении надзорного представления
в вышестоящий суд.
10.
Руководителю прокуратуры при
оценке качества и эффективности
участия прокурора в рассмотрении
дела судом исходить из его
реального вклада в принятие
судом законного, обоснованного
и справедливого решения, учитывать
проявленные активность, профессиональное
мастерство и объективность занятой
позиции. Стремиться к тому, чтобы
оценка деятельности прокурора
способствовала развитию его
творческой инициативы, служила
стимулом к надлежащему выполнению
им служебного и нравственного
долга.
11.
Управлению по обеспечению участия прокурора
в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, прокурорам
субъектов Российской Федерации и приравненным
к ним прокурорам, отраслевым управлениям
и отделам регулярно анализировать практику
участия прокуроров в рассмотрении судами
уголовных дел, практику принесения апелляционных,
кассационных и надзорных представлений,
используя результаты анализа для совершенствования
деятельности подчиненных прокуратур,
повышения качества государственного
обвинения и устранения ошибок, допускаемых
при расследовании уголовных дел.
12.
Обратить особое внимание на
совершенствование профессионального
мастерства государственных обвинителей,
в первую очередь прокуроров,
не имеющих достаточного опыта
участия в судебных процессах.
В этих целях организовать надежную систему
профессиональной учебы; постоянно совершенствовать
учебно-методический процесс, привлекая
к участию в проведении учебных мероприятий
опытных практических работников, а там,
где это возможно, - ученых-юристов; изучать
и распространять положительный опыт
работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие
формы обучения, в том числе деловые игры;
развивать и поощрять творческую активность
прокуроров и стремление их к самосовершенствованию;
повышать роль и ответственность руководителей
прокуратур городского и районного звена
за качественную подготовку государственных
обвинителей к участию в судебных заседаниях.
13.
Использовать средства массовой
информации для пропаганды деятельности
государственных обвинителей. Обеспечить
достоверность материалов, подлежащих
опубликованию, их юридическую
обоснованность.
14.
Всем территориальным прокурорам,
военным и иным специализированным
прокурорам поддерживать постоянное
взаимодействие и осуществлять
обмен опытом по вопросам, возникающим
в практике обеспечения участия
прокуроров в рассмотрении судами
уголовных дел и принесения
представлений на неправосудные
решения.
15.
Управлению по обеспечению участия
прокуроров в рассмотрении уголовных
дел судами Генеральной прокуратуры
Российской Федерации постоянно
совершенствовать организацию контроля
за деятельностью нижестоящих прокуроров.
Регулярно анализировать состояние работы
по участию прокуроров в рассмотрении
судами уголовных дел, практику применения
уголовного и уголовно-процессуального
законодательства, тенденции ее изменения
и вырабатывать соответствующие рекомендации.
Своевременно
выявлять потребности корпуса государственных
обвинителей в организационной
и методической помощи и совместно
с НИИ проблем укрепления законности
и правопорядка, управлением методического
обеспечения разрабатывать необходимые
пособия и рекомендации для применения
их в практической деятельности.
16.
Считать недействующим приказ
Генерального прокурора Российской
Федерации от 24 ноября 1998 г. №
82 «О задачах прокуроров, участвующих
в рассмотрении судами уголовных
дел».
17.
Контроль за исполнением настоящего приказа
возложить на заместителей Генерального
прокурора Российской Федерации.
Приказ
направить прокурорам субъектов
Российской Федерации, приравненным к
ним военным и другим специализированным
прокурорам, прокурорам городов и
районов, иным территориальным, военным
и специализированным прокурорам.
Генеральный
прокурор
Российской
Федерации
действительный
государственный
советник
юстиции В.В.УСТИНОВ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П
Р И К А З № 39
от
5 июля 2002 г.
ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА
ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
В
СТАДИИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В
связи с переходом к работе
в новых условиях уголовного судопроизводства
и в целях обеспечения прокурорского
надзора за единообразным применением
в ходе досудебного производства
требований Уголовно - процессуального
кодекса Российской Федерации, руководствуясь
ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации», приказываю:
1.
