Адвокатура в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

Оглавление

1. Вступление:
а) определение и место адвокатуры в системе правоохранительных органов,
б) основные задачи адвокатуры.
2. Основная часть:
а) история образования и развития адвокатуры,
б) организация адвокатуры на современном этапе,
в) коллегии адвокатов,
г) общее собрание, президиум, ревизионная комиссия,
д) юридические консультации и вопрос сохранения в них личных тайн граждан,
е) проблемы оплаты труда адвокатов,
ж) статус адвоката,
з) непроцессуальная деятельность защитника,
3. Заключение:
а) взаимоотношения адвокатуры с государственными органами,
б) о проекте нового "Закона об адвокатуре".

Файлы: 1 файл

Адвокатура в РФ.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Адвокатура  в РФ

      ПЛАН 

  1. Вступление:

          а) определение и место адвокатуры в системе правоохранительных органов,

          б) основные задачи адвокатуры.

  1. Основная часть:

          а) история образования и развития адвокатуры,

          б) организация адвокатуры на современном  этапе,

          в) коллегии адвокатов,

          г) общее собрание, президиум, ревизионная  комиссия,

          д) юридические консультации и вопрос сохранения в них личных тайн граждан,

          е) проблемы оплаты труда адвокатов,

          ж) статус адвоката,

          з) непроцессуальная деятельность защитника,

  1. Заключение:

      а) взаимоотношения адвокатуры с государственными органами,

      б) о проекте нового "Закона об адвокатуре".

      Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке  защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

      Адвокатура  занимает важное место в системе  правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он - защитник, т.е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а также в других случаях.

      Устранение  таких ошибок является прерогативой должностных лиц и органов, ответственных  за производство по уголовному делу либо осуществляющих надзорные полномочия. Задача же защитника состоит в  том, чтобы своими ходатайствами, жалобами, возражениями, объяснениями обращать внимание компетентных должностных лиц на допущенные следственные и судебные ошибки и требовать их устранения.

      Обращая внимание в своих ходатайствах на грубые нарушения законности, допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы правоохранительных органов.

      Успешный  выбор и реализация защиты обвиняемого  во многом зависит от профессионального  мастерства адвоката, от его умения анализировать материалы дела, вести допрос, формулировать вопросы к экспертам. В распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением. Он может, в частности: - обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных в основу обвинения; - указывать на неисследованность версии, опровергающей или ставящей под сомнение версию обвинения; - опровергать обвинение путем критики лежащих в его основе доказательств; - доказывать факты, несовместимые с теми, которыми обосновано обвинение.

      Выбор способа действий зависит от защитника, который должен учитывать доказательственную ситуацию по делу.

      Однако  следует подчеркнуть, что защита обвиняемого ни при каких обстоятельствах  не может превращаться в защиту преступления. Адвокат не может по просьбе обвиняемого прибегать к незаконным методам защиты, несоответствующим правилам процесса. Из деятельности адвоката совершенно исключены подтасовка фактов, их искажения, подговор свидетелей или постановка им наводящих вопросов.

      В соответствии со статьей 23 Основ уголовного судопроизводства (ст. 51 УПК РСФСР) адвокат  не может отказаться от защиты. Он не только не вправе использовать свою информацию во вред подзащитному, но и прямо  обязан в силу односторонности выполняемой им функции максимально использовать предусмотренные законом средства и способы для выяснения всего, что оправдывает обвиняемого или смягчает его ответственность.

      В силу специфики функций, возложенных  на адвокатуру, ее альтернативности органам  государственной власти, отношение к ней менялось в различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этого института в нашей стране. Путь становления российской адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации адвокатуры.

      При самодержавии развитие адвокатской  деятельности тормозилось нежеланием государства разрешить создание профессиональных адвокатских объединений. Все цари, от Петра I до Николая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца. В течение всего дореформенного периода правовые представители были аморфной группой без соответствующего профессионального обучения, организации и названия. Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное время или находясь в отставке.

      Судебная  реформа 1864 года заложила основы компетентной и самоуправляемой организации  адвокатов. Сформировалась адвокатская профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами.

