Президент РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить функции и полномочия Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Становление института президентства в России………………………….....7
Глава II. Конституционно-правовой статус Президента Р………………………......11
§1. Президент РФ – глава государства……………………………………………......11
§ 2. Избрание и отрешение Президента РФ от должности…………………………..15
Глава III. Полномочия Президента РФ………………………………………………..21
§ 1. Президент РФ и Федеральное Собрание РФ……………………………………..21
§ 2. Президент РФ и Правительство РФ………………………………………………25
§ 3. Президент РФ и субъекты РФ…………………………………………………….27
§ 4. Президент РФ и судебная власть…………………………………………………29
§ 5. Военные полномочия Президента РФ……………………………………………30
§ 6. Полномочия Президента РФ по введению чрезвычайного положения………..34
§ 7. Полномочия Президента РФ в области внешней политики…………………….47
§ 8. Иные полномочия Президента РФ………………………………………………..40
§ 9. Акты Президента РФ………………………………………………………………43
§ 10. Аппарат Президента РФ………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………………...47
Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………………........49

Файлы: 1 файл

Единый.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Становление института президентства в России………………………….....7

Глава II. Конституционно-правовой статус Президента Р………………………......11

§1. Президент  РФ – глава государства……………………………………………......11

§ 2. Избрание и отрешение Президента РФ от должности…………………………..15

Глава III. Полномочия Президента РФ………………………………………………..21

§ 1. Президент  РФ и Федеральное Собрание РФ……………………………………..21

§ 2. Президент  РФ и Правительство РФ………………………………………………25

§ 3. Президент РФ и субъекты РФ…………………………………………………….27

§ 4. Президент  РФ и судебная власть…………………………………………………29

§ 5. Военные полномочия Президента РФ……………………………………………30

§ 6. Полномочия Президента РФ по введению чрезвычайного  положения………..34

§ 7. Полномочия Президента РФ в области внешней политики…………………….47

§ 8. Иные полномочия Президента РФ………………………………………………..40

§ 9. Акты Президента РФ………………………………………………………………43

§ 10. Аппарат  Президента РФ………………………………………………………….46

Заключение……………………………………………………………………………...47

Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………………........49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Термин  «президент» происходит от латинского «praesedere» что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. 

    Исторические  корни института президентства  уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.

    В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.

    Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения  в прежнюю организацию государственной  власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза.

    Итак, Институт Президентства РФ, является относительно молодым, новым и еще  не полностью устоявшимся юридическим  институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т.п.), в которых он насчитывает достаточно длительную и обширную историю практической деятельности. В то же время, несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего  государства.

    Анализ  института президентства в системе  государственной власти России является одним из актуальных направлений  в государственно-правовых исследованиях. Следует сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента.

    Существует  две полярных точки зрения относительно института Президентства РФ:

  • сторонники президентской формы правления, установленной федеральной Конституцией, видят в институте Президентства широкие возможности обеспечения единства государственной власти. Концентрация значительных полномочий у главы государства обосновывается объективной необходимостью в условиях становления гражданского общества. Это обстоятельство оправдывает, по их мнению, то, что президент вправе издавать нормативный акт по любому вопросу в пределах компетенции РФ, если его содержание не противоречит основам конституционного строя.
  • некоторые утверждают, что Конституция РФ установила своего рода «президентское всевластие», а поэтому отступила от требования доктрины разделения властей. Отсюда делается вывод о необходимости внесения поправок в Конституцию для устранения дисбаланса властей, либо, по крайней мере, необходимо толкование положений Конституции, которое бы ограничило прерогативу Президента, прежде всего, обеспечив его невмешательство в полномочия парламента и Правительства.

    Реализация  принципа разделения властей в российской Конституции, действительно, не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции РФ, является многонациональный народ Российской Федерации.

    Конституция исходит из того, что никакой государственный  орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.

    Президент Российской Федерации занимает в  системе федеральных государственных  органов особое положение. Конституция  возлагает на него задачу обеспечения  единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.

    Правовое  положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц.

    Президент Российской Федерации является главой государства (ч. 1 ст. 80 Конституции РФ). Как правило, главой государства  называют должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.