Заместителям Генерального прокурора
Российской Федерации, начальникам управлений
и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам
субъектов Федерации, приравненным к ним
военным и другим специализированным
прокурорам, прокурорам городов, районов,
другим территориальным, военным и иным
специализированным прокурорам организовать
работу таким образом, чтобы деятельность
прокуратуры максимально обеспечивала
конечную цель уголовного преследования
- изобличение лиц, виновных в совершении
преступлений, и привлечение их к уголовной
ответственности.
В
полной мере использовать предусмотренные
ст. 37 УПК Российской Федерации полномочия
для надзора за законностью деятельности
органов дознания и предварительного
следствия, защиты прав и законных интересов
участников уголовного судопроизводства,
в первую очередь – потерпевших
от преступлений.
2.
Исходить из того, что в досудебном
производстве прокурор является
руководителем уголовного преследования.
В этой связи для выполнения
возложенной задачи надлежит:
2.1.
Ежемесячно проверять исполнение
законодательства при приеме, разрешении
и учете заявлений и сообщений
о преступлениях, сопоставляя
для этого данные органов внутренних
дел, сообщения средств массовой
информации, жалобы граждан, сведения
страховых компаний, медицинских
учреждений и иных источников.
Обращать
особое внимание на соблюдение порядка
регистрации сообщений о преступлениях,
их процессуального оформления, обязательное
уведомление заявителей о принятии
заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения.
2.2.
Тщательно изучать материалы
проверок заявлений и сообщений
о преступлениях. Не допускать
промедления в возбуждении уголовного
дела при очевидных признаках
преступления.
Возбуждать
уголовное дело в строгом соответствии
с УПК Российской Федерации при
наличии достаточных данных, указывающих
на признаки преступления.
2.3.
При поступлении от следователя, дознавателя
постановления о возбуждении уголовного
дела и материалов проверки сообщения
о преступлении, а в случае производства
отдельных следственных действий - соответствующих
протоколов и постановлений незамедлительно
проверять их обоснованность и достаточность
для вынесения процессуального решения,
устанавливать обстоятельства, исключающие
необходимость возбуждения уголовного
дела, выяснять своевременность и законность
проведения следственных действий.
2.4.
В случаях, когда в собранных
материалах не содержится данных,
необходимых для возбуждения
дела, но не исчерпаны возможности
для их сбора, в тот же
день выносить постановление
о возвращении материалов для
дополнительной проверки с указанием
о необходимости выполнения конкретных
процессуальных действий.
2.5.
По сообщениям об убийстве, террористическом
акте, бандитизме и иных особо
тяжких преступлениях лично выезжать
на место происшествия, непосредственно
изучать обстоятельства происшедшего
и собранные материалы и при
наличии достаточных оснований
на месте возбуждать уголовное
дело либо давать согласие
на его возбуждение, если постановление
о возбуждении дела вынесено
следователем.
2.6.
В случае решения о согласии на возбуждение
уголовного дела, но невозможности оперативного
возвращения следователю или дознавателю
материалов дела для производства расследования
или дознания о принятом решении уведомлять
их по телефону, телеграфу, телетайпу,
средствами факсимильной связи или электронной
почтой, а постановления о возбуждении
уголовного дела с материалами незамедлительно
направлять следователю или дознавателю.
Уведомление, полученное по телефону,
оформлять телефонограммой.
Следить,
чтобы поступившие сообщения
органами предварительного расследования
приобщались к материалам дела с
указанием времени их фактической
отправки и получения.
2.7.
Для оперативного рассмотрения
вопросов, связанных с дачей согласия
на возбуждение уголовного дела,
установить в нерабочее время
(включая выходные и праздничные
дни) дежурство прокурорских работников,
правомочных принимать процессуальные
решения.
3.
Строго руководствоваться требованиями
главы 52 УПК Российской Федерации
о порядке производства по
уголовным делам в отношении
лиц, перечисленных в части
первой статьи 447 Уголовно - процессуального
кодекса.