      Адвокаты  подразделялись на две группы: присяжных  поверенных корпорацию, дававших профессиональную присягу адвокатов - и частных  поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль и набирались из наиболее образованной части русской элиты. Обязательным условием вступления являлся законченный университетский курс юридических наук и не менее 5 лет работы в судебном ведомстве. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку. Совет и Общее собрание являлись органами самоуправления.

      В отличии от присяжных поверенных, имевших право выступать в  любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. Законодательство, регулирующее деятельность частных поверенных, сохраняло их дореформенный статус. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий контроль осуществлялся Министерством Юстиции. Работа адвоката заключалась в ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по уголовным и гражданским делам. С 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.

      Кроме случаев ведения дел по назначению суда, вознаграждение за которые выплачивалось  из общего фонда, оплата труда адвоката производилась по договоренности с клиентом. Хотя Министерство Юстиции и установило размеры оплаты услуг, они были необязательны и применялись лишь в случаях разногласий между адвокатом и клиентом.

      3 марта 1890 года был принят закон,  ограничивающий допуск в адвокатуру  евреев. Принятие дискриминирующего евреев закона было тем редким случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом против введенного сверху ограничения их полномочий.

      Сразу после падения старого режима были отменены все ограничения на прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство приняло закон, позволяющий заниматься адвокатской практикой женщинам.

      Смена политической власти в России привела  к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала  с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным.

      Каково  же было отношение большевиков к адвокатуре? Многие выдающиеся революционеры досконально знали тонкости адвокатской профессии, т.к. практиковала в качестве адвокатов при старом режиме. П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский да и сам Ленин были до революции членами адвокатуры. После получения диплома юриста в Санкт-Петербурге в 1891 году в возрасте 21 года без особого энтузиазма проработал в течение полутора лет помощником адвоката в провинциальном городе Самаре. Будучи под началом присяжного поверенного Хардина, он провел всего 10 дел о незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены.

      Придя к власти, большевики поняли, что  тактика работы в зале суда, оказавшая  большую помощь в разоблачении и  ослаблении системы царизма, может быть использована и против нового режима.

      24 ноября 1917 года был принят Декрет  о суде, который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных  расследований и практически  всю судебную систему. И если  большинство юридических учреждений  должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало. Интересы личности в суде было разрешено представлять любому, обладающему гражданскими правами, не опороченному гражданину.

      Издание нового Декрета N 2 о суде не привело к немедленной замене старой адвокатуры коллегиями правозащитников. Декрет N 2 предписывал создание при местных советах коллегий правозащитников, но он не оговаривал того, какими они должны быть и не обязывал местные советы исполнять его положения.

      На  первом Всероссийском съезде комиссаров юстиции в Москве в апреле 1917 года было принято решение об установлении для правозащитников государственных  окладов, разорвавшая таким образом  связь материального свойства между  адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из и без того скудной государственной казны.

      Распад  старой правовой системы привел к  массовому уходу из адвокатской корпорации.

      30 ноября 1918 года ВЦИК принял Положение  "О народном суде", которое  заменило существовавшие законы  о судах и адвокатуре. Коллегии  правозащитников заменялись коллегиями  с еще более неудобоваримым  названием - коллегия обвинителей,  защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными советами, причем размер окладов приравнивался к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату.

      Закон запрещал гражданам обращаться за юридической  помощью к адвокату лично. Необходимые  прошения и по уголовным и по гражданским  делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось.

      С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету N 2 о суде присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в народных судах, то по Положению "О народном суде" 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей.

      29 июня 1920 года Третий всероссийский съезд работников юстиции утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии обвинителей и защитников была введена система, в соответствие с которой юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности. Это означало ликвидацию адвокатской корпорации.

      Ничтожное число консультантов, работавших в  местных отделах юстиции, не могло  удовлетворить потребности населения, что привело к распространению подпольной адвокатской практики.

      Новый закон об адвокатуре, вышедший к  середине лета 1922 года, предусматривал возрождения института защитника  в каждой губернии. Но об организации  общероссийской коллегии адвокатов  в законе не говорилось. Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Как и до революции, делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный период общим собранием. Частная адвокатская практика законом в целом не регулировалась. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации.

      Значительное  большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными  специалистами - членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.

Информация о работе Адвокатура в РФ