    В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина. Это связано со значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее ст. 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

    Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти. Здесь же указано, что Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством (ст. 1 Конституции РФ). Таким образом, например, обеспечивая целостность и единство Российской Федерации, Президент должен принимать меры, направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и федеральным законам.

    Трудно  переоценить актуальность рассматриваемой  в работе темы. Вопрос полномочий главы  государства периодически поднимается  в России с момента появления  института президентства. А в  последнее время, в свете избрания на пост президента Д. Медведева и утверждения В. Путина премьером, в стране вновь заговорили о передаче части президентских полномочий главе правительства.

    Цель  – изучить функции и полномочия Президента РФ в области законодательной  и исполнительной власти, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.

    Задача  работы – описать виды полномочий Президента.

    Объект исследования курсовой работы – Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента.

    Предмет исследования – компетенция Президента Российской Федерации.

    В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

    -изучение  научной литературы;

    -анализ  и обобщение отечественной и  зарубежной практики;

    -анализ  нормативно – правовых документов  регулирующих вопросы компетенции  Президента России.

    Гипотеза: в ходе изучения данной курсовой работы предполагалось уточнить компетенцию Президента РФ, касающуюся его полномочий.

    Практическая  значимость – результаты данного  исследования могут применяться  в правовой и учебной практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Становление института президентства в России 

    Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации, привели к необходимости  поиска новой модели организации  государственной власти. Основой  такой модели стал общепризнанный в  современном мире принцип разделения властей, а также введение в стране института президентской власти1.

    Общее историко-правовое  прошлое стран  СНГ, сходные трансформации и  демократические преобразования  неизбежно порождали общие черты  организации и функционирования института президентской власти. Изучение этих общих черт требует специального теоретико-правового исследования.

    В России изучение института президентства  ведется по нескольким направлениям.

    Прежде  всего, это общие работы по конституционному праву, в которых есть соответствующие  разделы, посвященные президентству2.

    Исследованию  института президентства свои работы посвятили: А.А. Мишин, Э.А. Иванян, Р.Ф. Иванов, В.А. Власихин, Ю.М. Ледовских,Я.М. Бельсон, А.В. Зиновьев, Н.А. Сахаров, В.П. Елисеев, Л.А. Окуньков, Г.А. Исакова, В.Я. Кожевников, В.В. Согрин, А.С. Никифоров, В.и. Кайнов, И.А. Бережков, Т.В. Горбунова, Е.А. Конышев, Е.А. Гурьев, Н.Г. Зяблюк, В.П. Золотухин, Б.М. Лазарев и другие.

    В последние годы опубликован ряд  примечательных статей американских и  европейских авторов о специфике  института президентства в постсоциалистических  странах, а также о достоинствах и недостатках различных систем республиканского правления (С.Холмс, А.Валенсуэла. Ф. Виммиран де Леон, Д.Л. Горовиц. Г. О’Доннелл, Х.Дж. Линц и другие).

    Далее необходимо сказать о типе президентства, сложившемся в Российской Федерации. Впервые о введении поста президента в советской России говорили еще в 1936 году. При обсуждении Конституции СССР в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а всем населением - наподобие выборов президента в США. Разумеется, И.В. Сталин категорически отверг это предложение, утверждая, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, -  «Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету».3

    Следующая попытка ввести институт президента возникла в середине 60-х годов. В 1964 году Н.С. Хрущев внес на рассмотрение комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР предложение учредить пост президента. Была даже разработана соответствующая глава Конституции. Однако по разным причинам это предложение не прошло. По сложившейся традиции роль главы государства по-прежнему отводилась "коллегиальному президенту" - Президиуму Верховного Совета.

    Л.И. Брежнев совместил в одном  лице высшие партийные и государственные  должности, что в сумме дало больше властных полномочий, чем мог бы дать президентский пост. Поэтому в "эпоху застоя" вопросов о президентстве не возникало. Только в марте 1990 года внеочередной III съезд народных депутатов СССР принимает закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР" и избирает первого (и последнего) Президента СССР Михаила Горбачева.

Информация о работе Президент РФ