Средствами
прокурорского надзора обеспечивать
немедленное освобождение лиц, перечисленных
в статье 449 УПК Российской Федерации,
задержанных в порядке, предусмотренном
статьей 91 Уголовно - процессуального
кодекса (за исключением случаев задержания
на месте преступления), по подозрению
в совершении преступлений.
4.
Определять подследственность уголовного
дела, исходя из того, что возбуждение
уголовного дела о преступлении, место
совершения которого неизвестно, является
прерогативой того прокурора города, района,
на территории (либо объекте) которого
обнаружены достаточные данные, указывающие
на признаки преступления.
5.
Имеющимися полномочиями своевременно
пресекать факты необоснованного
и незаконного применения к
подозреваемым и обвиняемым мер
процессуального принуждения. В
этих целях:
5.1.
Ежедневно проверять законность
содержания подозреваемых, обвиняемых
в изоляторах временного содержания
и на гауптвахтах. Остро реагировать
на нарушения порядка задержания,
несоответствия данных, содержащихся
в протоколе задержания, фактическим
обстоятельствам происшедшего.
Следить
за тем, чтобы процессуальное оформление
задержания следователем и дознавателем
осуществлялось не позднее 3 часов после
фактического доставления подозреваемого
в орган дознания, к следователю
или прокурору.
5.2.
Пресекать случаи задержания
подозреваемых в совершении преступлений
на основании протоколов об
административных правонарушениях.
Безотлагательно принимать меры
к освобождению незаконно задержанных
лиц, в том числе содержащихся
свыше 48 часов без избрания
меры пресечения в виде заключения
под стражу, а также содержащихся
под стражей без продления
сроков.
6.
Избирая меру пресечения и
определяя ее вид, исходить
из оснований, указанных в статье
97 УПК Российской Федерации, учитывая
при этом тяжесть предъявленного
обвинения, данные о личности
обвиняемого, его возраст, состояние
здоровья, семейное положение, место
жительства, род занятий и другие
обстоятельства. При отсутствии
оснований для избрания меры
пресечения и с учетом конкретных
обстоятельств отбирать обязательство
о явке.
6.1.
При рассмотрении вопросов о
согласии на возбуждение перед
судом ходатайства об избрании
меры пресечения в виде заключения
под стражу иметь в виду, что
в статье 108 Уголовно - процессуального
кодекса содержится исчерпывающий перечень
условий для заключения под стражу подозреваемого
или обвиняемого.
Тщательно
проверять доводы подозреваемого и
обвиняемого об их невиновности, оказании
давления, нарушении права на защиту
и другие. В необходимых случаях
лично допрашивать лицо, подлежащее
аресту, а несовершеннолетнего - в
обязательном порядке.
6.2.
Давать согласие на применение
к подозреваемому или обвиняемому
в качестве меры пресечения
домашнего ареста только при
наличии условий для реального
исполнения этой меры.
7.
При невозможности окончания
предварительного следствия в
двухмесячный срок и отсутствии
оснований для изменения или
отмены меры пресечения в виде
заключения под стражу обеспечить
продление сроков содержания
под стражей в строгом соответствии
со статьей 109 УПК Российской
Федерации.
7.1.
Принимая решение о даче согласия
на продление срока содержания
под стражей свыше 6 месяцев,
следить за тем, чтобы ходатайство
о продлении возбуждалось в
отношении лиц, обвиняемых в
совершении тяжких и особо
тяжких преступлений, только при
условии особой сложности уголовного
дела и наличии оснований для
избрания этой меры пресечения.
7.2.
Для получения согласия Генерального
прокурора Российской Федерации
на представление суду ходатайства
о продлении срока содержания
под стражей свыше 12 месяцев
готовить и не позднее 30 суток
до истечения годичного срока
представлять в Генеральную прокуратуру
соответствующие материалы с
заключением об обоснованности
и законности его продления.